4.6. Подготовка руководящего состава и специалистов РСЧС, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях
На основе требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" во всех структурах РСЧС функционирует единая система подготовки руководящего состава и обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (рис. 4.3).
В целях расширения категорий обучаемого населения в области защиты от ЧС принят Федеральный закон от 28.10.2002 № 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Разработаны и изданы Примерные программы обучения населения в области защиты от ЧС и учебная программа для повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ в учебно-методических центрах по ГОЧС (УМЦ ГОЧС). Данные программы внедрены в систему обучения.
Анализ состояния учебного процесса минувшего года свидетельствует, что задачи обучения всех категорий населения в области защиты от ЧС, определенные руководящими документами на 2002 г., в основном, выполнены. Подготовка руководителей и специалистов в области защиты от ЧС осуществлялась в Институте развития МЧС России, УМЦ ГОЧС, на курсах ГО, в учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров министерств и ведомств Российской Федерации, а также непосредственно по месту работы.
Планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава и специалистов в области защиты населения и территорий от ЧС в истекшем учебном году выполнены на 91 %. Всего за 2002 г. в Российской Федерации прошли обучение более 15 тыс. человек руководящего состава и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выполняющих обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В течение года организовано обучение 168 должностных лиц и работников РСЧС федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Институте развития МЧС России, в том числе одной группы председателей КЧС субъектов Российской Федерации.
Более качественно и полно подготовка руководящего состава и специалистов в области защиты населения и территорий в минувшем году осуществлялась в республиках Башкортостан, Татарстан и Коми, Алтайском и Краснодарском краях, Владимирской, Курской, Орловской, Омской и Челябинской областях.
Изучение отчетных материалов, поступивших с мест, дает основание полагать, что в системе подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС имеются существенные недостатки. Подавляющее их большинство обусловлено проблемами экономического характера, не позволяющими должностным лицам и специально уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления вести планомерное обучение вверенных им структур и направлять своих представителей в Институт развития МЧС России, УМЦ ГОЧС и курсы ГО.
Не преодолены еще и серьезные упущения, связанные с дефицитом ответственности некоторых руководителей организаций за качество подготовки своих подчиненных. Продолжаются необоснованные сокращения занятий, особенно практических, медленно совершенствуется учебная, материально-техническая база УМЦ ГОЧС и курсов ГО.
В настоящее время в нашей стране сформирована целостная и самостоятельная система новых интегрированных знаний – безопасность жизнедеятельности. Разработаны государственные образовательные стандарты для среднего и высшего профессионального образования, проходит последний этап создания государственный образовательный стандарт общего среднего образования. Созданы, приняты и реализуются учебные программы для дошкольных учреждений, начальной и средней школы, а также для средних и высших профессиональных учебных заведений.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений организована по примерным программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), введенным в действие в 1994 и 1999 гг. Указанные программы в целом отражают государственную образовательную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций и позволяют формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. В минувшем году около 14 млн. учащихся прослушали курс ОБЖ в более чем 63 тыс. школ страны.
Во всех средних (полных) школах курс ОБЖ включен в учебные планы 10-11 классов. Вместе с тем, организация изучения вопросов безопасности жизнедеятельности в основной школе (5-9 классах) решена не полностью. Минобразования России, несмотря на все предложения и обращения МЧС России, включает преподавание курса ОБЖ в 5–9 классах в вариативную часть Базисного учебного плана, то есть, по-прежнему оставляет решение данного вопроса органам управления образованием субъектов Российской Федерации.
На сегодня курс ОБЖ включен в региональный компонент базисных учебных планов в 76 субъектах Российской Федерации (85 %) и изучается в 5–9 классах в 72 % школ.
Из-за недостатка дипломированных кадров и низкого уровня оплаты труда укомплектованность школ штатными преподавателями-организаторами курса ОБЖ в среднем по Российской Федерации составляет 58,2 %.
В принятой в настоящее время классификации учительских профессий самостоятельное место занимает квалификация "Учитель безопасности жизнедеятельности" (033300). На сегодняшний день 60 ВУЗов Российской Федерации на основании полученных лицензий готовят дипломированных специалистов с квалификацией "Учитель безопасности жизнедеятельности". Уже сделали несколько выпусков Тульский, Воронежский, Санкт-Петербургский государственные педагогические университеты.
В целях уменьшения негативного влияния кадровых проблем на обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности и улучшения качества обучения школьников к проведению занятий по курсу ОБЖ привлекаются сотрудники органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, преподаватели учебно-методических центров по ГОЧС и курсов ГО, специалисты ПСС. Всего проведено около 15 тысяч таких занятий.
Учебно-методические центры по ГОЧС и курсы ГО продолжают работу по повышению квалификации преподавателей безопасности жизнедеятельности и учителей, ведущих занятия по курсу ОБЖ. За 2002 год в них повысили свою квалификацию более 9 000 человек. В целях обобщения и внедрения передового опыта работы, апробации новых обучающих технологий, лучшего взаимодействия с органами управления образованием во всех регионах созданы базовые УМЦ ГОЧС по повышению квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ. Всего создано 23 базовых УМЦ ГОЧС.
Обеспеченность учебных заведений учебниками и учебными пособиями по курсу ОБЖ повысилась и составляет в среднем 64 %, но для качественного усвоения материала этого недостаточно. Учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ разработано, в том числе и при участии специалистов МЧС России, и издано в достаточном количестве. Но органы управления образованием субъектов Российской Федерации для их приобретения выделяют крайне недостаточное количество денежных средств.
В соответствии с приказом МЧС России и Минобразования России от 15.05.2000 г. № 266/1435 в 67 субъектах Российской Федерации созданы опорные образовательные учреждения по курсу ОБЖ. Для оказания помощи по оборудованию опорных образовательных учреждений по курсу ОБЖ в соответствии с планом НИОКР МЧС России разработаны методические рекомендации по оборудованию лабораторий, кабинетов (классов) ОБЖ, которые направлены в Минобразования России, компьютерные обучающие программы по курсу ОБЖ в начальной школе и 7-х и 8-х классов общей средней школы, а также мультимедийный учебник по курсу ОБЖ для 10 класса.
Главнейшим звеном системы массового обучения молодежи остается проведение соревнований по программе "Школа безопасности". Соревнования позволяют воспитывать у обучаемых, наряду с другими морально-волевыми качествами, и такие важные качества личности, как коллективизм и взаимовыручка. В 2002 г. проведено более 21 тыс. соревнований "Школа безопасности", в которых приняли участие более 1,7 млн. человек.
В целях обучения учащейся молодежи действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, популяризации деятельности поисково-спасательных формирований МЧС России и подготовки для них резерва в 2002 г. продолжалась работа по созданию кадетских корпусов, школ, классов и кружков (секций) “Юный спасатель”. По состоянию на 1 декабря 2002 г. функционируют 7 кадетских корпусов, 15 кадетских школ, 285 классов и 1 553 кружка (секции) "Юный спасатель".
В образовательных учреждениях профессионального начального образования с 1999 г. введена новая программа курса ОБЖ. Необходимость введения новой программы связана с принятием федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе" и рекомендаций Министерства образования Российской Федерации от 14.07.98 № 1133/14-2. Новая программа разработана на основе "Обязательного минимума содержания образовательных программ "Основы безопасности жизнедеятельности" в учреждениях среднего (полного) общего образования Российской Федерации" с учетом специфики профессиональной подготовки, реализуемой в образовательных учреждениях начального профессионального образования. В 2002 г. свыше 1 млн. учащихся прослушали курс ОБЖ в более чем 3 тыс. учреждений начального профессионального образования.
В образовательных учреждениях среднего и профессионального высшего образования вопросы безопасности жизнедеятельности изучаются в общепрофессиональной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД).
В новом поколении государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" включена лишь для технических специальностей с объемом в 187 часов. Для остальных направлений и специальностей изучение вопросов безопасности жизнедеятельности осуществляется в соответствии с рекомендациями Первого заместителя Министра образования Российской Федерации (от 4 сентября 2000 г. № 3855-40/38-02) по 100-часовой программе. Из 1 683 образовательных учреждений профессионального высшего образования в 914 имеются кафедры и циклы "Безопасность жизнедеятельности", в остальных ВУЗах дисциплину ведут преподаватели, входящие в состав родственных кафедр и циклов.
Приказом Минобразования России от 26.06.2002 г. № 2432 определены опорные региональные педагогические ВУЗы Минобразования России в федеральных округах по развитию преподавания в области безопасности жизнедеятельности. Работа по созданию в системе образования сети опорных образовательных учреждений по вопросам безопасности жизнедеятельности, предназначенных для сбора, анализа, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания учащейся молодежи по безопасности жизнедеятельности, апробации и внедрения в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий, формирования базы данных по кадровому, научному, информационному и методическому обеспечению учебного процесса и др.
В 2000 г. МЧС России профинансировало разработку и издание пробным тиражом (1 800 экз.) учебного пособия для ВУЗов "Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях". В 2001-2002 учебном году учебное пособие прошло апробацию в 93 ВУЗах Центрального, Северо-Западного и Южного регионов. Полученные отзывы и рецензии на учебное пособие – положительные. В них отмечается потребность в этом учебном пособии и необходимость издания его большим тиражом для использования в учебном процессе в ВУЗах как базового.
В 2 558 образовательных учреждениях среднего профессионального образования вопросы безопасности жизнедеятельности изучаются в соответствии с государственными образовательными стандартами по 68-часовой учебной программе; преподавание дисциплины проводится в основном преподавателями БЖД, входящими в состав родственных кафедр и циклов.
В 2002 учебном году 79 преподавателей дисциплины БЖД учебных заведений профессионального образования повысили свою квалификацию в Институте развития МЧС России, на 2003 учебный год подано 116 заявок.
Во исполнение решения коллегии Минобразования России и приказа Минобразования России от 17.07.2002 г. № 2723 "О состоянии и развитии военной и мобилизационной подготовки, гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций в системе Минобразования России" сформирована и подготовлена к вводу в действие в 2003 г. ведомственная система повышения квалификации руководящего состава по гражданской обороне, командно-начальствующего состава формирований гражданской обороны, преподавателей безопасности жизнедеятельности, включающая четыре центра комплексной безопасности и повышения квалификации, созданных в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Московском государственном институте стали и сплавов (техническом университете), Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Сибирском государственном технологическом университете.
В декабре 2002 г. в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете проведена Всероссийская (межведомственная) конференция по проблемам повышения устойчивости функционирования системы образования в ЧС мирного времени и в особый период, на которой выработаны рациональная структура и организация создаваемой системы и основных направлений ее развития и совершенствования.
Обучение населения, занятого в сфере производства и обслуживания, в 2002 г. проводилось без отрыва от основной производственной деятельности как на плановых занятиях по программе в объеме 14 часов, так и путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений. В 2002 г. проведено: 7,8 тыс. комплексных учений с привлечением на них около 2,2 млн. человек; более 34,5 тыс. объектовых тренировок с привлечением более 4 млн. человек; более 53 тыс. командно-штабных учений с участием около 1,5 млн. человек и более 70 тыс. тактико-специальных учений с участием около 1,4 млн. человек.
При обучении особое внимание обращалось на приобретение обучаемыми практических навыков выполнения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выработку морально-психологических качеств, требуемых в экстремальных условиях. В 2002 г. планы проведения комплексных учений выполнены на 90 %, объектовых тренировок – на 94 %, командно-штабных учений – на 92 %, тактико-специальных учений – на 96 %.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлялась по программе, утвержденной МЧС России, путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике защиты от ЧС. Основное внимание при обучении этой категории населения обращалось на его моральную и психологическую подготовку к умелым и осмысленным действиям в ЧС, характерных для места его проживания, воспитание у обучаемых чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений. Всего за 2002 г. прошло подготовку свыше 17 млн. человек. Результативность подготовки этой категории населения к действиям в чрезвычайных ситуациях остается низкой и не отвечает современным требованиям.
В целях улучшения качества подготовки руководящего состава, специалистов и обучения населения в области защиты от ЧС необходимо повысить ответственность должностных лиц и органов управления РСЧС за эффективное обучение всех групп населения, продолжать настойчивую работу по дальнейшему развитию и совершенствованию системы подготовки упомянутых категорий в Институте развития МЧС России, УМЦ ГОЧС, на курсах ГО и в учебных учреждениях.