4.5. Оповещение органов управления РСЧС и населения в чрезвычайных ситуациях
Создание, развитие и поддержание в готовности систем оповещения осуществлялось по следующим основным направлениям:
совершенствование и развитие федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения (ФАСЦО);
создание региональных автоматизированных систем централизованного оповещения (РАСЦО);
реконструкция территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации, построенных на базе аппаратуры 5Ф88;
создание в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения. По состоянию на 1 января 2003 г. в Российской Федерации действуют 1 федеральная, 6 региональных, 88 территориальных и 545 локальных систем оповещения (ЛСО).
Проведены государственные испытания комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166, устранены основные выявленные недостатки и продолжаются работы по разработке современных автоматизированных систем оповещения (АСО). В целях оповещения должностных лиц оперативного штаба МЧС России, сотрудников центрального аппарата МЧС России, соединений и частей войск гражданской обороны центрального подчинения и организаций МЧС России модернизируется ведомственная система персонального радиовызова МЧС России.
Региональные системы централизованного оповещения (СЦО) обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от РЦ до подчиненных органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации и войск ГО. Продолжается создание автоматизированных систем централизованного оповещения Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов.
За счет средств местных бюджетов ведутся работы по совершенствованию (реконструкции) территориальных СЦО в Приморском крае, Московской, Саратовской и Калининградской областях.
Вместе с тем, на сегодня, в основном на территориальном уровне, накопился ряд проблем, без решения которых дальнейшее функционирование систем оповещения станет невозможным.
Во-первых, более чем в 50 % субъектов Российской Федерации территориальные системы оповещения находятся в эксплуатации свыше 20 лет. К 2005 г. таких субъектов будет более 65 %, в 2010 г. – более 85 %. Наиболее остро данная проблема стоит в Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, где уже сегодня 80 % территориальных систем оповещения требуют реконструкции. Кроме того, с переходом сети электросвязи на цифровые системы передачи крайне остро обозначилась проблема замены существующей аналоговой аппаратуры оповещения на цифровую.
Во-вторых, с начала 90-х годов из-за нерентабельности происходит интенсивное сокращение сетей проводного вещания. В ряде субъектов Российской Федерации эти сети сократились на 40–50 %, что привело к снижению уровня охвата средствами оповещения населения, особенно проживающего в сельской местности.
Меры, предпринятые администрациями ряда субъектов Российской Федерации и предприятиями Минсвязи России, позволили снизить темпы сокращения сетей проводного вещания, тем не менее, они остаются выше темпов роста создаваемых взамен УКВ радиосетей ЧМ-вещания. Поэтому одной из важнейших задач является обеспечение поэтапного перевода сетей проводного вещания на эфирное. По заказу Минсвязи России отраслевым институтом в рамках НИР разрабатывается программа развития сетей проводного вещания на период до 2010 г. для субъектов Российской Федерации.
В-третьих, в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения возлагается на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся данные объекты. Однако процесс их создания идет крайне медленно – ежегодно создается не более 8-12 систем.
В-четвертых, готовность систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения, которое организуется органами управления по делам ГОЧС и проводится предприятиями связи на договорных условиях. Вместе с тем, финансирование работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения в большинстве субъектов Российской Федерации производится нерегулярно и в недостаточных объемах (Республика Коми, Магаданская, Камчатская, Воронежская, Вологодская, Саратовская и некоторые другие области). Продолжает накапливаться кредиторская задолженность предприятиям связи за эксплуатационно-техническое обслуживание.
В целях обеспечения дальнейшего совершенствования, развития и обеспечения готовности систем оповещения необходимо:
продолжить работу по совершенствованию федеральной и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения. С целью завершения создания целостной автоматизированной системы оповещения страны в 2003 г. полностью ввести в действие автоматизированные системы оповещения в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах;
завершить работы по созданию отвечающей современным требованиям аппаратуры для проведения работ по реконструкции и модернизации систем оповещения гражданской обороны.
С этой целью в 2003 г. планируется: оказать методическую помощь органам управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации в реконструкции территориальных систем оповещения на базе унифицированного комплекса технических средств оповещения нового поколения; разработать типовые проектные решения и методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.
В целом действующие СЦО обеспечивают оперативное доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения до органов управления РСЧС и населения.