1.1. Техногенные чрезвычайные ситуации
Химически опасные объекты. В 2002 г. на подконтрольных Госгортехнадзору России промышленных производствах и объектах произошло 207 аварий, что на 15 % меньше, чем в 2001 г. По данным территориальных органов Госгортехнадзора России материальный ущерб от аварий (без учета ущерба для окружающей природной среды, затрат на ликвидацию последствий аварий, упущенной выгоды и других затрат) превысил 780 млн. рублей. Рост аварийности произошел на объектах добычи нефти (+5, с 11 до 16 аварий), на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности (+5, с 17 до 22 аварий).
Наибольший рост аварийности произошел на поднадзорных Госгортехнадзору России промышленных производствах и объектах Воронежской, Ленинградской и Саратовской областей. В целом аварийность увеличилась в 22 субъектах Российской Федерации.
Наибольшее количество аварий произошло по организационным причинам (50,7 %). В сравнении с 2001 годом доля таких происшествий возросла на 5,1 %, в основном из-за неэффективности контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и нарушений технологической и трудовой дисциплины, неосторожных или несанкционированных действий исполнителей работ. В тоже время уменьшилось число аварий из-за нарушения технологии производства работ и неудовлетворительного состояния технических устройств, зданий и сооружений.
Гидротехнические сооружения. В ходе прохождения летне-осеннего паводка сложилась аварийная ситуация на гидротехнических сооружениях рек Краснодарского, Ставропольского и Хабаровского краев, а также рек Курганской, Свердловской, Челябинской и Амурской областей. Из-за недостаточной пропускной способности Невинномысского гидроузла произошел перелив воды через плотину. В водохранилищах Глебовском, Владимирском, Атакайском и Абрау-Дюрсо вода достигла критических уровней, что привело к переливу ее через гребни плотин. На плотине Владимирского водохранилища во время перелива образовался прорыв в центральной части плотины. В ходе прохождения летне-осеннего паводка сложилась аварийная ситуация на гидротехнических сооружениях Ново-Георгиевского водохранилища. Произошел отрыв лотковой части паводкового водосбора, вследствие чего начался размыв основания водослива и прилегающего участка низового откоса плотины. В целях предотвращения развития аварии была срочно произведена отсыпка скального грунта в основание водослива и плотины.
Уровень воды во всех водохранилищах Московской области, за исключением Верхне-Рузского, к весеннему периоду 2002 г. не достиг нормально-подпорного уровня (НПУ). В результате выработки водохранилищ в августе 2002 г. начали образовываться отшнурованные участки и по состоянию на 28.09.2002 г. их площадь на Можайском водохранилище составила 10 га, на Истринском – 14,3 га.
Железнодорожный транспорт. По данным МПС России в 2002 г. сохранялась тенденция к сокращению нарушений по большинству количественных показателей безопасности движения на железнодорожном транспорте. В 2002 г., при общем росте объема грузооборота на 5,3 % удалось не допустить роста аварийности. В 2002 г. 9 из 17 железных дорог работали без крушений, а 16 железных дорог – без аварий. В 2002 г. на железнодорожном транспорте, как и в 2001 г., произошло 12 чрезвычайных ситуаций.
На Северной железной дороге допущено три крушения грузовых поездов с материальным ущербом по каждому случаю около 3 млн. рублей:
8.01.2002 г. на территории Вологодской области в результате крушения со сходом 19 груженых вагонов 17 вагонов исключены из учета; было повреждено 400 м пути. Полный перерыв движения поездов составил 21 час;
9.03.2002 г. на территории Архангельской области в результате схода 19 груженых вагонов 7 вагонов разбиты, 12 повреждены, разрушено 100 м пути, полный перерыв движения поездов составил около 32 часов;
2.07.2002 г. на территории Республики Коми в результате схода 23 груженых лесом и углем вагонов полностью разбито 13 вагонов, разрушено 175 м пути, полный перерыв в движении поездов около 23 часов.
На Московской железной дороге (на станции Москва-пассажирская Ярославская) в результате столкновения маневрового тепловоза с электровозом, прибывавшего в Москву из Хабаровска пассажирского поезда № 43, пострадало 40 человек, 22 человека было госпитализировано.
На Приволжской железной дороге (на территории Волгоградской области) в результате схода повреждены 19 груженых топочным мазутом вагонов-цистерн до степени исключения из инвентаря, разлито 640 т мазута, перерыв в движении поездов составил 12 часов.
На Октябрьской железной дороге (на ст. Санкт-Петербург Балтийский) в результате несанкционированного отхода электропоезда, с последующим наездом на тупиковую призму при скорости 40 км/ч, погибли 4 человека и 5 человек получили травмы.
Причинами крушений поездов является высокая степень износа основных производственных фондов. В результате крушений и аварий возросло время полного перерыва движения поездов со 115 часов в 2001 г. до 150 часов в 2002 г. (рост на 30 %). Общий материальный ущерб этих аварий составил 28,7 млн. рублей.
Воздушный транспорт. По данным, поступившим в МЧС России, в 2002 г. произошло 40 авиационных катастроф, в т.ч. по данным Минтранса России на гражданских авиалиниях произошла 21 авиационная катастрофа.
В результате авиационных катастроф погибло 289 человек и пострадало 132 человека, в т.ч. на гражданских авиалиниях погиб 131 человек и пострадало 74 человека.
Наиболее тяжелые последствия произошли в результате авиакатастроф вертолетов Ми-6 в Чеченской Республике и Таймырском АО, в которых погибло, соответственно, 115 и 21 человек
Количество авиакатастроф на гражданских авиалиниях в 2002 г. по сравнению с 2001 г. уменьшилось на 22 %. Количество погибших уменьшилось с 218 до 131 человека, а число пострадавших возросло с 62 до 74 человек. Материальный ущерб составил 6,4 млн. рублей.
Основными причинами аварийности на воздушном транспорте являлись недостатки в работе летного состава, при этом в 50 % случаев имело место сочетание недостатков в деятельности служб метеообеспечения и организации воздушного движения. Около 20 % чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте произошло из-за отказов авиационной технике в полете.
Водный транспорт. На водном транспорте произошли 64 аварийных ситуации, 34 из которых отнесены к чрезвычайным ситуациям. По сравнению с 2001 г. количество чрезвычайных ситуаций в 2002 г. увеличилось на 47,8 % (в 2001 г. было 23). Число пострадавших составило 190, погибших – 36 человек. В Сахалинской области имели место аварии грузовых судов, было спасено 69, погибло 3 человека. В Иркутской области произошло столкновение теплохода с баржей, погибло 6 человек. В Санкт-Петербурге на реке Нева произошло столкновение сухогруза с опорой моста; в результате судно затонуло; было спасено 10 человек. В Республике Саха (Якутия) на реке Лена произошло столкновение теплохода “Останкино” с буксиром, погибло 2 человека.
Материальный ущерб на морском и речном транспорте не учитывался.
Основными причинами аварийности на водном транспорте являлись: нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования, судоводительские ошибки экипажей судов, нарушение правил пожарной безопасности и требований нормативных документов по безопасности морских перевозок грузов.
Автомобильный транспорт. По данным Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации обстановка с обеспечением безопасности на автомототранспорте в стране остается сложной. В 2002 г. зарегистрировано 184 365 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 33 243 человека и получили ранения 215 678 человек. Отмечен рост как количества дорожно-транспортных происшествий (+12,1 %), так и число погибших (+7,5 %) и раненых (+14,9 %) в них людей. Увеличение основных показателей аварийности наблюдалось во всех федеральных округах.
Основное количество дорожно-транспортных происшествий (71,4 %) зарегистрировано в населенных пунктах. На автомобильных дорогах произошла почти пятая часть всех ДТП (28,3 %).
Количество ДТП с тяжкими последствиями (с числом погибших 5 и более или раненых 10 и более человек) увеличилось с 69 в 2001 г. до 93 в 2002 г. В таких происшествиях число погибших увеличилось на 69 % (с 248 до 419 человек), а количество пострадавших – на 61,3 % (с 300 до 484 человек).
Основными причинами ДТП являлись: нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения, употребление спиртных напитков за рулем и техническая неисправность транспортных средств. По сравнению с предшествующим годом значительно возросло количество происшествий, причиной которых зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия (+29,0 %).
Магистральный трубопроводный транспорт. В 2002 г. количество аварий на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, составило 55 (в 2001 г. – 45). Аварии на магистральных нефтепроводах с разливом нефти произошли в республиках Калмыкия, Башкортостан и Коми, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском АО, Нижегородской, Орловской, Пермской, Рязанской, Самарской, Томской и Тюменской областях. Аварии на магистральных газопроводах с возгоранием газа произошли в республиках Коми, Удмуртия и Дагестан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, Белгородской, Нижегородской, Пермской, Тверской и Свердловской областях.
В настоящее время эксплуатируется 49 тыс. км магистральных нефтепроводов, 157 тыс. км магистральных газопроводов, 22 тыс. км нефтепродуктопроводов. Из них: 25 % магистральных трубопроводов работают 10-12 лет, 34 % – 20–30 лет, 34 % – свыше 30 лет и только 7 % – менее 10 лет. Степень их износа составляет 70–75 %, что и является основной причиной аварийности на трубопроводном транспорте.
Обстановка с пожарами. По данным Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУ ГПС) МЧС России за 2002 г. на объектах экономики и в жилом секторе зарегистрировано 259 836 пожаров, в которых погибло 19 906 человек, в том числе 750 детей, получили травмы 14 434 человека.
По сравнению с 2001 г. количество пожаров увеличилось на 5,5 %, количество погибших – на 8,8 %, получивших травмы – на 2 %. Расчетные потери от пожаров в стоимостном выражении составили 59 585,5 млн. рублей.
В 2002 г. в Российской Федерации ежедневно, в среднем, происходило 712 пожаров, в каждом из которых погибали 55 человек и 40 человек получали травмы; огнем уничтожалось 218 строений, 22 единиц автотракторной техники и 18 голов скота. Ежедневный материальный ущерб составлял 9.4 млн. рублей.
В 2002 г. подразделениями ГПС МЧС России на пожарах спасено 69 619 (+25,4 %) человек и материальных ценностей на сумму 23,5 млрд. рублей (+74,6 %).
Наиболее сложная обстановка зарегистрирована в 19 субъектах Российской Федерации (в республиках Бурятия, Коми, Мордовия и Ингушетия; Приморском крае; Архангельской, Калужской, Кировской, Ленинградской, Московской, Hижегоpодской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Челябинской и Ярославской областях; Эвенкийском автономном округе), где отмечен рост количества пожаров, погибших и травмированных при них людей. Рост количества пожаров и травмированных при них людей зарегистрирован в 12 субъектах (в Ивановской, Иркутской, Курганской; Курской, Мурманской, Hовгородской, Орловской, Ростовской и Сахалинской областях; Чукотском; Таймырском и Корякском автономных округах).
Без изменений осталось количество пожаров, погибших и травмированных при них людей в 11 субъектах Российской Федерации (в республиках Кабардино-Балкария, Марий Эл, Хакасия; Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях; Воронежской, Hовосибирской, Ульяновской и Читинской областях; Усть-Ордынском автономном округе). За 2002 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 287 крупных пожаров (+109,5 %), при которых погибло 7 человек, получили травмы 25 человек. Потери в стоимостном выражении составили 800,0 млн. рублей. По сравнению с 2001 г. снизилось количество пожаров в производственных зданиях (–0,6 %) и на сельскохозяйственных объектах (–2,4 %). Возросло количество пожаров на складах, базах производственных предприятий (3,6 %), складах, базах и в торговых помещениях (7,1 %), в зданиях общественного назначения (3,6 %), в жилом секторе (5,6 %), на строящихся объектах (6,1 %). В 2002 г. уменьшилось количество пожаров из-за технологических причин (–10,5 %), нарушений правил устройства и эксплуатации (HПУиЭ) электрооборудования (–0,8 %), сварочных и огневых работ (–8,2 %), шалостей детей с огнем (–2,8 %) и неустановленных причин (–7,8 %).
Увеличение количества пожаров произошло из-за поджогов (36,5 %), неосторожного обращения с огнем (8,4 %) и HПУиЭ печей и теплоустановок (0,4 %).
В городах Российской Федерации в 2002 г. произошло 173 796 пожаров (+4,2 %), что составляет 66,9 % от общего количества пожаров. Материальные потери от этого составили 31 764,1 млн. рублей (+26,3 %). При пожарах погибли 11 342 человека (+9,0 %), в том числе 387 детей (+2,4 %); получили травмы 10 015 человек (+1,2 %).В 2002 г. наиболее сложная обстановка сложилась в городах 25 субъектов Российской Федерации: в республиках Бурятия, Коми, Мордовия и Ингушетия; Приморском и Ставропольском краях; Архангельской, Ивановской, Калининградской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Московской, Hижегоpодской, Омской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях; Эвенкийском автономном округе, где зарегистрирован рост числа пожаров, погибших и травмированных при пожарах людей.
В сельской местности Российской Федерации в 2002 г. произошло 86 040 пожаров (+8,2 %), материальные потери от которых составили 27 821,3 млн. рублей (+36, %). При пожарах погибли 8 564 человека (+8,6 %), в том числе 363 ребенка (–11,9 %), получили травмы 4 419 человек (+4,3 %).
Доля пожаров, погибших, травмированных, ущерба и потерь в сельской местности составила соответственно 33,1; 45,0; 46,7; 43,0 и 30,6 %, соответственно.
В 2002 г. наиболее сложная обстановка сложилась в сельской местности 31 субъекта Российской Федерации (в республиках Башкортостан, Каpачаево-Чеpкессия, Мордовия, Тыва, Ингушетия и Чувашия; Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кировской, Курской, Московской, Hижегоpодской, Hовгородской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Самаpской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Твеpской, Тульской и Ярославской областях; Евpейской автономной области; Корякском автономном округе), где зарегистрирован рост количества пожаров, погибших и травмированных при них людей.
Относительные показатели, характеризующие оперативную обстановку с пожарами в 2002 г. по Российской Федерации, следующие:
количество пожаров, приходящихся на 100 тыс. населения – 179,38 (в 2001 г. – 170,06);
средние потери, приходящиеся на один пожар – 229,32 тыс. рублей (184,91);
количество погибших людей на 100 тыс. населения – 13,74 (12,63);
количество травмированных людей на 100 тыс. населения – 9,96 (9,77);
расчетные потери в расчете на одного человека – 411,35 рублей (314,46);
средний ущерб, приходящийся на один пожар – 13,16 тыс. рублей (10,61).
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. По данным Госстроя России в 2002 г. по Российской Федерации количество аварий, отказов и инцидентов на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях составило 107 539 случаев.
Их них Госстроем России зарегистрированы 222 крупные аварии (отключения систем жизнеобеспечения на 36 часов и более) в 69 субъектах Российской Федерации, что на 14 % превышает аналогичные показатели 2001 г. Наибольшее количество аварий и нарушений было: в Ленинградской области – 14, в Приморском крае – 13, в Сахалинской, Свердловской областях и в Республике Саха (Якутия) – 10, в Московской области – 9, в Краснодарском крае – 8, в Калининградской, Ульяновской, Иркутской, Омской и Владимирской областях – по 5, соответственно.
Количество аварий на 92 объектах теплоэнергоснабжения на 26 % превышает аналогичные показатели 2001 г. (в Приморском крае и Ленинградской области – 10; г. Санкт–Петербурге и Сахалинской области – 8; Республике Саха (Якутия) – 7; Владимирской, Омской, Ульяновской областях и Хабаровском крае – по 4). На объектах водоснабжения и канализации произошла 31 авария (в республиках Дагестан и Адыгея, Свердловской, Калининградской, Московской и Новосибирской областях), что в 2,4 раза превышает количество аварий в 2001 г. (13).