4.7. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
Неудовлетворительное состояние безопасности промышленных производств и высокий уровень аварийности во многом связаны с процессом старения технологий и оборудования, обостряющимся несоответствием между организацией управления промышленной безопасностью и темпами научно-технического прогресса.
Результаты проверок, проведенных в 2002 г., вызывают большую тревогу за состояние уровня промышленной безопасности ряда предприятий. Вследствие некачественной проектно-технической документации, физически и морально устаревшего оборудования, многочисленного несоответствия фактического положения проектным решениям и действующим правилам безопасности, недостаточного уровня знаний у специалистов и обслуживающего персонала решение вопросов предотвращения возможных ЧС значительно затруднено.
Несовершенство в Российской Федерации законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств, не позволило руководителям специально уполномоченных органов исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в представленных ими материалах с достаточной полнотой отразить суть работы в рамках рассматриваемого вопроса.
И, тем не менее, можно выделить несколько общих мероприятий, осуществляемых на местах по данному направлению деятельности. Наиболее существенными из них являются: дальнейшее совершенствование деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС) объектов экономики; создание элементов системы обеспечения (сырье, топливо, комплектующие изделия, электроэнергия, газ, тепло); содержание в готовности защитных сооружений для укрытия рабочих и служащих; создание и целенаправленное использование страхового фонда документации объектов экономики.
В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии (республиканские, областные, объектовые) по обеспечению функционирования объектов в ЧС, разработаны планы основных мероприятий, реализация которых должна создать предпосылку для повышения устойчивости функционирования объектов. Вместе с тем, не отработано четкое взаимодействие служб наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и, прежде всего, соответствующих подразделений гидрометеоцентров, санэпиднадзора, а также объектовых служб, органов управления по делам ГОЧС и КЧС, что не позволяет зачастую оперативно и объективно осуществлять контроль и обеспечивать своевременное оповещение о назревающей опасности возникновения ЧС.
Наиболее организованно и целенаправленно рассматриваемые меры осуществляются в республиках Башкортостан и Татарстан, Алтайском крае, Владимирской, Орловской, Костромской и некоторых других областях.