27.06.2017 На 28 июня 2017 года назначено рассмотрение апелляции в Верховном суде Республики Коми по так называемому "лесному делу" - делу № 22-1509/2017, по которому шестеро сотрудников органов управления лесами этого региона и подведомственных ему организаций приговорены к длительным срокам лишения свободы, а также к возмещению "ущерба" более чем в четыре миллиарда рублей. В частности, к трем годам лишения свободы приговорен директор Коми лесопожарного центра В.А.Дробахин, уже больше трех месяцев находящийся в сыктывкарском СИЗО-1.
Из шести обвиненных четверым (В.А.Дробахину, А.Н.Куратову, А.А.Слюсарю и Р.Н.Ульянову) вынесен приговор по ч.3 ст.260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений, совершеная в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) и по ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Двоим (А.С.Навалихину и В.М.Осипову) приговор вынесен по этим статьям и по ч.4 ст.174 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, в особо крупном размере), а В.М.Осипову - еще и по ст.289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности) и ст.290 УК РФ (получение взятки). Ссылки:
ДЕЛО № 1-5/2017 (1-19/2016; 1-790/2015) - Сыктывкарский городской суд
ДЕЛО № 22-1509/2017 - Верховный суд Республики Коми
Главной статьей, определившей такое суровое наказание (не только многолетнее лишение свободы, но и невообразимый ущерб, который обвиняемым - отнюдь не олигархам даже республиканского масштаба - не выплатить до конца своих дней), является статья 260 УК РФ - "Незаконная рубка лесных насаждений". Рубки, о которых идет речь в рамках этого уголовного дела, проводились в рамках контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов - такие рубки в девяностые и нулевые годы назывались "рубками дохода", широко практиковались лесхозами и являлись главным источником финансирования старого, существовавшего до Лесного кодекса РФ 2006 года, лесного хозяйства. После принятия Лесного кодекса 2006 года роль "рубок дохода" в финансировании лесного хозяйства заметно снизилась - главным образом за счет того, что от лесного хозяйства в масштабах страны почти ничего не осталось. Тем не менее, во многих субъектах РФ органы управления лесами были вынуждены закрывать дыры в лесных бюджетах, возникшие в результате критического недофинансирования переданных им лесных полномочий, за счет таких рубок - в том числе в Республике Коми. Насколько известно, в 2012 году Коми лесопожарный центр в результате выполнения этих рубок получил около 22 миллионов рублей внебюджетных средств, в 2013 - около 26 миллионов рублей, и эти деньги были направлены на охрану, защиту и воспроизводство лесов региона.
Хорошо это или плохо, что региональные лесопожарные организации вынуждены зарабатывать дополнительные средства на свою работу заготовкой древесины при "рубках дохода"? Очевидно, что плохо. Но кто в этом виноват - руководители этих лесопожарных организаций и в целом органов управления лесами регионального уровня, или органы власти федерального уровня, поставившие их в такие условия убогим лесным законодатеьством и недофинансированием переданных лесных полномочий? Столь же очевидно, что главная вина, если не вся вина вообще, лежит на федеральных органах. Конечно, убогая система финансирования, требующая "рубок дохода", создает множество возможостей для злоупотреблений, примеры чего мы в огромном количестве видим по всей стране. Но нельзя сажать людей в тюрьму только за то, что у них есть возможность для злоупотреблений, или за то, что их сфера деятельности в целом сильно криминализирована. Если пойти по этому порочному пути - то в местах лишения свободы могут оказаться почти все оставшиеся в лесной отрасли руководители и специалисты.
Как бы то ни было, рубки, о которых идет речь, проводились на основании государственных контрактов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" дается определение незаконной рубки:
"Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки".
Таким образом, рубки, проводившиеся на основании государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, не являются незаконными, если при их проведении не превышен разрешенный объем рубки, не допущены отклонения от породного или возрастного состава отведенных в рубку насаждений, и не допущены рубки за пределами лесосек. Такие превышения, отклонения и факты завизирной рубки надо в каждом конкретном случае доказывать, и на них никак не может приходиться весь объем заготовленной по госконтрактам древесины, или даже большая часть этого объема. Насчитать ущерб более чем в четыре миллиарда рублей за счет отклонений от разрешенных объемов рубки в разрешенных лесосеках в пределах одного субъекта РФ, пусть даже за два года, в принципе невозможно.
Часть "лесного дела Коми", которая связана с ч.3 ст.260 и ч.3 ст.286 УК РФ (то есть с проведением "рубок дохода" и финансированием за их счет основной деятельности Коми лесопожарного центра), выглядит как правовой произвол - попытку максимально наказать случайно попавшуюся группу руководителей за практику, существующую в лесном хозяйстве в масштабах всей страны, и прямо предопределенную как действующим лесным законодательством (Лесным кодексом РФ), так и постоянным недофинансированием переданных субъектам РФ лесных полномочий (законами о федеральном бюджете на соответствующие годы).
Фактически речь идет о наказании сотрудников Комитета лесов Республики Коми и директора Коми лесопожарного центра по статьям 260 и 286 УК РФ за то, что они работали на государство в рамках сформированной этим государством (законодателями и вышестоящими органами государственной власти) системы лесных отношений. Причем не просто работали, а работали добросовестно: например, в 2011 году благодаря эффективной работе Коми лесопожарного центра с катастрофическими лесными пожарами в этом регионе в основном получилось справиться - не без огрехов, но гораздо лучше, чем с такими же пожарами в последние годы в таких же условиях в большинстве других регионов страны.
В тридцатые годы в нашей стране сформировалось такое понятие, как "расстрельная должность" - должность, которая сама по себе, как бы человек на ней ни работал, могла привести к смертному приговору. Наше время пока более гуманое, чем тридцатые годы, и речь идет лишь о тюремных сроках и взыскании гарантирующих пожизненную нищету ущербов. Тем не менее, история повторяется на наших глазах: в стране формируются "посадочные должности" и "посадочные профессии" - и в их число, очевидно, входят должности и профессии, связанные с управлением лесами и лесным хозяйством.
Будем надеяться, что этот процесс - формирования "посадочных должностей" и "посадочных профессий" - все-таки остановится, что людей не будут сажать в тюрьму просто за то, что они согласились работать на государство в рамках сложившейся системы лесных отношений, и что Верховный суд Республики Коми объективно и обстоятельно разберется в деталях этого сложного и объемного дела (168 томов по 200-250 страниц в каждом).
А это обращение бывшего (и, надеемся, будущего) директора Коми лесопожарного центра В.А.Дробахина к коллегам.
Уважаемые коллеги, друзья!
Многие из Вас на протяжении последних лет с пристальным вниманием и волнением следили за расследованием, а затем и рассмотрением судом резонансного уголовного дела в отношении бывших должностных лиц Комитета лесов Республики Коми и директора ГАУ РК «Коми региональный лесопожарный центр», обвиняемых в совершении незаконной рубки древесины в составе организованной преступной группы, с причинением немыслимого по размеру ущерба в сумме более 4,1 млрд. рублей.
К сожалению, несмотря на железные факты – документы, показания свидетелей, предоставленные стороной защиты, Сыктывкарский городской суд в полном объеме поддержал обвинение и признал меня виновным в совершении тяжкого преступления, опираясь при этом на предположения, рознящиеся показания свидетелей обвинения, а также на доказательства, добытые с явным нарушением норм процессуального права.
Известно, что судья оценивает все доказательства, представленные сторонами, по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью.
В то же время, из объемного приговора суда не понятно, каким образом, при каких обстоятельствах, в каких целях я, как директор Лесопожарного центра, фактически нарушал Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также иные нормативно-правовые акты, указанные в приговоре.
Мне не понятно, а в приговоре суда – не описано, каким образом можно включить и привлечь директора Лесопожарного центра в некую «организованную преступную группу», да еще и созданную с целью «захвата лесохозяйственного рынка в Республике Коми» без согласия самого директора, отсутствия у него корыстного мотива и личной заинтересованности.
Считаю, что суд первой инстанции самоустранился от необходимости полноценного и всестороннего анализа обстоятельств дела, не исследовав простые, но в то же время важные вопросы. Вызывает удивление и разочарование легкость, с которой суд подменяет понятия и фактические обстоятельства создания Лесопожарного центра.
Хочу особо отметить, что вся эта ситуация с абсурдным обвинением и несправедливым приговором не только разрушила судьбы осужденных и их близких, но и подорвала (и продолжает подрывать) веру всех работников лесного хозяйства в объективность работы правоохранительных органов и органов судебной системы. Приходит понимание того, что любой работник, добросовестно исполняющий свои прямые служебные обязанности, в результате этого завтра может быть признан виновным в чем-либо, а его служебно-деловые связи и общение с коллегами могут быть интерпретированы как участие в «организованной преступной группе» (каковой, по логике суда, можно признать любой трудовой коллектив).
Друзья, коллеги! Многие из Вас знают меня с 1985 года, как человека, пришедшего в лесное хозяйство на основании внутренних убеждений – сохранять и оберегать леса от пожаров. Я сотни раз доказывал это на деле, принимая личное участие в тушении и ликвидации лесных пожаров всех видов сложности, в различных лесорастительных условиях, на территории более 10 субъектов Российской Федерации и 12 штатов США. В своей многолетней трудовой деятельности я прошел путь от парашютиста-пожарного, инструктора парашютной и десантно-пожарной службы до директора Лесопожарного центра.
Возглавив в 2009 году КП РК «Сыктывкарская база авиационной охраны и защиты лесов», в сложное и тяжелое для нашего коллектива и всей лесопожарной службы Республики Коми время, я был нацелен исключительно на эффективную, своевременную организацию обнаружения и тушения лесных пожаров, с применением экономически целесообразных и эффективных способов, а также с учетом мирового опыта в сфере охраны лесов. В напряженном и тяжелом по количеству пожаров 2010 году нашими с Вами общими усилиями, совместно с работниками лесного хозяйства, предприятиями лесного комплекса, органами исполнительной власти Республики Коми был остановлен разгул лесной стихии, предотвращена гибель людей и потеря населенных пунктов, что имело место в центральной части России.
В начале 2011 года, в связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс Российской Федерации, произошло преобразование нашего предприятия в ГАУ РК «Коми лесопожарный центр», в связи с чем, прямо во время тяжелого пожароопасного сезона у нас возникли сложности с передачей специального лесопожарного имущества и оборудования, а также с отсутствием своевременного финансирования на обнаружение и тушение лесных пожаров. Таким образом, пожароопасная ситуация в 2011 году складывалась еще драматичнее, чем в предыдущем году.
Однако, невзирая на все сложности, мы все смогли объединиться и сосредоточиться на эффективной работе. Каждый из Вас, уважаемые мои коллеги, прилагал максимальные усилия на своем рабочем месте. В борьбе со сложными верховыми пожарами работники Центра осуществляли физическую защиту населенных пунктов в Удорском и Ижемском районах; автомобильных и железных дорог, нефтепроводов и газопроводов в Ухтинском, Княжпогостском и других районах Республики Коми.
Благодаря каждому из Вас, каждому десантнику, леснику, водителю, механику, инженеру, парашютисту, летчику-наблюдателю, начальнику ПХС или авиаотделения, а также работникам административного аппарата Центра, в сложнейшее время были предотвращены катастрофические последствия лесных пожаров.
Со всей ответственностью, как Ваш товарищ, как человек, хочу сказать, что все мои действия, мысли, усилия и поступки как директора Лесопожарного центра были направлены только на преодоление проблем, связанных с реорганизацией, отсутствием финансирования, использованием лесопожарного оборудования, своевременным обнаружением и тушением пожаров. У меня не возникало никаких планов по «захвату лесозаготовительного рынка Республики Коми». Я не имел корыстного умысла и личной заинтересованности в участии в мифической «организованной преступной группе» и незаконном предоставлении древесины.
Дорогие друзья, коллеги! Прочитав Ваше открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину, я увидел Вашу поддержку, Ваше отношение к этому несправедливому, обидному, предвзятому приговору. Данным письмом я хочу выразить каждому из Вас чувство благодарности и уважения. Я горжусь тем, что являюсь Вашим коллегой, я чувствую Вашу поддержку в такой тяжелой ситуации. Находясь в следственном изоляторе я хочу, чтобы Вы знали, как придаете мне силы для дальнейшей защиты не только своих прав, но и прав честных, порядочных людей, добросовестно работающих в лесном хозяйстве исходя из интересов нашей республики, а не личных.
Считаю, что поддержав меня, Вы подали яркий пример всем работникам лесного хозяйства, как открыто выразить несогласие с несправедливым, ангажированным приговором суда и поддержать своих бывших коллег и их близких, оказавшихся в такой непростой жизненной ситуации. Я благодарен Вам всем вместе, и каждому в отдельности.
С уважением и чувством гордости за Вашу поддержку, В. А. Дробахинhttp://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=21094