4.4. Организация эвакуационных мероприятий
Проведение эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера рассматривается как один из важных способов защиты населения и смягчения последствий в случае возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Проведение эвакуационных мероприятий определяется характером источника ЧС, характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий, а также заблаговременной подготовкой эвакуационных органов, систем оповещения и связи, сил и средств, детальным планированием и тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению эвакуации населения с учетом местных условий и особенностей.
В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий во всех регионах и областях постановлением глав администраций созданы эвакуационные комиссии звена "область – город – район", которые в 2002 г. осуществляли заблаговременное уточнение планирующих документов по вопросам эвакуации и готовности эвакуационных органов по предназначению, проверки наличия и качества укомплектованности необходимым оборудованием, проводились тактико-специальные учения, командно-штабные тренировки и показные занятия на всех уровнях с практическим развертыванием эвакоорганов и оперативных групп.
Эвакуация населения из зон затопления в июле 2002 г. на территории 9 субъектов Южного федерального округа (республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и Чечня, Краснодарского и Ставропольского краев) показала, что эвакоорганы этих субъектов были достаточно подготовлены. Это позволило им осуществить эвакуацию более 106 тыс. человек, что является наиболее массовой эвакуацией населения на территории страны за последние 50 лет.
В минувшем году продолжена работа по уточнению и пополнению компьютерной базы данных "Сводные показатели по эвакуационным мероприятиям из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях субъектов Российской Федерации". В представленных донесениях отражены виды и масштабы возможных ЧС природного и техногенного характера на подведомственных территориях, объемы и способы эвакуации населения при возникновении бедствия, характерного для данного региона, а также планируемые районы временного размещения эвакуируемого населения. Данная информация используется при ежегодной корректировке федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитывается при оценке масштабов возможных эвакуационных мероприятий по каждой прогнозируемой чрезвычайной ситуации, а также в процессе обучения руководящего состава РСЧС.
Вместе с тем, следует отметить, что на настоящий момент отсутствует нормативная правовая база федерального уровня (для организации работы эвакоорганов всех уровней) по следующим вопросам:
определение источника и порядка финансового обеспечения эвакуационных мероприятий в бюджетах местного и объектового уровня;
нормативное правовое обеспечение принудительной эвакуации населения на федеральном и местном уровне;
организация и порядок проведения эвакуации национальных ценностей в ЧС мирного времени;
правовые основы (механизм организованного объединения транспортных средств) привлечения коммерческого и частного транспорта для нужд гражданской обороны (к выполнению эвакомероприятий).
Следует отметить, что на общем фоне социально-экономических преобразований в стране, осуществление перевозок при эвакомероприятиях весьма затруднительно. Основная причина – резкое сокращение количества государственного грузового и пассажирского автотранспорта и одновременное увеличение коммерческого и частного транспорта, ослабление управления по вертикали. Правовая основа для привлечения коммерческого и частного транспорта к выполнению эвакомероприятий в настоящее время отсутствует. Требуется разработка на правительственном уровне механизма организованного объединения транспортных средств, а также средств ремонта и технического обслуживания на административных территориях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
В интересах повышения уровня готовности территориальных и местных эвакуационных органов к осуществлению эвакуационных мероприятий на федеральном уровне целесообразно в кратчайшие сроки решить следующие вопросы: развить нормативную правовую базу по порядку подготовки и осуществления эвакомероприятий; ускорить работу по созданию страхового фонда документации; ускорить освоение безопасных в инженерном отношении зон; завершить создание запасов продовольствия и материальных средств; определить жилой фонд для размещения эваконаселения; своевременно корректировать планы автотранспортного обеспечения перевозок; обеспечить горюче-смазочными материалами эвакотранспорт; предусмотреть порядок обеспечения занятости эвакуированного населения; предусмотреть обеспечение эвакуированного населения предметами первой необходимости; повысить ответственность должностных лиц за поддержание в исправном состоянии зданий и сооружений, предназначенных для укрытия вывозимых материальных и культурных ценностей; продолжить совершенствование компьютерной базы данных "Сводные показатели по эвакуационным мероприятиям из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях субъектов Российской Федерации", сделав ее более мобильной и доступной в использовании.
В целом территориальная подсистема РСЧС к заблаговременной и экстренной эвакуации населения из вероятных зон ЧС природного и техногенного характера подготовлена.