ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
"О СОСТОЯНИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В 2002 ГОДУ"
Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2002 году. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. – 178 с.
Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2002 году (далее – Государственный доклад) подготовлен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г. № 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с учетом информации и аналитических разработок федеральных органов исполнительной власти, материалов органов исполнительной власти субъектов РФ и данных научных исследований в этой области за 2002 год.
Государственный доклад одобрен решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № 1 от 25 февраля 2003 г.) и поручением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № МК – П-4 – 03262.
ВВЕДЕНИЕ
В 2002 году основные усилия организаций и органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) были направлены на дальнейшее совершенствование защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение государственной политики в этой области, координация деятельности подсистем РСЧС, планирование и проведение практических мероприятий осуществлялись МЧС России во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с общественными организациями. Основные плановые мероприятия по защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций выполнены.
произведена оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам, тенденции ее возможного развития. Соответственно спланирован и осуществляется комплекс мер правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по их ликвидации, сокращение потерь и совершенствование жизнеобеспечения населения. Организованно выполняются федеральные и территориальные целевые программы в области природной и техногенной безопасности.
выполнены мероприятия по развитию системы управления РСЧС, повышению ее оперативности в условиях кризисных ситуаций, совершенствованию инженерной, медицинской, биологической, радиационной защиты, защиты от воздействия аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и повышению возможностей и готовности к действиям сил РСЧС. Существенным вкладом в повышение возможностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения и территорий, явилось преобразование Государственной противопожарной службы МВД России в Государственную противопожарную службу МЧС России.
совершенствовалась нормативная правовая база в части страхования, лицензирования и декларирования потенциально опасной деятельности. Улучшилась надзорная и контрольная деятельность. Продолжается работа по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС на территориальном уровне. Достаточно эффективно действует система подготовки руководящего состава, специалистов РСЧС, обучения населения, а также личного состава аварийно-спасательных формирований.
улучшилось взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов управления территориальных и ведомственных подсистем РСЧС. Развернута работа по предупреждению и пресечению террористической деятельности против населения, жизненно важных организаций и объектов. Доклад разработан на основе обобщения и анализа материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В докладе представлены:
данные о чрезвычайных ситуациях, происшедших в Российской Федерации в 2002 году, причины их возникновения и тенденции динамики их развития по сравнению с предыдущими годами;
оценка опасности прогнозируемых основных видов чрезвычайных ситуаций для населения и территорий;
организация и эффективность мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов; по профилактике возникновения и предупреждению чрезвычайных ситуаций; меры по противодействию терроризму);
оценка достаточности сил и средств для эффективного проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, снижению потерь населения, размеров ущерба природной среде и экономике. Оценка состояния и возможностей инженерной, медицинской, радиационной, социальной защиты и жизнеобеспечения населения, соответствия их прогнозируемой обстановке; подготовки органов управления РСЧС, обученности населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
состояние резервов материальных и финансовых ресурсов. Основные приоритетные направления совершенствования государственного регулирования деятельности РСЧС: создание государственной спасательной службы;повышение готовности и возможностей сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций, завершение создания информационной системы;совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;обеспечение своевременного и полного выполнения целевых программ;укрепление международного сотрудничества.