1.4. Основные тенденции в динамике чрезвычайных ситуаций
на территории Российской Федерации.
В 2002 г. произошло увеличение общего количества чрезвычайных ситуаций по сравнению с 2001 г. на 26,42 %.
При этом количество техногенных чрезвычайных ситуаций увеличилось с 617 (2001 г.) до 814 (2002 г.), т.е. на 31,93 %. Количество чрезвычайных ситуаций природного характера увеличилось с 233 (2001 г.) до 279 (2002 г.), увеличение составило 19,74 %. Произошло уменьшение биолого–социальных чрезвычайных ситуаций с 37 (2001 г.) до 34 (2002 г.), на 8,11 %. Количество террористических актов уменьшилось с 14 (2001 г.) до 12 (2002 г.), на 14,29 %.
Причинами техногенных чрезвычайных ситуаций, по-прежнему, остаются:
значительный износ основных производственных фондов и систем аварийного контроля и предупреждения ЧС;
несвоевременный и некачественный ремонт оборудования, медленное решение вопросов, связанных с оснащением опасных объектов средствами предупреждения аварий (аварийной остановки технологических процессов, локализации источников аварий и т.п.);
локальный выброс в атмосферу взрывопожароопасных и токсичных продуктов, а также недостаточный надзор за состоянием оборудования и трубопроводов, пожарной безопасности в зданиях жилищно-бытового и социально-культурного назначения.
За период с 1996 г. по 2002 г. доля производственных фондов, выработавших свой ресурс, возросла: на железнодорожном транспорте с 22 до 62,5 % (магистральные пути с 16 до 73 %; вагонный парк с 25 до 62,4 %; количество железнодорожных мостов, эксплуатация которых превышает нормативный срок, увеличилась с 25 до 52 %); на трубопроводном транспорте количество объектов, срок службы которых выше нормативного, увеличился с 44 до 72 %; в жилищно-коммунальном хозяйстве количество объектов, достигших критической величины срока службы, увеличилось с 43 до 75 %.
В отраслях топливно-энергетического комплекса, несмотря на принимаемые меры, доля производственных фондов потенциально опасных объектов, достигших критического износа, остается на достаточно высоком уровне и составляет: радиационно опасных объектов – 40 %, химически опасных объектов – 70 %, взрывопожароопасных объектов – 60 %.
Сохранение числа техногенных чрезвычайных ситуаций в 2002 г. по сравнению с 2001 г. практически на прежнем уровне при росте объема промышленного производства явилось результатом осуществления ряда эффективных мер по совершенствованию государственного регулирования вопросов обеспечения безопасности промышленных объектов, при этом проводился углубленный анализ риска возникновения ЧС, выявлялись причины возможных крупных аварий. Это позволило определить приоритеты в осуществлении превентивных мер в предотвращении аварий и катастроф, повысить эффективность лицензирования опасных видов деятельности и ответственности руководителей опасных объектов за проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС.
В 2002 г. произошло, по сравнению с 2001 г., увеличение количества техногенных ЧС следующих типов:
авиационные катастрофы в 2001 г. – 36, в 2002 г. – 40, увеличение на 11 %;
крупные автомобильные катастрофы в 2001 г.– 69, в 2002 г. – 93, увеличение на 34,8 %;
аварии на магистральных трубопроводах в 2001 г. – 45, в 2002 г. – 55, увеличение на 22 %;
аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ в 2001 г. – 26, в 2002 г. – 39, увеличение на 50 %;
обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения в 2001 г. – 7, в 2002 г. – 13, увеличение на 86,7 %;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения в 2001 г. – 13, в 2002 г. – 31, увеличение на 138 %;
крупные пожары с групповой гибелью людей в 2001 г. – 159, в 2002 г. – 334, увеличение на 110 %.
В 2002 г. значительно возросло количество природных чрезвычайных ситуаций (19,74 %) и главным образом масштабность их последствий за счет массовых наводнений и гидрометеорологических явлений в Южном, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах и за счет лесных пожаров.
В последние годы в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территории России. Наиболее четко этот тренд прослеживается в азиатской части России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах.
Наблюдается увеличение частоты неблагоприятных краткосрочных явлений (внеурочных периодов аномально теплой погоды и заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.), уменьшение периодов повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, других особо опасных явлений, связанных с увлажнением. Отмечаемое в последние годы уменьшение периода изменений погоды – 3-4 дня против обычных 6-7 дней вызывает определенные трудности в прогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что сказывается на степени оперативности оповещения о них и, в большей степени, на возможности прогнозирования их последствий.
Угроза наводнений в Российской Федерации существует более чем для 500 городов, десятков тысяч других населенных пунктов. Периодическому затоплению подвержена территория площадью около 500 тыс. кв. километров.
Ежегодно с вероятностью 100 % затапливается около 50 тыс. кв. километров.
Среднестатистическая величина ущерба от наводнений по стране оценивается в сумму около 100 млрд. рублей в год.
Анализ ЧС, обусловленных природными пожарами и имевших место на территории Российской Федерации за период с 1999 по 2002 г., показывает, что в целом перечень регионов, в которых лесопожарная обстановка остается напряженной из года в год, существенно не меняется.
При сохраняющихся в целом показателях по времени и характерным районам возникновения указанных ЧС, просматриваются тенденции возрастания их масштабов, что выражается в постепенном росте количества чрезвычайных ситуаций территориального уровня и снижении количества ЧС локального уровня.
Основной причиной распространения лесных пожаров на протяжении последних лет является их несвоевременное обнаружение. Фактическая кратность авиапатрулирования – один из основных показателей, характеризующих уровень авиационной охраны лесов, значительно уменьшилась.
Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий и ЧС природного характера вызвана как природными, так и социально-экономическими причинами:
медленным решением вопросов предупреждения и локализации ЧС;
снижением количества населения и спадом производства особенно в зонах экстремальных условий, вследствие этого снижением расходов на предупреждение ЧС;
освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания;
развитием специфического комплекса опасных техно-природных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.);
стратегическими просчетами на региональных уровнях в политике обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства, направленной на ликвидацию последствий ЧС, а не на их профилактику;
нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гидрометеорологического контроля.
Предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций создаются не столько ходом развития природных процессов, сколько способностью регионов обеспечить устойчивость территориально–хозяйственных комплексов не только к экстремальным проявлениям природных процессов, но и к их средним значениям.