Вместо заключения
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ШАССИ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Пожарный автомобиль - активный элемент системы пожарной безопасности страны, поэтому технический уровень его важнейшей подсистемы - базового шасси - должен быть адекватен требованиям времени. Пока, как было отмечено выше, технический уровень многих отечественных шасси заметно уступает уровню зарубежных "одноклассников". Надежды на то, что в ближайшее время догоним Запад, минимальные.
Подтвердим этот вывод мнением авторитетного специалиста, который видит проблему изнутри. Вот что говорит по этому поводу генеральный директор АМО ЗИЛ К.В. Лаптев: "Запад в области автомобилестроения уже далеко впереди, а учитывая наши скудные финансовые ресурсы, неважное состояние исходной информационной базы, от которой можно отталкиваться, на создание собственными силами нового автомобиля уйдет от трех до пяти лет. Это очень много…". И далее: "Будем искать стратегических партнеров - неважно, за рубежных или российских - с точки зрения производства автомобильных компонентов, продуктов автомобиля… Нам можно конкурировать в таких сегментах, как пожарная и иная подобная техника. А рынок покажет, кто делает качественную продукцию, у кого цена комфортнее" [4].
Столь пространная цитата как бы подводит итог проведенному выше анализу: да, отстаем, но надо предпринимать меры для выхода из создавшегося положения. Не догонять - это невозможно, а создавать модели шасси, отвечающие духу времени.
Такой подход внушает оптимизм и позволяет надеяться, что предприятие (выпускающее, кстати, наиболее востребованные пожарной охраной шасси среднего класса) учтет мнение работников пожарной охраны и создаст специальное шасси для ПА, столь необходимое оперативным подразделениям: эффективное, надежное, безопасное в эксплуатации.
Требования к специальным шасси для ПА нельзя отнести к невыполнимым: наработки в этом направлении уже ведутся некоторыми автомобильными заводами. К числу таких требований, которые в основном сформулированы в
НПБ 163-97 [5], можно отнести:
обеспечение удельной мощности не ниже 15 л.с./т, при нормах двигателя токсичности не ниже Евро-2;
поставка шасси с двухрядной (для боевого расчета 1+5) или трехрядной (1+8) кабиной салонного типа, с системой обеспечения параметров микроклимата;
применение антиблокировочной (АБС) и противобуксовочной (ПБС) систем, а также системы экстренного растормаживания тормозного контура;
модернизация подвески применительно к условиям эксплуатации (стабилизаторы поперечной устойчивости, малолистовые параболические рессоры);
поставка шасси изготовителям ПА с системой отбора мощности для привода спецагрегатов;
применение "двойной" рамы с подрессоренным надрамником для установки пожарной надстройки;
применение более мощных систем охлаждения и бортового электрообеспечения, адаптированных к условиям эксплуатации ПА.
К числу перспективных требований следует отнести применение на ряде моделей автоматической трансмиссии (работы в этом направлении проводит АМО ЗИЛ), создание специального шасси в "северном" исполнении (для регионов с холодным и очень холодным климатом).
Частично эти требования уже реализованы в тех шасси, которые использует АМО ЗИЛ при производстве ПА на своих производственных мощностях. К их числу можно отнести [6]:
применение форсированных двигателей (15 л.с./т), соответствующих требованиям Евро-2;
использование АБС, стабилизаторов поперечной устойчивости и системы экстренного растормаживания;
применение предпускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения двигателя с более мощными водяными и масляными радиаторами;
установку системы дополнительного охлаждения коробки передач и раздаточной коробки;
равномерное распределение полной массы по осям, наличие централизованной системы регулирования давления в шинах (на полноприводных шасси);
ряд других прогрессивных технических решений.
Имеются сведения, что над созданием специальных шасси трудятся специалисты других заводов, работающих в классе тяжелых автомобилей (КамАЗ, УралАЗ).
Можно надеется, что успешная работа над этими проектами российских автомобилестроительных предприятий позволит создать ПА действительно нового поколения, отвечающие требованиям структурной реконструкции парка пожарных автомобилей в свете новых задач, поставленных перед пожарной охраной страны.