29.10.2021 Суд вынес приговор по первому делу о пожаре в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня". Фигуранты дела получили от 5 до 14 лет колонии.
Заводский районный суд Кемерова вынес обвинительные приговоры восьмерым обвиняемым по первому уголовному делу о пожаре в торгово-развлекательном центре (ТРЦ) "Зимняя вишня". Пожар в ТРЦ произошел 25 марта 2018 года. Возгорание возникло на верхнем этаже, где находились кинозалы, в выходной день там было много посетителей. Погибли 60 человек, в том числе 37 детей.
Подсудимыми по первому делу являются экс-гендиректор компании-собственника ТРЦ "Зимняя вишня" Юлия Богданова, техдиректор Георгий Соболев, управляющая ТРЦ Надежда Судденок, охранник Сергей Антюшин, руководитель компании "Системный интегратор", занимавшейся обслуживанием пожарной сигнализации в ТРЦ, Игорь Полозиненко и его подчиненный Александр Никитин, начальник пожарного караула Сергей Генин и руководитель тушения пожара Андрей Бурсин.
Судебное рассмотрение дела, фигурантами по которому первоначально проходили семь человек, стартовало весной 2019 года. А 28 июня того же года в Кемерово началось рассмотрение второго дела, обвиняемым по которому проходил только руководитель тушения пожара в ТРЦ "Зимняя вишня" Андрей Бурсин. Ему вменяли в вину халатность (ч.3 ст.293 УК РФ). По данным СКР, он нарушил требования закона "О пожарной безопасности" и боевого устава подразделений пожарной охраны, что и привело к гибели 60 человек. Позже по просьбе прокурора уголовное дело руководителя пожаротушения было объединено с первым.
На этапе судебных прений сторона обвинения запросила для подсудимых от 5 до 14,5 лет лишения свободы. В зависимости от роли каждого им были предъявлены обвинения по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), ч.3 ст.219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) и по ч.3 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).
Так, прокуратура просила назначить наказание Богдановой — 14,5 года колонии, Соболеву — 13 лет, Судденок — 14,5 года, Полозиненко — 6 лет 8 месяцев, Никитину — 5,5 года, Антюшину — 9,5 года, Бурсину — 6 лет колонии, Генину — 5 лет лишения свободы.
По данным Следственного комитета РФ, в ходе расследования дела, были проведены более 400 судебно-медицинских, медико-генетических и других экспертиз. В рамках правовой экспертизы исследованы нормативные правовые акты, связанные с вопросами противопожарной безопасности.
По словам официального представителя СК Светланы Петренко, следователям удалось полностью установить все обстоятельства трагедии.
"Поминутно восстановлены события и получены доказательства противоправности действий подсудимых, в том числе: конкретные недостатки спасательной операции со стороны некоторых пожарных, отсутствие проверок региональным МЧС по соблюдению требований противопожарной безопасности и эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей, неверные действия и некомпетентные решения сотрудников Госстройнадзора при проведении проверок и выдаче документов, подтверждающих соответствие реконструированного здания строительным правилам и нормам", — рассказала Петренко.
Оглашение приговора началось еще 30 сентября. Суд установил вину всех подозреваемых по первому делу.
Так, судья Николай Быданцев, зачитывая приговор, заявил, что Богданова, Соболев и Судденок оказывали услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья детей, а также нарушили требования пожарной безопасности.
По его словам, занимавшиеся обслуживанием пожарной сигнализации в ТРЦ Полозиненко и его подчиненный Никитин нарушили требования пожарной безопасности, охранник Антюшин оказывал не отвечающие требованиям безопасности услуги, а начальник пожарного караула Генин и руководитель тушения пожара Бурсин проявили халатность.
В итоге экс-гендиректора компании-собственника ТРЦ приговорили к 14 годам колонии, техдиректора — к 11 годам колонии, управляющую "Зимней вишней" — к 13,5 года колонии, охранника — к 8 годам колонии, руководителя компании "Системный интегратор" — к 6,5 годам колонии, его подчиненного — к 5,5 годам колонии, начальника пожарного караула — к 5 годам колонии, руководителя тушения пожара — к 6 годам колонии. Предполагается, что все осужденные будут отбывать наказание в колонии общего режима.
Кроме того, суд постановил запретить на два года Богдановой, Соболеву и Судденок заниматься деятельностью, связанной с руководством и управлением в сфере оказания услуг. Полозиненко, Никитину, Генину и Бурсину суд запретил на два года заниматься деятельностью, связанной с обеспечением пожарной безопасностью.
После оглашения приговора адвокаты Богдановой, Судденок и Антюшина заявили журналистам, что намерены обжаловать приговор. Адвокат Полозиненко отметил, что они с подзащитным еще не определились на этот счет.
В свою очередь в СКР, комментируя приговор, заявили "Интерфаксу", что "в совокупности с другими доказательствами следствие установило конкретные недостатки спасательной операции со стороны некоторых пожарных, а также то, что руководство регионального МЧС не проводило проверки по соблюдению требований противопожарной безопасности и эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей, и дало их действиям правовую оценку".
"Следователи в результате тщательного анализа всех обстоятельств произошедшего определили круг лиц, чьи неверные действия и некомпетентные решения повлекли гибель людей. Очевидно, что при проведении проверок и выдаче документов, подтверждающих соответствие реконструированного здания строительным правилам и нормам, сотрудники Госстройнадзора на многое закрыли глаза", — сказал представитель СКР.
Фигурантами других уголовных дел стали экс-начальник инспекции Госстройнадзора Кузбасса Танзиля Комкова, ее сын Эдуард, подчиненная Светлана Шенгерей, совладелец "Зимней вишни" Вячеслав Вишневский, бывшие начальник главка МЧС Кузбасса Александр Мамонтов, главный госинспектор Кемерова по пожнадзору Григорий Терентьев и директор ООО "ИСК "Ресурс" Никита Чередниченко.
Дела в отношении всех этих фигурантов также рассматриваются в суде. В частности Мамонтов и Терентьев обвиняются по ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата), ч.3 ст.293 УК РФ (халатность) и ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество).
По версии следствия, они знали о нарушениях противопожарной безопасности в ТРЦ "Зимняя Вишня", но не организовали проверку здания. Их халатность привела к пожару, невозможности его потушить из-за неисправной системы пожаротушения и эвакуировать людей, поскольку аварийные выходы были закрыты.
Кроме того, установили следователи, с 15 июня 2015 года по май 2018 года Мамонтов присвоил 1 млн 888 тыс. рублей, которые были начислены в виде зарплаты лицам, фиктивно трудоустроенным в главк. Терентьев в 2017 и 2018 годах по поддельным документам похитил 48 тыс. рублей, выделенных ему для проезда к месту отдыха, считает следствие.
Рассмотрение дела в отношении Мамонтова и Терентьева началось в Центральном районном суде Кемерово в декабре 2019 года.
Что касается других фигурантов, то, по версии следствия, Комкова, ее сын Эдуард и Чередниченко получили взятку 7 млн рублей от застройщика "Зимней вишни" — генерального директора ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат". Деньги по указанию Комковой с марта 2013 года по март 2014 года были перечислены в ООО "ИСК "Ресурс" по мнимому договору на оказание услуг по проектированию и в последующем обналичены соучастниками.
Кроме того, Комкову и Шенгерей обвиняют в злоупотреблении служебным положением, так как они не приняли мер по устранению нарушений при строительстве и реконструкции ТРЦ, выявленных в ходе проверки в марте 2014 года.
Так, Шенгерей составила акт обследования, в котором содержалась недостоверная информация о якобы выполненных работах в соответствии с проектной документацией, а Комкова его утвердила. После этого здание торгового центра было введено в эксплуатацию с неработающей системой пожаротушения и заблокированными выходами для экстренной эвакуации посетителей.
В начале октября информированный источник сообщил "Интерфаксу", что Генпрокуратура РФ в ходе судебных прений потребовала приговорить Комкову к 21 году лишения свободы и штрафу 450 млн рублей. Для ее сына Эдуарда сторона обвинения потребовала 12 лет заключения и 420 млн рублей штрафа, для Чередниченко — 18 лет колонии и штраф 420 млн 400 тыс.рублей, для подчиненной Шенгерей — 8 лет колонии.
В свою очередь совладелец сгоревшего в Кемерово торгового центра, по версии следствия, при посредничестве своего представителя передал взятку в размере 7 млн рублей начальнику инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Комковой. Благодаря этому, Вишневский получил соответствующее разрешение для ввода в эксплуатацию "Зимней вишни", несмотря на то, что работы производились без разрешения на строительство и с нарушением требований проектной документации.
Эти действия, по мнению следствия, фактически предопределили трагедию, которая случилась в 2018 году и унесла жизни 60 человек.
Сам Вишневский скрывался от следствия, его объявили в международный розыск, а в марте 2019 года предпринимателя задержали на территории Польши. Следствие в отношении совладельца ТРЦ завершили лишь в сентябре прошлого года.
В целях возмещения причиненного ущерба следователями СКР были приняты меры к установлению и аресту принадлежащих Вишневскому и его матери земельных участков, жилых домов, квартир, коммерческой недвижимости, находящихся как в России, так и на территории Испании. Вину в инкриминируемом деянии Вишневский не признал.https://www.interfax-russia.ru/siberia/view/pervyy-prigovor