ШАССИ ТЯЖЕЛОГО КЛАССА (полная масса свыше 14 т)
По сравнению с шасси легкого и среднего классов, производством которых занято более 40 компаний мира, изготовителей тяжелых автомобилей относительно немного: семь фирм в Западной Европе, шесть - в Северной Америке, четыре - в Японии.
Годовой объем производства тяжелых шасси более 700 тыс. шт., причем около 60% приходится на Северную Америку и Европу.
Среди западноевропейских компаний признанный лидер - Мерседес-Бенц: ему принадлежит 25 % европейского рынка грузовиков. Остальные 75 % делят шесть компаний: ИВЕСО, МАН, Вольво, Скания, Рено, ДАФ.
Используют тяжелые шасси в основном для магистральных перевозок грузов, а также в качестве базы для создания некоторых видов специальных автомобилей, в т.ч. пожарных: ПА тушения специального применения, автолестниц, автоподъемников, аварийно-спасательных и др.
Главная отличительная черта тяжелых шасси - их высокая надежность, причем лидируют по этому показателю грузовики североамериканского производства (фирмы-изготовители - Фрейтлайнер, дочерняя фирма Мерседеса; группа Паккар; Макк и др.)
Долговечность современных тяжелых шасси достигается 1 млн. км пробега, в пределах которого необходимо провести лишь несколько регламентных ремонтов. Это объясняется спецификой их эксплуатации: маршруты достигают 3000-4000 км в один конец, и не всегда имеется возможность провести ремонт в случае поломки на трассе.
Технические характеристики некоторых представителей шасси тяжелого класса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Характеристики некоторых шасси тяжелого класса
Фирма Модель шасси | База, мм | Допустимая полная масса, кг | Мощность |
номинальная, л.с. | удельная, л.с./т |
Мерседес-Бенц, Econic 1828 LL | 4200 4500 | 18000 | 279 | 15,5 |
Мерседес-Бенц, Actros 1831 | 3900 4500 | 18000 | 313 | 17,4 |
ДАФ FT 95.500.SSC 4x2 | 3250 6900 | 19000 | 507 | 26,7 |
Скания Р124GB 4х2 NZ | 5100 | 18000 | 420 | 23,3 |
Рено G 300.19 (4х2) | - | 19000 | 302 | 15,9 |
ИВЕКО-Магирус 190 E34 4х2 | - | 19000 | 345 | 18,2 |
Тяжелые шасси, произведенные в Европе и Японии, имеют как правило компоновку "кабина над двигателем". Капотную компоновку таких автомобилей применяют в основном в США, где нормативы на габаритные размеры более либеральные. Пример типичной компоновки ПА S-класса представлен на рис. 3.
Несколько моделей с капотной компоновкой (для тяжелых дорожных условий) есть и в Европе (Вольво серии N, Скания серии Т, Рено серии С).
В качестве двигателей используют только дизели с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. Удельная мощность одиночного автомобиля - 15-20 л.с./т и более.
Коробки передач - механические многоступенчатые. Однако шасси, предназначенные для установки специальных надстроек, в том числе для ПА, поставляют с автоматической трансмиссией типа Allison Automatic. Обязательным элементом таких шасси являются и АБС.
Еще одно отличительное качество тяжелых шасси - широкое применение пневмоподвесок, причем как задних, так и передних колес. Они значительно улучшают плавность хода, а также дают возможность регулировать погрузочную высоту кузова. Это качество уже начинают использовать при создании ПА нового поколения.
Ведущие автомобильные фирмы мира поставляют фирмам-изготовителям пожарных машин гамму шасси всех классов (легкого, среднего, тяжелого), что позволяет максимально удовлетворить потребности в пожарных автомобилях различного назначения.
Пример типажа ПА на шасси Мерседес показан на рис. 4. Всего же фирма Мерседес поставляет шасси для создания 115 моделей и модификаций ПА различного класса и назначения.