26.08.2010 В четверг экологи объявили, что экономический ущерб от лесных пожаров в России составил более 300 млрд долларов. Это почти в 750 (!) раз больше озвученной МЧС 19 августа оценки в 0,4 млрд долларов. Однако обе эти цифры расходятся с подсчетами экономистов, которые называют цифру в 15 млрд долларов.
Подсчитали – прослезились
В четверг экологи обнародовали сумму, в которую, по их мнению, обошелся России ущерб от прокатившихся по стране пожаров, – свыше 300 млрд долларов. В Центре охраны дикой природы подсчитали, что ущерб, нанесенный в результате уничтожения огнем 1 га леса, может быть оценен в 25 тыс. долларов. По данным же Всемирного центра мониторинга пожаров, с начала 2010 года в стране сгорело 10–12 млн га.
«Если пересчитать наши 25 тыс. долларов на общую площадь, получится свыше 300 млрд долларов по стране. Причем это только стоимость деловой древесины и стандартных лесовосстановительных работ», – подчеркнул директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко, передает «Интерфакс».
При этом, по мнению эколога, в реальности цифра ущерба еще больше, так как примененная методика не учитывает целый ряд показателей. Например, затраты на расчистку сгоревших территорий и дальнейший 50-летний уход за высаженными культурами. Не оценивался и ущерб от гибели животных и птиц, которые не могли покинуть зоны пожаров.
«Уничтожение насекомых на одном квадратном метре территории стоит 50 рублей. В среднерусском лесу минимум несколько сотен видов насекомых. Если хотя бы сотня из них пострадала, то на 1 га потери составят 17 тыс. долларов», – привел пример Зименко.
Шойгу думает иначе
Стоит отметить, что данные экологов кардинально расходятся с цифрой, озвученной ранее главой МЧС РФ Сергеем Шойгу. По словам министра, общий ущерб, причиненный российским регионам природными пожарами, по самым скромным оценкам, может достигать 12 млрд рублей. Эта сумма складывается из затрат на преодоление пожаров, средств, выделенных на строительство жилья погорельцам, и тех, что понадобились для дополнительного привлечения ресурсов.
Шойгу отметил, что к этой сумме следует добавить и стоимость леса, уничтоженного огнем, который, в отличие от пожаров прошлых лет, невозможно будет использовать в промышленности.
«Гораздо важнее, я думаю, мы эту цифру сможем назвать чуть позже, это те меры, которые нам предстоит принять по линии агентства лесного хозяйства и Министерства природных ресурсов, местных властей, чтобы подобные ситуации не повторялись», – цитирует слова Шойгу РИА «Новости».
Однако эксперты, которые еще в разгар жары и пожаров начали подсчитывать убытки, понесенные экономикой России, привели гораздо большие цифры. Согласно оценкам аналитиков HSBC и «Уралсиба», потери из-за засухи и лесных пожаров июля – августа 2010 года могут составить 1% ВВП.
Таким образом, при прогнозном номинальном ВВП РФ в 2010 году в 44,8 трлн рублей речь идет о суммах порядка 450 млрд рублей, или около 15 млрд долларов.
Официальные же данные об убытках, связанных с аномальной жарой и пожарами в России, появятся не раньше конца 2010 года.
Разброд и шатание
Надо сказать, что сильно отличается и статистика по количеству природных пожаров. По данным Greenpeace Russia, цифры госстатистики и данные, полученные на основании космического мониторинга, расходятся от четырех до девяти раз. Согласно сводке МЧС по состоянию 13 августа, «всего с начала пожароопасного периода 2010 года на территории Российской Федерации возникло 26 977 очагов природных пожаров на общей площади 832 215,6 га».
Однако с 13 августа Федеральное агентство лесного хозяйства закрыло доступ к своим сводкам о лесопожарной обстановке в России. До этого момента данные Рослесхоза о пройденной пожарами площади примерно совпадали с данными МЧС.
При этом директор по программам Greenpeace Russia Иван Блоков отмечает, что для того чтобы тушить пожары, в России на 1 га в 2010 году выделялись 2,5 рубля. Для сравнения: в США на тушение лесных пожаров на 1 га выделяется в 120 раз больше, в Канаде – в 45 раз./vz.ru/