13.05.2015 В прошедшие майские праздники природе, можно сказать, повезло — погода не располагала к массовым выездам горожан «на шашлыки». Однако без ЧП всё равно не обошлось. Третьего мая природный пожар в селе Фоминском перекинулся на жилые дома. Хорошо хоть люди не пострадали. По утверждению пожарных, причиной возгорания стал пал сухой травы. С огнём боролись 80 пожарных, 20 единиц техники и вертолёт с водосливным устройством. Интересно, в какую сумму налогоплательщику «вылилась» стоимость тушения?
Что ни год, то горят в области леса. Нет, у нас пока не дошло до такого пожара, как случился этой весной в Хакасии, где страшной смертью в огне погибли около 50 человек, или до размеров пожара в Курганской области в 2004 году. Но есть о чём задуматься. Первые возгорания лесов у нас были зарегистрированы уже 19—20 апреля. В списке Первоуральский, Сосьвинский, Каменский и Сысертский городские округа. Общая площадь зелёных угодий, повреждённых огнём, превысила 14 га. Лето ещё не началось…
Можно ли административными мерами снизить количество лесных пожаров и что это должны быть за меры?
До сих пор памятна история, как селяне просили Президента купить им пожарную рынду (небольшой колокол). Но иногда проблема — не столько отсутствие денег. Местная власть не имеет права заботиться о безопасности граждан! Именно так, никакой описки! Примерно 70% лесных угодий на территории Екатеринбурга находятся в ведении областной власти. С точки зрения закона, любые траты городского бюджета на противопожарные мероприятия на этих территориях — нецелевое расходование средств, то есть практически воровство. Областные власти под телекамеры открывают пожарные депо и вручают ключи от пожарных машин. Но разве только в этом безопасность лесов? А как же вырубка сухих деревьев, регулярная опашка и создание противопожарных просек, санитарные вырубки и содержание пожарных проездов и подъездов к водоёмам? Если этого не делать, пожарные депо и машины оказываются менее эффективны, а то и вовсе бесполезны…
По информации облправительства, общее количество сил и средств, задействованных в тушении лесных пожаров, в критической ситуации может составить 8 444 человека. Население пусть и маленького, но городка! Однако общая площадь лесов Свердловской области составляет 16,0 млн. га. И получается на гектар лесной площади по пол-тысячной доли огнеборца. То есть на одного пожарного — 1 894 гектара леса. Почти 19 квадратных километров «зелёного моря». Которое может стать огненным…
Общий объём финансирования на охрану леса от пожаров в 2015 году составляет 182 млн. рублей. По 11 300 рублей на гектар леса на все 6 месяцев пожароопасного периода. Вспомним, сколько стоит один час работы пожарного вертолёта?.. Причём цены на всё стремительно растут, а вот упомянутая сумма ассигнований в текущем бюджете меньше на 15%, чем год назад. Не иначе как чиновникам откуда-то известно, что леса нынче должны гореть примерно на треть меньше, чем раньше… Добро бы так… Правительство отчиталось, что «…все меры по противопожарному обустройству лесов — профилактический отжиг сухой растительности, прокладка и обустройство минерализованных полос, строительство дорог противопожарного назначения — выполнены в полном объёме с превышением плана». Однако случай в Фоминском даёт повод усомниться в бравурном рапорте. Приведённая арифметика говорит, что если лето будет засушливым, то средств на борьбу с лесными пожарами не хватит. Что делать? Пожарные требуют прекратить сельскохозяйственные палы. Но предки были не дурнее нас — ничего лучше для борьбы с вредителями пока не придумано, кроме химикатов ДДТ. Переносчик энцефалита — клещ тоже живёт под подстилкой из опавших листьев и прошлогодней травы. Так, может быть, как-то объединить усилия МЧС и Минсельхоза, чтобы и угодья прожигать, и пожаров избежать? Вот один из административных путей прекращения природных возгораний. В 2010 году, когда лесные пожары в регионе приняли угрожающий характер, все автомобильные въезды в лес были сделаны непроходимыми. Мера жёсткая, но своё дело она сделала — число «диких» отдыхающих на полянках резко уменьшилось.
Да, подавляющее число природных пожаров вызвано руками человека. Дачники жгут листву на участках, грибники бросают в траву непотушенные окурки. Но при подготовке материала мы решили выяснить, случались ли в Екатеринбурге пожары в лесах и парках и когда? Такие, чтобы ситуацию можно было бы назвать чрезвычайной, не случались. Особый противопожарный режим, объявляемый мэрией, работает. Вот и в этом году глава администрации города Александр ЯКОБ подписал постановление о его введении с 30 апреля по 18 мая.
На территории уральской столицы сегодня 44,5 тысячи га лесов и 578 садоводческих товариществ. В границах муниципалитета уже действует запрет на посещение гражданами городских лесов, торфяных массивов и въезд туда на личном транспорте. Администрация города обратилась к руководству Управления МВД РФ по городу Екатеринбургу с просьбой оказать содействие работникам Екатеринбургского лесничества в осуществлении этих мер. Главам администраций всех семи районов поручено организовать дежурство для оперативного реагирования на изменение пожарной ситуации, а работников муниципальных казённых учреждений службы заказчика, в просторечии квартальных, привлечь к выявлению нарушений законодательства в области пожарной безопасности. Как говорят, не будет причин, так не возникнут и последствия.http://вечерний-екатеринбург.рф/sweethome/calendar/22037-sezon-lesnykh-pozharov-regulirovanie-ili-reagirovanie/