25.04.2008 Что греха таить, у руководителей многих отечественных компаний визит на их предприятие государственного пожарного инспектора вызывает ассоциации со стихийным бедствием среднего масштаба. Однако и эксперимент МЧС по внедрению института частного пожарного аудита пока воспринимается ими не то чтобы в штыки, но крайне настороженно. Дабы убедить коммерсантов в целесообразности введения данной новации, руководство министерства организовало круглый стол с участием представителей бизнеса.
В пожарном порядке
Суть нового подхода к «пожарным» проверкам состоит в следующем: предполагается, что в обязательном ведении Госпожнадзора останутся только крупные, причем особо опасные в пожарном смысле объекты, а также здания с массовым пребыванием людей (учебные заведения, детсады, больницы и т. п.). Предприятия же малого и среднего бизнеса, многие из которых боятся государственных проверяющих буквально как огня, смогут вызвать к себе независимого пожарного аудитора. Он за определенную плату обследует здание на предмет пожарной безопасности, укажет на недочеты и детально разъяснит, как их устранить. После того как владельцы помещений выполнят все его предписания, аудитор выдаст им свидетельство, подтверждающее, что с пожарной безопасностью все хорошо. Данный документ передается в Госпожнадзор и какое-то время (по уверению чиновников, примерно пять лет) служит своеобразной «индульгенцией». Если же предприниматели предпочли проигнорировать требования нанятого за свои деньги аудитора, то из «помощника» он автоматически превращается во врага, то есть сообщает о данном факте в Госпожнадзор. И вот тогда мало не покажется.
О намерении передать львиную часть противопожарных проверок в ведение частных структур, имеющих соответствующую лицензию, глава Министерства по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу заявил еще в июне 2006 года на встрече с президентом Владимиром Путиным. В качестве главных целей данного мероприятия позиционировались устранение административных барьеров, снижение давления на бизнес и исключение из проверочного процесса «коррупционной составляющей». В виде бонуса – снижение нагрузки на самих представителей Госпожнадзора. Президент дал добро. Полномасштабный запуск новации планировалось осуществить уже в 2007 году, однако пока речь идет лишь о некоем эксперименте, проводящемся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Хакасии и Удмуртии.
Под знаком красного петуха
Открывая встречу с предпринимателями, Шойгу назвал основную причину такой проволочки: бизнес фактически саботирует принятие документа под названием «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», разработанного еще три года назад и призванного заложить основы для внедрения в стране независимой оценки пожарных рисков. Как отметил министр, принятие Госдумой проекта в третьем чтении недавно было в очередной раз отложено именно из-за давления со стороны предпринимателей. «У нас тоже руки могут опуститься, и мы больше не сможем ни толкать, ни пробивать этот закон. До бесконечности наши согласования продолжаться не могут», – посетовал Шойгу. При этом он подчеркнул, что документ крайне необходим как МЧС, так и предпринимателям, поскольку позволяет кардинально изменить взаимоотношения проверяющих и проверяемых в лучшую сторону, в разы снижает уровень коррупции и учит коммерсантов более ответственно относиться к собственной безопасности. «Бизнесу придется научиться самому отвечать за сохранность собственного имущества и своих людей, и руководители предприятий должны быть заинтересованы в привлечении наиболее квалифицированных аудиторов», – отметил главный спасатель страны.
Описав все прелести предлагаемого нововведения, докладчик пожаловался на то, что сегодня под контролем МЧС находится 3 миллиона 700 тысяч объектов, которые обслуживают лишь 15 тысяч инспекторов (вместо свыше 20 тысяч, положенных по штату), то есть было подчеркнуто, что справиться с такой нагрузкой просто физически невозможно. Новый механизм надзора, по его словам, позволит разгрузить огнеборцев и улучшить качество проверок: под контролем госструктур в этом случае останется всего лишь около 400 тысяч предприятий. Завершая выступление, «чрезвычайный министр» призвал бизнесменов более активно сотрудничать с МЧС в области повышения пожарной безопасности – к примеру, заняться производством беспроводных пожарных систем, сигнал которых сразу передается на пульт оперативного дежурного (сейчас они закупаются в Канаде и США).
Из огня да в полымя
После этого настал черед высказаться представителям бизнеса. Начали осторожно. Так, президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов сообщил, что по его данным количество предпринимателей, оценивающих деятельность пожнадзора негативно, не так уж и велико – всего-то около 11 процентов. Зато злоупотреблений, связанных с частным аудитом, боятся многие. Главное опасение предпринимателей – страх получить на свою шею частных пожарных инспекторов, которые окажутся вовсе не такими «независимыми», как обещалось. Ведь в аудиторских компаниях будут работать и люди, ранее служившие в Госпожнадзоре. «Закон должен защищать честного и ответственного предпринимателя, а не ловкача. Сейчас предписания пожарного инспектора порой служат оружием конкурентной борьбы. Нам следует построить цивилизованный рынок аудита и экспертизы – именно как рынок услуг. У нас этого пока не получается», – отметил глава «ОПОРЫ».
Другие участники дискуссии отмечали, что до сих пор нет полной ясности в вопросе о том, какими будут требования аудиторов (а вдруг проверяющий потребует установить в офисе такую противопожарную сигнализацию, на которую у фирмы просто не хватит средств?). Неизвестно также, какими будут ставки аудиторских гонораров. Никто не застрахован и от того, что руководители проверяемых объектов станут просто-напросто договариваться с аудиторами о том, чтобы им выдали положительное заключение. То есть об окончательном уходе «коррупционной составляющей» тоже говорить не приходится. В общем, при малейшем сбое нововведение может открыть большие возможности для мздоимства и притеснения предпринимателей.
Разошлись, впрочем, мирно. По итогам круглого стола стороны подписали меморандум о сотрудничестве и выразили надежду на активное продолжение взаимного диалога с целью доработки «противопожарной» нормативной базы./buhnews.ru/