ШАССИ СРЕДНЕГО КЛАССА (полная масса от 7,5 т до 14 т)
Шасси среднего класса и созданные на их базе специализированные автомобили предназначены исключительно для коммерческой деятельности в условиях города с годовым пробегом до 200 тыс. км.
Этот класс шасси наиболее предпочтителен для создания ПА, прежде всего ПА тушения для городов и населенных пунктов.
Шасси средней грузоподъемности конструктивно почти одинаковы, хотя внутри класса отличаются друг от друга массой в 2,5 раза.
Все они имеют компоновку "кабина над двигателем", что в корне отличает их от российских "одноклассников" (ГАЗ, ЗИЛ). Другие варианты шасси просто не применяют, поскольку они оказались неконкуренто-способными для условий, в которых работают машины этого класса.
Колесные формулы - только 4х2 и 4х4 (наш ЗИЛ-131 - 6х6). Применяют несколько вариантов подвесок для различных условий работы. Обычную, на полуэллиптических рессорах, используют редко, чаще - более комфортную на малолистовых параболических рессорах.
Встречаются и относительно сложная подвеска на пневмобаллонах. В ней балки мостов фиксируют с помощью продольных и поперечных штанг. Часто сочетают различные виды подрессоривания, например, параболические рессоры в передней подвеске и пневмоподвеску заднего моста.
Несущая система - рамного типа, с цельными балками ведущих мостов и ведомых осей. Обычными стали стабилизаторы поперечной устойчивости на обоих мостах (чего никогда не было на отечественных грузовиках).
Колесные тормозные механизмы - барабанные или дисковые, причем последние ставят не только у передних, но и у задних колес. Привод - пневматический или гидропневматический. АБС на заказ ставят на все шасси.
Двигатели - только дизельные, с непосредственным впрыском топлива. Диапазон мощности - от 100 до 280 л.с. (на заказ). Коробки передач - механические, 5- или 6-ступенчатые, на заказ - автоматические гидро-механические.
Условия работы водителя близки к уровню легковых машин. Кабины установлены на пружинной подвеске с амортизаторами, имеют гидравлический механизм опрокидывания. Сиденье водителя, как правило, оснащают пневмоподвеской, а также устройством для регулирования в трех-четырех направлениях, а рулевое колесо -регулировкой угла наклона.
Ряд технических решений предлагается для работы автомобиля в холодном климате, в том числе:
электронная термосистема для запуска и прогрева двигателя без водителя (очень актуально для шасси ПА);
обогреваемые зеркала заднего вида;
автономные (не связанные с системой охлаждения двигателя) обогреватели;
системы вентиляции с осушением и очисткой воздуха, кондиционеры.
В Европе производится довольно широкая гамма автомобилей средней грузоподъемности. В числе производителей - известные европейские фирмы - Мерседес-Бенц, ИВЕКО-Магирус, МАN, Рено, Скания и другие. Например, фирма Мерседес предлагает три семейства шасси этого типа - Т2, LK и MK, где только основных моделей более 20. Они отличаются полной массой (от 6 до 15 т), мощностью двигателей (от 90 до 280 л.с.). Для каждой модели предусмотрены рамы с различной базой, варианты с одинарной (1+2) или двойной (1+6) кабиной, подвесками различного типа и другим специальным оснащением по требованию заказчика.
Технические характеристики типичных представителей шасси среднего класса приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики шасси средней грузоподъемности
Фирма Модель шасси | База, мм | Допустимая полная масса, кг | Мощность |
номинальная, л.с. | удельная, л.с./т |
Мерседес-Бенц, Vario 815 Д, 815 F | 3320 3370 | 7490 | 152 | 20,3 |
Мерседес-Бенц, Atego 917 F | 3610 3860 | 9500 | 170 | 17,9 |
Мерседес-Бенц, Atego 1225 AF | 3610 3860 | 12000 | 245 | 20,4 |
ИВЕКО-Магирус ЕвроКарго 100 Е21 | 3105 | 10000 | 207 | 20,7 |
Скания Р124GB 4х2 NZ | 3900 | 13000 | 360 | 27,7 |
Рено G 270 | 3800 | 14000 | 265 | 18,9 |
МАN 12.192 F 4х4 | 3225 | 11800 | 186 | 15,8 |
Как следует из таблицы, помимо условного обозначения, состоящего из цифр и букв, грузовики получают и собственные названия: Vario, Atego, Actros, Euro Kargo, Econic и т.д. Эта тенденция распространилась и на ПА: появились семейства пожарных машин типа Bull, Ranger, Gazell и пр.
Вариант компоновки ПА среднего класса приведен на рис. 2.