IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ПОТЕРЬ
НАСЕЛЕНИЯ И РАЗМЕРОВ УЩЕРБА ЭКОНОМИКЕ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1.Мероприятия по инженерной защите населения и территорий Осуществление комплекса мероприятий по инженерной защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, проводимых в РСЧС, является одним из основных направлений по противодействию их опасным проявлениям. При этом ведущая роль в выполнении защитных мероприятий по-прежнему принадлежит возведению новых и реконструкции существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от опасностей поражающих факторов, вызываемых производственными авариями и стихийными бедствиями.
Проведение мероприятий по инженерной защите населения и территорий при возникновении ЧС требует экстренного привлечения большого количества людских и материальных ресурсов, а также значительных финансовых затрат. Заблаговременная реализация инженерно-технических мероприятий по защите населения и территорий позволяет значительно сократить эти затраты, а также людские потери и ущерб экономике от ЧС. Однако, несмотря на большой объем проделанной работы по совершенствованию инженерной защиты населения и территорий, сложности социального и экономического характера не позволили в минувшем году активизировать деятельность по проведению превентивных инженерно-технических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
В ряде регионов страны степень риска возникновения всевозможных бедствий стала приближаться к критическим отметкам. Особую остроту приобрела проблема строительства новых и реконструкции существующих инженерно-технических сооружений для защиты городов и иных поселений, попадающих в зоны возможного затопления. В настоящее время такими сооружениями защищено менее 60 % территории Российской Федерации, подверженной затоплениям. Более чем в 750 городах и прилегающих к ним районах, попадающих в зоны возможного подтопления, отсутствует эффективная система инженерной защиты.
На территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тысяч водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных отходов. Гидротехнические сооружения более чем на 30 % водохранилищ и 50 % накопителей жидких отходов промышленного производства функционируют свыше 30 лет и требуют незамедлительного ремонта, направленного на повышение их безопасности. Около 600 гидротехнических сооружений находится в аварийном или предаварийном состоянии. Аварии на них могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, разрушению населенных пунктов, промышленных предприятий и гибели людей. В наибольшей степени вызывает тревогу состояние этих сооружений в Приволжско-Уральском регионе, Западной Сибири, Забайкалье, Республике Саха (Якутия), Республике Карелия, на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и Астраханской области.
Катастрофы минувшего года на Северном Кавказе и в других регионах показали, что в целях обеспечения безопасности населения, проживающего в районах, попадающих в зоны возможного затопления, необходимо безотлагательное проведение мер, направленных на замену и ремонт оборудования и поддержание существующих гидротехнических сооружений в исправном техническом состоянии, планирование своевременной безаварийной сработки и пропуска паводковых вод, заблаговременное возведение новых, усиление и укрепление ограждающих и берегозащитных дамб, плотин на водохранилищах и накопителях промышленных стоков, осуществление русловыпрямительных и дноуглубительных работ. Качественное выполнение этих мер в значительной степени зависит от ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций за их осуществление.
Следует отметить, что в минувшем году, в ряде регионов были проведены активные меры по восстановлению и реконструкции защитных дамб и других гидротехнических сооружений, по осуществлению берегоукрепительных и дноуглубительных работ, а также другие предупредительные противопаводковые мероприятия. Однако должного улучшения ситуации с состоянием противопаводковой защиты территорий не наступило.
Медленными темпами ведется работа по совершенствованию комплекса мер, направленных на предупреждение землетрясений и на защиту населения в сейсмоопасных регионах. Проведенный анализ материалов, представленных субъектами, министерствами и ведомствами Российской Федерации, дает основание полагать, что действующая система мер инженерной защиты многих городов и промышленных предприятий не соответствует предъявляемым требованиям и не способна противостоять разрушительным землетрясениям. Более 70 % населения сейсмоопасных регионов по-прежнему проживает в зданиях, не отвечающих требованиям норм проектирования инженерно-технических мероприятий предупреждения ЧС.
Несмотря на то, что в соответствии с прогнозами Российской академии наук о значительном повышении сейсмической активности в районах Северного Кавказа, Дальнего Востока, Алтая, Саян, Прибайкалья и Якутии, об увеличении в последние годы балльности возможных землетрясений на 2-3 единицы, в связи с утверждением новых карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации, возросшими требованиями к объектам, расположенным в сейсмически опасных регионах, а также возникновением острой необходимости в проведении безотлагательных мер по наращиванию системы защиты потенциально опасных объектов, объектов жизнедеятельности, зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, должной активизации деятельности администраций различных уровней, отвечающих за обеспечение безопасности населения в сейсмоопасных районах, не наступило.
По-прежнему недостаточными темпами решается проблема организации защиты населения и территорий от опасных геологических процессов. В настоящее время защищено не более 6 % территорий, подверженных оползням, селевым потокам, обвалам, карстам, сходам снежных лавин и ледников. Наибольшую угрозу эти опасные природные явления продолжают представлять для ряда районов республик Дагестан, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкария и Хакасия, Краснодарского и Ставропольского краев.
Не всегда своевременно и качественно осуществляются прогнозирование и оценка возможной инженерной обстановки, оповещение населения и экстренное реагирование при возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций. Недостаточно эффективно ведется работа по заблаговременному созданию необходимых запасов средств инженерного обеспечения работ, аварийно-спасательных формирований, их обучению действиям в зонах бедствий, а также подготовке населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций. Необходима активизация работы по этим направлениям.
Продолжают иметь место случаи несоблюдения требований нормативных документов при проектировании объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения, выборе мест расположения городских и сельских поселений, других муниципальных образований, строительстве, эксплуатации сооружений различного назначения, попадающих в различные потенциально опасные зоны природного и техногенного характера, и, в первую очередь, потенциально опасных объектов и коммуникаций. Не всегда разрабатываются в требуемом объеме декларации безопасности объектов экономики и разделы "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" (ИТМ ГОЧС) проектов строительства объектов и градостроительной документации. В ряде случаев разработка проектной документации проводится без выдачи территориальными органами управления по делам ГОЧС исходных данных о существующих природных и техногенных опасностях, без контроля за соблюдением требований ИТМ ГОЧС и представления соответствующих разделов на государственную экспертизу.
Остается нерешенным вопрос повышения степени защищенности производственного персонала объектов атомной энергетики, химической промышленности и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов. Существующие на многих химически и радиационно опасных объектах защитные сооружения не обеспечивают защиту производственного персонала в случае возникновения производственных аварий из-за отсутствия оборудования для обеспечения режима регенерации внутреннего воздуха. На многих АЭС ИТМ ГОЧС выполняются не в полном объеме. Так, на Ленинградской и Калининской АЭС до настоящего времени отсутствует необходимое количество защитных сооружений для укрытия персонала этих станций. Защитные сооружения Смоленской АЭС, хотя и позволяют укрыть 100 % персонала станции, не соответствуют действующим нормативным требованиям по ослаблению дозы радиации ионизирующего излучения, а в 2-х убежищах отсутствует режим регенерации. На Ростовской АЭС не в полной мере обеспечивается защита производственного персонала в связи с неполной готовностью укрытия для персонала нового энергоблока и имеются отступления от действующих норм ИТМ ГОЧС в организации защиты населения г. Волгодонска, расположенного в непосредственной близости от этого потенциального источника радиационного загрязнения. Не соблюдаются требования ИТМ ГОЧС и на других АЭС.
Несмотря на имеющиеся проблемы, продолжается работа, направленная на смягчение последствий возможных аварий на радиационно опасных объектах, совершенствование инфраструктуры районов, прилегающих к действующим АЭС и другим объектам радиационной опасности. Осуществлялось строительство и ремонт автомобильных дорог с твердым покрытием, обеспечивающих требуемый маневр силами и средствами, а также проведение эвакуационных и других мероприятий в экстремальных условиях.
За последние годы накопление фонда защитных сооружений практически прекратилось, повсеместно ухудшается техническое состояние имеющихся средств коллективной защиты, снижается их готовность к приему укрываемых. Многие из защитных сооружений требуют текущего, а нередко и капитального ремонта, устранения протечек грунтовых и поверхностных вод, замены инженерно-технического оборудования. Особенно это характерно для Алтайского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Ленинградской, Тамбовской, Тюменской областей и ряда других субъектов Российской Федерации.
В ряде субъектов Российской Федерации принижена роль инженерно-технических работников, отвечающих за эксплуатацию средств коллективной защиты, на многих объектах экономики продолжается сокращение их должностей. В ходе проверок были выявлены нарушения правил эксплуатации защитных сооружений, безответственное отношение и самоустранение некоторых руководителей объектов экономики от решения вопросов содержания, сохранности и использования защитных сооружений по назначению. Имеются случаи приватизации и списания защитных сооружений с нарушением требований законодательства Российской Федерации и руководящих документов МЧС России.
Вместе с тем, необходимо отметить положительные тенденции, связанные с решением вопроса возвращения защитных сооружений в государственную собственность, приватизированных и проданных с нарушением действующего законодательства. Ведется работа по внесению защитных сооружений в реестры государственного имущества и исключению их из имущественного комплекса приватизированных предприятий и организаций, а также инициации исков о признании недействительными сделок приватизации объектов гражданской обороны. Несмотря на сложные социально-экономические условия, в некоторых субъектах Российской Федерации удалось осуществить меры, в основном организационного характера, направленные на повышение эффективности комплекса инженерно-технических мероприятий, изыскание финансовых средств и осуществление неотложных работ по ремонту существующих защитных и иных инженерно-технических сооружений. Наиболее активно эта работа в 2002 году велась в Республиках Адыгея, Коми и Удмуртия, Амурской, Волгоградской, Курганской, Курской, Нижегородской, Омской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Тульской и Челябинской областях, г. Москве.
В целом, инженерная защита населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера организована, но ограниченно соответствует предъявляемым требованиям. Вместе с тем, вызывает необходимость коренное улучшение финансирования инженерно-технических мероприятий, повышение ответственности и контроля руководителей органов исполнительной власти и организаций всех уровней за обеспечением надежной защиты людей в экстремальных условиях, соблюдением действующих норм ИТМ ГОЧС и правил эксплуатации защитных сооружений.