О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2002 году
2.5. Оценка опасности вероятных чрезвычайных ситуаций для населения и территорий
В 2002 г. специалистами Федерального центра науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС (ФЦ ВНИИ ГОЧС) продолжалась разработка новой технологии зонирования и ранжирования территории Российской Федерации по комплексному риску, основанной на использовании географической информационной системы мониторинга и прогнозирования ЧС.
Решение этой задачи позволит в дальнейшей перспективе перейти к разработке федеральных и отраслевых нормативно-методических документов по государственному регулированию безопасности населения и территорий от техногенных и природных ЧС.
В рамках научно-исследовательских работ по Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" в 2002 г. специалистами ФЦ ВНИИ ГОЧС и научно-исследовательских учреждений заинтересованных министерств и ведомств выполнены работы по оценке уровней риска от ЧС природного и техногенного характера, а также по зонированию территории Российской Федерации по различным видам опасностей природного и техногенного характера. Кроме МЧС России в выполнении работ участвовали: Госгортехнадзор России, МПС России, Минтранс России, Госатомнадзор России, Минэнерго России, Минобороны России, Росавиакосмос, МПР России и Минсельхоз России. Решением Дирекции Федеральной целевой программы осуществлялась координация работ НИУ министерств и ведомств и ФЦ ВНИИ ГОЧС, как головной организацией по проблеме в целом.
В результате выполнения данных работ получены следующие основные результаты:
разработана технология зонирования территорий по величине показателей риска и построения карт комплексного риска;
проведена экспертная оценка степени опасности ЧС в различных субъектах Российской Федерации;
проведены расчеты величины комплексного риска от ЧС природного и техногенного характера для городов и территории Российской Федерации;
построены фрагменты карты комплексного индивидуального риска для населения и территории Российской Федерации;
разработаны предложения по организации государственного регулирования рисков от чрезвычайных ситуаций. Получены значения уровней техногенного риска для городов с численностью населения более 50 тыс. человек. для персонала отдельных отраслей промышленности, а для ряда природных чрезвычайных ситуаций – уровни риска для территории Российской Федерации. При оценке комплексного риска рассматривались техногенные (аварии на пожаро- и взрывоопасных, химически опасных и на радиационно опасных объектах) и природные ЧС (сейсмические события; наводнения и тайфуны; ураганы и сильные ветры; лесные пожары и опасные геологические процессы).В качестве основного показателя риска принята вероятность гибели человека в год от воздействия поражающих факторов в случае чрезвычайных ситуаций (индивидуальный комплексный риск). При расчетах комплексного риска делалось допущение о независимости событий поражения людей при ЧС природного и техногенного характера. При определении показателей риска использовался вероятностный подход. В методике учитывалось, что поражение населения, в основном, определяется двумя факторами: интенсивностью поражающего фактора и сопротивлением опасному воздействию элементами риска. Устойчивость элементов риска к негативному воздействию оценивалась функциями уязвимости для разных элементов риска. При этом учитывалось, что даже при одинаковых воздействиях на однотипные элементы риска существует некоторая вероятность получения ими разных степеней поражения. Полученные оценки индивидуального комплексного риска (ИКР) варьируются от пренебрежимо малых значений, близких к нулю, до весьма высоких, равных 50,0.10-5 и более. Величина ИКР непосредственно связана со значениями прогнозируемой интенсивности поражающего фактора, ожидаемого интервала времени осуществления прогноза, а также уязвимостью элементов риска. Наибольшие значения ИКР характерны для населенных пунктов Сахалина, Курильских островов, Камчатки, Прибайкалья, Саян и Северного Кавказа. В этих регионах преобладают риски от природных опасностей. Наибольшие значения ИКР от техногенных опасностей характерны для городов: Братск, Мичуринск, Новокузнецк, Юрга, Кемерово, Норильск, Дзержинск, Орск, Тольятти, Нижний Тагил, Первоуральск, Магнитогорск, Челябинск.Технология зонирования территорий по величине показателей риска и построения карты комплексного риска включает в себя два основных элемента: методические основы оценки комплексного риска от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (общие принципы оценки индивидуального риска, методика оценки риска от аварий на потенциально опасных промышленных объектах, методика оценки риска от природных чрезвычайных ситуаций, методика комплексной оценки риска от чрезвычайных ситуаций для населения);
средства автоматизации проведения оценки комплексного риска с использованием возможностей географической информационной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ФЦ ВНИИ ГОЧС (программное обеспечение для создания и ведения баз данных по потенциально опасным промышленным объектам, программное обеспечение для оценки комплексного риска). Методические основы оценки комплексного риска разработаны для широкого спектра техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, в том числе для аварий на пожароопасных, взрывоопасных и химически опасных объектах, прорывов плотин гидротехнических сооружений, землетрясений, наводнений, лесных пожаров, ураганов, опасных геологических процессов и др. Разработанная технология зонирования территорий по величине показателей риска позволяет получать показатели комплексного риска для рассматриваемых городов и территорий и строить карты комплексного риска на основе использования соответствующего программного обеспечения географической информационной системы. Карта комплексного риска для населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций с ранжированием различных регионов страны по степени опасности ЧС для населения позволит в перспективе перейти к регулированию безопасности населения на основе нормирования социально приемлемого уровня риска.