Научно-технический журнал "Пожаровзрывобезопасность" № 2-2004
УДК 614.846
ШАССИ СОВРЕМЕННЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Ю.Ф. Яковенко, К.Ю. Яковенко
Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Рассмотрены системные требования к базовым шасси пожарных автомобилей, проведен анализ технических особенностей отечественных и зарубежных шасси нового поколения. Приведены тенденции производства шасси для пожарных автомобилей, сформулированы требования к специальным шасси.
ВВЕДЕНИЕ
Пожарный автомобиль по своей сложности может быть отнесен к большим техническим системам, которые характеризуются значительным числом взаимодействующих друг с другом составных элементов, все параметры и показатели которых тесно связаны между собой.
Как большая техническая система, пожарный автомобиль (ПА) состоит из ряда подсистем различных уровней сложности. Подсистемами 1-го уровня сложности являются базовые шасси и пожарная надстройка, определяющие назначение и функциональные возможности ПА.
На более низких уровнях сложности в качестве подсистем рассматриваются группы агрегатов, характеризующие эффективность функционирования ПА: двигатель, трансмиссия, ходовая часть (элементы шасси); насосная установка, подъемное устройство, емкость для средств тушения (элементы надстройки).
Структурно схема подсистем различных уровней сложности выглядит достаточно представительно, однако важнейшим ее элементом является базовое шасси ПА. Именно шасси во многом определяет качественный уровень ПА: создать современное изделие на устаревшем, с невысокими значениями базовых параметров шасси невозможно, сколь бы совершенной ни была пожарная надстройка, поскольку все параметры взаимосвязаны. Поэтому выбор шасси является одним из наиболее ответственных этапов создания пожарного автомобиля.
Можно выделить два основных направления создания ПА в современных условиях [1]:
а) применение серийных (коммерческих) шасси с незначительными доработками, необходимыми для установки пожарной надстройки;
б) создание специального шасси для ПА с использованием агрегатов, узлов и механизмов ряда базовых шасси (или специально созданных), которые, будучи собраны воедино, позволяют получить автомобиль с новыми свойствами и параметрами, отсутствующими у базовых моделей или их модификаций.
На специальных шасси устанавливают, как правило, пожарные надстройки с более высокими тактико-техническими показателями по сравнению со стандартными образцами.
Рассмотрим мировую практику создания автомобильных шасси, которые используются при производстве ПА различных классов.
Под классами понимаются группы ПА, объединенные по величине полной массы. Согласно европейским нормам EN 1846, все транспортные средства пожарной охраны объединены по классам следующим образом [2]:
легкие ПА с полной массой до 7,5 т (L-класс);
средние ПА с полной массой от 7,5 до 14 т (М-класс);
тяжелые ПА с полной массой более 14 т (S-класс);
Шасси, используемые для создания этих пожарных автомобилей, имеют существенные отличия по конструкции, техническому исполнению, уровню эргономической проработки и другим показателям.