3.2. Профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Предупреждение ЧС техногенного характера, ликвидация их последствий и максимальное снижение масштабов потерь и ущерба, наносимых техногенными катастрофами, превратились в общегосударственную систему и являются важными задачами органов власти и управления всех уровней.
По данным Госгортехнадзора России, основными причинами низкого уровня промышленной безопасности и высоких показателей аварийности являются: неэффективность экономики страны, неудовлетворительное финансово-экономическое положение большинства предприятий, износ основных фондов во всех отраслях экономики и отсутствие их обновления.
Госгортехнадзор России осуществлял надзор за деятельностью 1 424 профессиональных аварийно-спасательных формирований, в том числе собственных служб, предприятий, и 6 305 нештатных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих деятельность опасных производственных объектов.
Проведено более 261,5 тыс. обследований подконтрольных предприятий и объектов, выявлено и предписано к устранению около 2 млн. нарушений правил и норм промышленной безопасности и охраны недр, выдано более 90 тыс. предписаний о приостановке работ.
В целях предупреждения аварий на химически опасных и взрывоопасных объектах в рамках реализации функций подсистемы РСЧС в 2002 г.:
проводилась работа по организации оценки и прогноза технического состояния оборудования, сооружений и зданий, исчерпавших нормативный ресурс; организован контроль за качеством проектов, за испытаниями и допуском оборудования в эксплуатацию; формируются и поэтапно внедряются системы управления промышленной безопасностью; организованы службы производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; проводится работа по совершенствованию методологии и организации контрольно-профилактической работы; ведется активная работа по подготовке и аттестации руководителей и специалистов поднадзорных организаций; действует система обобщения и анализа информации об авариях и инцидентах на подконтрольных объектах и контроля за соблюдением установленного порядка технического расследования аварий.
В области контроля за техническими устройствами производств химического комплекса созданы и функционируют 166 центров по техническому диагностированию оборудования и обследованию зданий, имеющих лицензии Госгортехнадзора России. Проводится работа по укреплению и техническому переоснащению служб технической диагностики предприятий.
Внедряются высокоэффективные методы контроля состояния оборудования, такие, как комплексная оценка и прогнозирование технического состояния технологических систем в целом, стационарные системы мониторинга машинного и резервуарного оборудования.
В ходе проведения проверок по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов работниками территориальных органов Госгортехнадзора России были вскрыты грубейшие нарушения в содержании подъездных путей, технического состояния подвижного состава.
Так, из-за наличия в полотне большого количества негодных шпал, отступлений по ширине колеи, углов в плане, перекосов и просадок, неисправностей стрелочных переводов было закрыто около 70 % проверяемых подъездных путей.
На основании Плана действий по обеспечению устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения в осенне-зимний период 2002-2003 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2002 г. № 1039-р, приказа Госгортехнадзора России от 7 мая 2002 г. № 84 "О задачах Госгортехнадзора России по контролю за ходом подготовки отраслей экономики Российской Федерации к осенне-зимнему периоду 2002-2003 гг." Госгортехнадзором России принята и реализована Программа организации контроля за подготовкой отраслей экономики к работе в осенне-зимний период 2002-2003 гг.
Осуществляя контроль за ходом подготовки теплогенерирующих предприятий к работе в осенне-зимний период 2002-2003 гг., органы Госгортехнадзора России провели обследование всех тепловых электростанций РАО "ЕЭС России" и ТЭЦ, не входящих в состав РАО "ЕЭС России", отопительных, производственно-отопительных и производственных котельных.
В результате организованной органами Госгортехнадзора России работы в теплогенерирующих организациях проведено техническое диагностирование 5 501 котла, 3 172 сосудов, 837 трубопроводов пара и горячей воды, отработавших расчетный срок службы. По требованию органов Госгортехнадзора России в текущем году демонтировано 1 758 котлов, 688 сосудов, 163 трубопровода пара и горячей воды, представляющих потенциальную угрозу для населения и окружающей среды, заменены на новые 539 котлов, 235 сосудов, 171 трубопровод пара и горячей воды.
Из 25 732 теплогенерирующих объектов, подлежащих обязательному страхованию, застраховано 24 562 (95,4 %). При обследованиях теплогенерирующих организаций органами Госгортехнадзора России установлено 2 272 котельные, в которых нарушался водно-химический режим работы котлов, 69 котельных, где использовалось непроектное топливо без проведения пуско-наладочных работ, 698 котельных, не укомплектованных обученным и аттестованным персоналом.
По причине грубых нарушений правил промышленной безопасности, несвоевременного проведения технического диагностирования и освидетельствования приостанавливалась также эксплуатация 3 699 котлов, 607 сосудов, 290 трубопроводов пара и горячей воды.
В ходе проверки готовности организаций к работе в осенне-зимний период проведено обследование газового хозяйства 400 тепловых электрических станций, около 16,7 тыс. котельных, 33,5 тыс. газорегуляторных пунктов.
Под контролем органов Госгортехнадзора России проведено приборное обследование 55 тыс. км газопроводов, техническое диагностирование 870 км подземных газопроводов и 1 015 газорегуляторных пунктов на газораспределительных сетях и объектах энергетики. Реконструировано 170 км газопроводов, полностью заменено оборудование в 325 газорегуляторных пунктах, выполнены работы по защите от электрохимической коррозии более 5 тыс. км газопроводов. Заменена автоматика регулирования процессами горения и безопасности на 1 025 котлах. Восстановлено более 14 тыс. газопроводов на территории Южного федерального округа, разрушенных в результате наводнения.
Проверена готовность 2 000 аварийных бригад газовых хозяйств к локализации и ликвидации аварий. В 70 случаях аварийные бригады не справились с поставленными задачами.
Проверена готовность к отопительному сезону 3 631 газораспределительная станция (ГРС) магистральных газопроводов. Не готовы к работе в зимних условиях 12 ГРС ООО "Каспийгазпром" (Республика Дагестан), одна ГРС г. Ижевска (Удмуртская Республика), 5 ГРС ООО "Волготрансгаз" (Нижегородская область), 5 ГРС (Республика Мордовия), 4 ГРС (Краснодарский край).
В системе Минатома России мероприятия по профилактике возникновения ЧС техногенного характера осуществлялись согласно планам по повышению безопасности предприятий, разработанным соответствующими структурными подразделениями предприятий, организаций и Министерства на 2002 г.
Основными направлениями, по которым проводились мероприятия по профилактике возникновения ЧС, в отчётном периоде были: ядерная и радиационная безопасность; промышленная и экологическая безопасность, охрана труда; пожарная безопасность; мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций; физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; психофизиологическое обеспечение.
Контроль выполнения профилактических мероприятий осуществлялся в ходе комплексных и целевых проверок, проводимых Минатомом России, Федеральным надзором России за ядерной и радиационной безопасностью, ГУ ГПС МЧС России, Госгортехнадзором России, Минобороны России, другими ведомствами и организациями. Для профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций все предприятия и все потенциально опасные объекты оснащены системами аварийного контроля и предотвращения возникновения аварий в соответствии с требованиями нормативной документации по ядерной безопасности.
Обеспечение радиационной безопасности на объектах Минатома России основано на строгом исполнении требований федеральных законов Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения". С этой целью на предприятиях выстроена многоэшелонированная система защиты персонала предприятий и населения от воздействия ионизирующего излучения как в контролируемых условиях обращения с РВ, так и в случае возможных аварий.
Одним из основных мероприятий, проводимых предприятиями по обеспечению радиационной безопасности, является система допуска персонала при работе с РВ. С этой целью весь персонал, работающий с РВ, проходит плановое обучение, инструктаж и проверку знаний по мерам радиационной безопасности. При планировании производств, разработки нового оборудования и технологии, либо их изменении, все вопросы решаются специализированными подразделениями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, по согласованию со службой радиационного контроля и органами Госсанэпиднадзора.
Для контроля за выполнением мер радиационной безопасности на предприятиях созданы специализированные службы, осуществляющие радиационный контроль в подразделениях предприятий. Службы и лаборатории аккредитованы в органах Госстандарта России на право ведения радиационного контроля, а также оснащены современной аппаратурой, позволяющей проводить высокоточные измерения различных радиационных факторов воздействия излучения на персонал, оборудование объектов, обнаруживать радиоактивные загрязнения на уровне природного фона.
Это современные автоматизированные комплексы индивидуального дозиметрического контроля, переносные и стационарные альфа и гамма-спектрометры, позволяющие определять состав примесей радионуклидов в различных образцах, а также аппаратура, позволяющая вести мониторинг концентрации радона в воздухе производственных и жилых помещений.
На случай возможного возникновения радиационной аварии на объектах предусмотрен специальный план ликвидации такой аварии, персонал, задействованный в этом плане, проходит многократные инструктажи и тренировки в течение года для выработки навыков практических действий в различных возможных аварийных ситуациях.
Для ликвидации последствий возможных радиационных аварий, на предприятиях имеются специализированные аварийные бригады, призванные в кратчайшие сроки ликвидировать их последствия.
По данным МПР России в 2002 г., учитывая неблагоприятные прогнозы водохозяйственной обстановки, на территории Российской Федерации была заблаговременно начата работа по подготовке к безаварийному пропуску весеннего половодья.
Организационная работа по обеспечению безаварийного пропуска весеннего половодья и летне-осенних паводков, снижению ущербов от наводнений осуществлялась на основе приказа МПР России от 19.03.2002 г. № 122 "Об организации работы по подготовке и проведению предупредительных противопаводковых мероприятий для обеспечения безаварийного пропуска весеннего половодья и дождевых летне-осенних паводков, снижения ущербов от воздействия вод в 2002 г.". Во исполнение данного приказа в субъектах Российской Федерации предупредительные мероприятия осуществлялись под руководством противопаводковых комиссий на основании соответствующих постановлений (распоряжений) органов исполнительной власти.
Для обеспечения защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно в процессе хранения, перевозки и уничтожения химического оружия, МПР России осуществляло свою деятельность по следующим основным направлениям:
при реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" в 2002 г. проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации строительства объектов уничтожения химического оружия, в г. Почеп Брянской области, в г. Камбарка Удмуртской Республики, в п. Горный Саратовской области;
в 2002 г. проведен ряд проверок соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности комплекса объектов уничтожения химического оружия в п. Горный Саратовской области;
создана региональная система экологического мониторинга при уничтожении химического оружия в Саратовской области. На базе Государственного НИИ промышленной экологии развернута центральная экоаналитическая лаборатория, позволяющая определять содержание общепромышленных и специфических загрязнителей в различных средах на территории зоны защитных мероприятий комплекса объектов хранения и уничтожения химического оружия в п. Горный Саратовской области;
кроме того, МПР России разработало предложения по обеспечению защиты населения и территорий Российской Федерации при осуществлении перевозок химического оружия по дорогам России.
В порядке осуществления государственного пожарного надзора привлечено к административной ответственности 3 965 чел. на сумму 317,1 тыс. рублей; 40 дел переданы в следственные органы по установлению виновников поджога леса.
По данным Минтранса России, для профилактики возникновения ЧС техногенного характера в отчетном году по государственной службе речного флота проведены следующие мероприятия:
заменены ремонтные двухстворчатые ворота шлюза № 31 Волго-Донского судоходного канала; заменены аварийно-ремонтные откатные ворота № 142 Волго-Донского судоходного канала; заменены аварийно-ремонтные откатные ворота Самарского шлюза № 21 Волжского ГБУВПиС; заменены рабочие плоские подъемно-опускные ворота Городецкого шлюза № 14 Волжского ГБУВПиС; заменены нижние ремонтные ворота шлюза № 1 Волго-Балтийского водного пути; завершены основные работы по реконструкции верхней камеры шлюза № 10 Беломорско-Балтийского канала; проведен ремонт бетонных поверхностей конструкций сооружений, бетона стен камер, порогов и других элементов с вырубкой бетона общей площадью около 10 000 кв. м, с восстановлением и установкой дополнительной арматуры и др.
Для профилактики возникновения ЧС техногенного характера на потенциально опасных объектах морского транспорта в отчетном году проведены следующие мероприятия:
в навигацию 2002 г. работало 125 земснарядов, извлечено 42 млн. куб. м грунта, из них до 31.5 млн. куб. м на транзитных водных путях; атомный лихтеровоз "Севморпуть" оборудован системой технических средств физической защиты; продолжена работа по оснащению периметра ФГУП "Атомфлот" системой телевизионного контроля; на ФГУП "Атомфлот" введена в опытную эксплуатацию установка по переработке жидких радиоактивных отходов; выведены из эксплуатации 2 атомных ледокола ("Ленин", "Сибирь") и плавающая техническая база "Лепсе", находящиеся в длительном отстое. В дорожном хозяйстве потенциально опасных объектов не имеется.
Вместе с тем, Министром транспорта Российской Федерации приказом от 25.01.2001 г. в дорожном хозяйстве утвержден перечень объектов систем жизнеобеспечения населения (автодорожные мосты, путепроводы и тоннели длиной более 500 метров), на которые создается страховой фонд документации.
Для решения вопросов охраны труда в дорожном хозяйстве разработана и утверждена "Отраслевая программа по улучшению условий и охраны труда в дорожном хозяйстве на 2001-2005 гг.".
По данным Минэнерго России, профилактика возникновения ЧС на объектах ТЭК включает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению или устранению причин и предпосылок возникновения ЧС, а также по снижению ущерба от них. Это достигается: путем исключения технических (проектных, строительно-монтажных и эксплуатационных) ошибок; повышением надежности, устойчивости работы объектов ТЭК; соблюдением технологии строительства, и регламентом эксплуатации объектов; выполнением правил и мер безопасности их работы. Учитывая риск возникновения ЧС вследствие старения и изношенности, необходимо проводить своевременный контроль за проведением планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания оборудования, или его обновлением, а также оснащением потенциально опасных объектов системами аварийного контроля и предотвращения возникновения аварий или осуществлением ряда других специальных мероприятий.
Оснащенность потенциально опасных объектов ТЭК системами предотвращения возникновения аварий составляет от 50 % (на отдельных видах объектов) до 100 % (на большинстве объектов). Полностью данными системами оснащены объекты электроэнергетики (100 %).
Объем выполненных работ на объектах ТЭК позволил в 2002 г. поддержать состояние потенциально опасных объектов на уровне требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 20 июня 1997 г. № 116-ФЗ.
Профилактическая работа на нефтедобывающих предприятиях по предупреждению техногенных аварий включает проведение комплекса мероприятий организационного плана (детальные и комплексные обследования объектов, целевые проверки состояния технической безопасности при выполнении работ на потенциально опасных объектах). Контроль за своевременным выполнением планово-предупредительных ремонтов, технического обслуживания машин, аппаратов и оборудования, проведением дефектоскопии трубопроводов, резервуаров и т.п.
В ОАО "Татнефть" выполнена основная часть программы по строительству нефтеулавливающих узлов на реках, оврагах. Ведутся работы по программе проверки годности нефтепроводов в опасных зонах-переходах через реки, вблизи автодорог и населенных пунктов. Всего проверено в 2002 г. методами неразрушающего контроля 1 140,9 км трубопроводов. В 2002 г., по сравнению с 2001 г., заменено нефтепроводов в 4 раза больше (1 889 км), прослеживается тенденция к снижению количества прорывов.
Серьезное внимание в ОАО НК "ЮКОС" уделяется вопросам противопожарной защиты, которые отрабатывались практически в ходе учений и тренировок.
В ОАО "Юганскнефтегаз", "Томскнефть" и "Самаранефтегаз", в качестве самостоятельных структурных подразделений этих обществ, создаются три региональных Центра пожарной безопасности и аварийно-спасательных работ. Профилактика возникновения ЧС в нефтепроводном транспорте осуществляется систематическими превентивными мероприятиями.
Так, в ОАО АК "Транснефть" одним из направлений повышения надежности является увеличение объема капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных производственных объектов, обеспечивающих надежную эксплуатацию магистральных нефтепроводов (линейная часть, резервуарные парки, телемеханика и автоматика, энергомеханическое оборудование и др.). В 2002 г. было освоено на техническое перевооружение и реконструкцию объектов нефтепроводного транспорта, без учета импортных закупок, 6,8 млрд. рублей капитальных вложений (4,6 млрд. рублей в 2001 г.).
Основное внимание в 2002 г. уделялось техническому перевооружению и реконструкции объектов линейной части. Продолжена реконструкция нефтепроводов Усть-Балык–Омск, Усть-Балык–Курган–Уфа–Аьметьевск, Сургут–Полоцк, Нижневартовск–Курган–Куйбышев, Куйбышев–Унеча, Уса–Ухта, Куйбышев–Тихорецк, Тихорецк–Туапсе, Жирновск–Волгоградский НПЗ, Баку–Тихорецк в обход территории Чеченской Республики и другие.
Контроль за работой магистральных газопроводов проводился дежурно-диспетчерской службой по системам телемеханики с компьютерным обеспечением. В ОАО "Норильскгазпром" проводились работы по контролю технического состояния и диагностике трубопроводов для определения ресурса прочности.
Для комплексной оценки состояния газопроводов разработана Методика оперативной компьютерной диагностики локальных участков газопроводов с использованием магнитной памяти металла (РД 51-1-98), на основе практического опыта ее применения. Методика согласована с ВНИИгаз, Госгортехнадзором РФ и утверждена ОАО "Газпром".
На каждом предприятии угольной промышленности разрабатывается план ликвидации аварий (ПЛА), предусматривающий действия горноспасателей и работников предприятия при возникновении различных аварий. В угольных регионах согласованы диспозиции выездов горноспасательных частей (ВГСЧ) и специальной техники на обслуживаемые объекты при различных авариях. В подразделениях ВГСЧ организовано круглосуточное дежурство горноспасательных отделений в постоянной готовности к выезду по сигналам оповещения о возникновении аварии.
В связи с проводимой реструктуризацией в угольной промышленности осуществляется сокращение численности служб и подразделений ВГСЧ. Во всех угольных регионах ликвидированы штабы ВГСЧ, созданы региональные отдельные военизированные горноспасательные отряды (ОВГСО). Сокращена общая численность сил и средств ликвидации ЧС на 4 221 чел. (54 %). В 2001 г. сокращение составило 148 человек. (5 %), в 2002 г. – 248 человек (9 %). В настоящее время численность ОВГСО составляет 2 873 человек.
В истекшем году подразделениями ВГСЧ были проведены на шахтах целевые проверки по вопросам: обследования ликвидированных и законсервированных горных выработок, имеющих выход на дневную поверхность, эндогенной пожаробезопасности, пылевзрывозащиты и противопожарной защиты, использования и эксплуатации газоотсасывающих и вентиляторных установок типа ВМЦГ-7.
В целях обеспечения надежной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений в 2002 г. из девяти ГЭС Сибири только шесть работали в проектном режиме, а на Саяно-Шушенской, Курейской и Усть-Илимской ГЭС, по состоянию гидротехнических сооружений, остались ограничения максимальных отметок наполнения водохранилищ.
В 2002 г. проведены обследования гидротехнических сооружений и проверки организации надзора за ними следующих станций: Братской ГЭС, Барнаульской ТЭЦ-2, Барнаульской ТЭЦ-3, Барабинской ТЭЦ, Новосибирской ТЭЦ-2, Новосибирской ТЭЦ-5, Красноярской ГРЭС-2, Гусиноозерской ГРЭС, Канской ТЭЦ, Минусинской ТЭЦ, Назаровской ГРЭС, Читинской-ТЭЦ-2, Южно-Кузбасской ГРЭС, Иркутской ТЭЦ-8, Иркутской ТЭЦ-10, Усть-Илимской ТЭЦ, Беловской ГРЭС, Кузнецкой ТЭЦ, Томь-Усинской ГРЭС. По результатам обследования оценка гидротехническим сооружениям “удовлетворительно”, но рекомендовано провести повторное обследование Барнаульской ТЭЦ-3.
В свете требований Федерального закона ФЗ-117 "О безопасности гидротехнических сооружений" продолжаются работы над составлением деклараций по безопасности.
Организационной структурой системы обеспечения радиационной безопасности в отраслях ТЭК является служба радиационной безопасности.
В ряде компаний (АНК "Башнефть", ОАО НК "ЮКОС", ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром", ОАО НК "Славнефть", ОАО "АК "Транснефть", РАО "ЕЭС России" и ОАО "Татнефть") такие службы созданы или назначены лица, отвечающие за радиационную безопасность. Этими органами проводятся мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, которые заключаются в дозиметрическом обследовании технологической цепочки, герметизации мест захоронения радиоактивных отходов, передаче источников ионизирующих излучений в специализированное предприятие "Радон", обучении персонала, ответственного за дозиметрический и радиометрический контроль, проведении учета накапливаемых доз, проведении НИР по исследованию источников радиоактивного загрязнения и др.
МПС России разработана и успешно выполняется отраслевая "Программа внедрения технических средств повышения безопасности движения на 2001 – 2005 гг.", которая утверждена Министром путей сообщения 06.10.2000 г. и введена в действие указанием Министра путей сообщения от 13.10.2000 г. № 2562.
Программой предусмотрено внедрение комплекса современных технических средств, повышающих безопасность движения поездов. В целях повышения качества контроля за техническим состоянием подвижного состава в 2002 г. внедрены 1 322 ультразвуковых дефектоскопа для контроля элементов колесных пар вагона, 87 устройств испытания тормозов, 66 систем комплексного контроля состояния подвижного состава на ходу и другие современные технические средства.
Для сокращения случаев брака и повышения контроля состояния пути 7 действующих путеизмерительных вагонов оборудовано автоматизированной системой расшифровки показаний измерений.
В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий 47 железнодорожных переездов оборудованы устройствами заграждения.
В 2002 г. усилия Росавиакосмоса были направлены на осуществление комплекса мер по предупреждению ЧС и смягчению их последствий. В соответствии с этим был проведен анализ общей обстановки в части техногенных угроз на предприятиях и организациях Росавиакосмоса, а также по угрозам, исходящим из космического и околоземного пространства, разработан ряд мероприятий по улучшению мониторинга и развитию систем прогнозирования на данных направлениях. Проводились работы правового, организационного, экономического и научно-технического характера по использованию космических средств для эффективного решения задач по защите от ЧС (прогнозирование ЧС природного и техногенного характер, предупреждение о факте ЧС, прогнозирование последствий ЧС, оперативная связь и пр.). Подготовлены проекты законодательных актов в области природной и техногенной безопасности. Проводилось обучение и переподготовка кадров. Росавиакосмос активно участвовал в реализации федеральных и региональных программ, ориентированных на обеспечение природной и техногенной безопасности среды обитания человека.