20.07.2018 Каждый год в Якутии горит более миллиона гектаров леса, едкий дым от лесных пожаров отравляет жизнь столице и другим населенным пунктам республики. Как выяснили журналисты News.Ykt.Ru, площадь возгораний можно значительно снизить, если удастся решить проблемы с федеральным финансированием. То, как это организовано сегодня, больше напоминает экономический хаос.
По лесному кодексу охраной леса занимаются федеральные структуры, представительства которых есть в каждом регионе страны. В Якутии полномочия переданы департаменту по лесным отношениям республики, ГБУ «Авиалесоохрана» и ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс». Работа выполняется за счёт федерального бюджета благодаря субвенции, которой катастрофически не хватает.
Финансовый бардак
В 2017 году на работу с лесными пожарами с привлечением самолетов и специалистов из других регионов страны потратили 593 млн. рублей, при этом по плану на это был предусмотрен 231 миллион. В итоге образовалась кредиторская задолженность на сумму в 327 млн. рублей:
- ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» - 33 46 млн. рублей;
- ГБУ «Авиалесоохрана» - 222,59 из них по авиационному мониторингу 68,79 млн. рублей;
- ФБУ «Авиалесоохрана» - 29, 67 млн. рублей.
Эти долги не позволили лесопожарным учреждениям Якутии рассчитаться за работу с волонтерами, которые помогали тушить пожары в разных районах республики в прошлом году. В итоге людям просто предложили «обратиться в суд». В этом году волонтеров значительно меньше.
Кроме обычных жителей Якутии претензии есть и у юридических структур, которые также помогали бороться с огнем в прошлом году. В мае этого года по исполнительному листу в счет кредиторской задолженности в пользу ООО «АП «Регионавия» взыскали 41,9 млн. рублей. Стоит подчеркнуть, что деньги были изъяты из средств, предусмотренных на борьбу с пожарами в этом году.
Не так давно поступили исполнительные листы на общую сумму 87,8 млн рублей от ООО «Авиапатруль –ДВ» и АО АК «Полярные авиалинии». Отметим, что помощь пожарных из других регионов страны очень затратна. Учитывая транспортные и другие расходы один час работы, к примеру, пожарного из Хабаровска оценивается в 1,5 тысячи рублей, местного - порядка 400 рублей.
Из-за долгов нависла угроза закрытия лицевого счета ГБУ «Авиалесоохрана», после этого вся работа по тушению лесных пожаров и авиационного мониторинга в Якутии будет парализована. Это может произойти уже 24 июля.
Спорная методика распределения субвенций
В 2018 году для Якутии предусмотрели субвенции в размере 627 млн. рублей, это примерно 4,87 рублей на один гектар леса. В это же время по Дальнему Востоку данный показатель составляет 8,71 рублей. Именно об этом показателе мечтают в департаменте лесных отношений республики. В таком случае федеральное финансирование возрастет до 1,1 млрд. рублей, что позволит якутской лесоохране защищать лес в плановом режиме без возникновения ежегодной кредиторской задолженности.
Чтобы уравнять размер субвенций необходима поддержка министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина. Представители департамента лесных отношений республики передали врио главы Якутии Айсену Николаеву проекты писем в адрес федеральных чиновников с просьбой погасить кредиторскую задолженность и поднять уровень субвенций. В середине июля коллектив также встретился с руководством местного отделения Общероссийского народного фронта, представитель которого пообещал довести информацию до центрального штаба в Москве.
Нечем тушить
Еще одна больная тема — острый дефицит современной спецтехники, средств связи и пожаротушения. Оснащенность техникой учреждений составляет 44% от нормативной, при этом, износ имеющейся лесопожарной техники и оборудования в ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» и ГБУ «Якутская база авиационной охраны лесов» доходит до 80-100%.
Сегодня для нормальной работы учреждений лесохраны нужно 450 единиц техники и более 3600 единиц оборудования (на общую сумму в 923,9 млн. рублей — от ред.). С 2011 по 2015 годы на эти цели выделили всего 112,7 млн. рублей, в настоящее время субсидирование на лесопожарную технику приостановлено минфином России.
Некому тушить
За годы реформ количество сотрудников авиалесоохраны сократили до критического минимума. В 90-ые годы на борьбу с природными пожарами ежедневно летали до сорока самолетов Ан-2, два – Ан-26, десять вертолетов Ми-2, 32 – Ми-8 и по одному Ми-6 и Ми-26. На борту Ан-26, который проводил авиапатрулирование, всегда находились 2-3 группы парашютистов-десантников, которые, при необходимости десантировались на обнаруженный пожар и гасили его, не давая разгореться. Численность якутской авиапожарной службы в те годы составляла 792 человека.
Сегодня в структуре якутской базы авиационной охраны лесов работают всего 165 человек и 21 летчик-наблюдатель. При этом для работы в условиях малой горимости на площади свыше 30 млн. гектаров требуется - 510 лесных пожарных, при средней – 942 пожарных.
Кто виноват и что делать?
Экономические и другие проблемы якутских учреждений лесоохраны образовались не за один год. К сожалению, их решением на ранней стадии никто всерьез не занимался… в итоге тему довели до точки кипения.
19 июля в Якутии возбудили два уголовных дела о халатности по фактам крупных лесных пожаров на территории Намского и Горного районов.
«При тушении лесных пожаров в первые дни их появления допущены просчеты и недостатки в планировании, организации и привлечении необходимых сил и средств, что повлекло разрастание площадей возгорания до более крупных размеров, вследствие чего лесному фонду Российской Федерации причинен крупный ущерб, а также затраты больших сил и средств из государственного бюджета республики и муниципальных образований и возникновение чрезвычайной ситуации», — говорится в сообщении Следственного комитета. Как полагает следствие, причинами распространения очагов пожаров стали факты недостаточного привлечения сил и средств для их тушения, локализации и ликвидации со стороны должностных лиц республиканских ГБУ «Авиалесооохрана», ГАУ «Якутлесресурс», ГКУ «Намское лесничество» и ГКУ «Горное лесничество», а также органов местного самоуправления.
Для силовиков наступило время искать виновных. Как показывает практика, «крайним» может стать, к примеру, начальник пожарной бригады или другой дежурный сотрудник. Но станет ли от этого меньше гореть лес?
С весны этого года в Якутии огнем уничтожено свыше 1 млн. 200 тыс. гектаров леса. Региональные предприятия со своей работой не справляются и доведены до предбанкротного состояния.
Решить проблемы сложно, но можно, для этого федеральному центру нужно поднять уровень финансирования местных учреждений лесоохраны до среднего по Дальнему Востоку, помочь закрыть кредиторскую задолженность, увеличить количество сотрудников и привести в нормативное состояние оснащение бойцов «Авиалесоохраны» техникой и снаряжением. Если этого не произойдет, Якутия продолжит терять лес миллионами гектаров, а ее жители — задыхаться от дыма.http://news.ykt.ru/article/75175