25.04.2008 Пожарная охрана в современной России — это настоящая армия, насчитывающая более 270 000 человек. Сейчас федеральный и региональные бюджеты финансируют огнеборцев на паритетных началах. По словам министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, из 96 млрд руб., полученных МЧС в 2007 г., 47 млрд выделил центр, остальные — провинциальная казна. Но с января 2009 г. все службы министерства будет содержать центр. В МЧС намерены переложить часть расходов на предприятия и организации, которые сейчас обслуживаются специализированными пожарными частями. Поправки в закон «О пожарной безопасности», внесенные на днях в Госдуму, предполагают, что обычных брандмейстеров на некоторых объектах уже с начала будущего года заменят «подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения)». Все средства, полученные договорными подразделениями за услуги, планируется перечислять в федеральный бюджет.
На эти цели по замыслу авторов правительственного законопроекта потребуется 16 000 человек, на их содержание — около 6 млрд руб. из бюджета в 2009 г. и 8,3 млрд руб. в 2010 г. Впрочем, авторы надеются, что коммерческие пожарные сразу выйдут на самоокупаемость.
В самой идее создания коммерческих пожарных частей нет ничего удивительного: частные и государственные пожарные службы параллельно существуют в ряде стран. Российский закон также разрешает частную пожарную охрану. Вопрос в том, как действующая в других государствах система заработает в российских условиях. Пока частные пожарные службы — это редкость.
Договорные подразделения помогут сократить существующие сейчас незаконные выплаты (чтобы были бдительнее) сотрудникам пожарных подразделений при крупных предприятиях. Деньги будут перечисляться официально и поступят в казну, а не в карманы предприимчивых сотрудников и командиров. С другой стороны, сотрудники договорных подразделений не будут заинтересованы в качественном несении службы — работать они будут за обычную зарплату.
Кроме того, поправки никак не регламентируют взаимоотношения между договорными и обычными пожарными подразделениями, есть опасность, что в случае серьезного возгорания им будет трудно наладить взаимодействие.
По мнению экспертов, есть в этой схеме еще ряд угроз. Ведь в сущности речь идет о создании в МЧС аналога милицейской вневедомственной охраны.
Эта служба МВД имеет все полномочия и атрибуты милиции — право на ведение оперативно-розыскной деятельности, автоматическое оружие, форму, расцветку автотранспорта и мигалки, но при этом охраняет граждан и компании, пожелавших платить за милицейский эскорт.
Вневедомственная охрана МВД имеет благодаря этому ощутимые преимущества на рынке охранных услуг перед частными предприятиями. Коммерческие подразделения МЧС будут абсолютными монополистами на рынке услуг обеспечения пожарной безопасности. Руководство МЧС в ближайшем будущем намерено частично передать контроль за противопожарной безопасностью в руки частных компаний (сейчас этим ведает Госпожнадзор). Получается, что после рекомендации частного инспектора обеспечить пожарную безопасность руководители предприятий вне зависимости от формы собственности будут обязаны привлечь договорные подразделения государственных огнеборцев, не имея альтернативы. А это означает опасность сохранения старых и появления новых коррупционных цепочек.
Между тем, по данным совместного исследования ВЦИОМ и «Опоры России», противопожарная служба и так занимает одну из верхних строчек в рейтинге служб, мешающих развитию предпринимательства: 11% опрошенных считают, что проверки пожарных создают значительные препятствия их деятельности.
Ущерб от пожаров в России велик. Число возгораний с 2003 по 2007 г. снизилось ненамного: с 232 000 до 211 000, уменьшилось с 18 377 до 15 924 и число погибших в огне. Однако ущерб от пожаров за эти годы вырос с 5,8 млрд руб. до 8,6 млрд руб./vedomosti.ru/