20.04.2015 Гринпис: Ленинградская область принципиально не готова к борьбе с торфяными пожарами
Лесной форум Гринпис России сообщает о том, что Ленинградская область принципиально не готова к борьбе с торфяными пожарами, не готова признавать их и тушить на ранних стадиях, когда еще можно предотвратить большую беду. Более того - разные ведомства не могут договориться друг с другом по поводу того, чьи это пожары и кто должен их тушить. Если лето будет сухим, это может привести к развитию крупномасштабной чрезвычайной ситуации с задымлением огромных территорий - как в прошлом году в Тверской и Брянской областях, где сначала торфяные пожары не признавали и не тушили, а потом не смогли с ними справиться. В Тверской области урок пошел впрок - теперь пожарная охрана сама ищет торфяные пожары и ликвидирует их в зародыше; в Брянской тоже есть обнадеживающие перемены. А вот действия МЧС и всей территориальной подсистемы РСЧС в Ленинградской области вызывают самые серьезные опасения. Если не принять экстренных мер, это может привести к настоящей катастрофе.
Неготовность ГУ МЧС по Ленинградской области и территориальной подсистемы РСЧС в Ленинградской области к борьбе с торфяными пожарами однозначно подтверждается ситуацией с торфяным пожаром, действующим сейчас в Кировском районе. Этот пожар был найден 17 апреля 2015 года группой добровольцев Гринпис в пяти километрах к юго-востоку от поселка городского типа Назия. Группа проверяла термоточку системы FIRMS, попавшую 10 апреля на крупное торфяное месторождение; проверка выявила следы травяного пала и полтора десятка возникших от него очагов торфяного пожара. В течение двух дней добровольцы пытались добиться от пожарной охраны и администрации пгт Назия принятия мер по тушению пожаров. За это время они своими силами ликвидировали половину очагов тления торфа, но на вторую половину сил и времени не хватило. Добиться от органов государственной власти и местного самоуправления каких бы то ни было мер по тушению пожара, или хотя бы прибытия на место, не удалось до сих пор. Более того - ГУ МЧС по Ленинградской области этот пожар так и не признало, ни в каких сводках и сообщениях он до сих пор не значится.
Пожар действует на бесхозных землях бывшего торфяного месторождения, поэтому органы управления лесами никакого отношения к нему не имеют и тушить не могут. Однако, один из очагов тления торфа находится менее чем в пятидесяти метрах от южной границы квартала 47 Вороновского участкового лесничества; в случае, если пожар сохранится до более теплых времен, он практически наверняка перейдет и на земли лесного фонда. В любом случае, пожар на огромном торфяном месторождении, находящемся всего в шестидесяти километрах от Санкт-Петербурга, если на него никак не реагировать, может привести к катастрофическому задымлению северной столицы.
Стр. 2 из 36
С 25 апреля 2015 года губернатор Московской области устанавливает в лесах Подмосковья особый противопожарный режим - это означает переход всех сил и средств лесной охраны, всех лесопожарных подразделений в режим повышенной готовности. Будут уменьшены или приостановлены лесохозяйственные работы - в целях наличия максимального количества людей и техники на противопожарном дежурстве.
10 апреля 2015 года в лесах Московской области начался пожароопасный сезон. Ранняя весна требует крайне осторожного обращения с огнем в лесу, так как несмотря на прохладную погоду лесные горючие материалы - лесная подстилка, валежник и прошлогодняя трава - уже успели высохнуть. Связано это и дефицитом осадков в прошлом году, и с ранним наступлением тепла в феврале этого года.
В связи с введением в лесах Подмосковья особого пожароопасного режима, увеличились и штрафы для тех, кто пренебрегает требованиями пожарной безопасности в лесах: с 25 апреля в соответствии со статьей 8.32 КоАП РФ штраф за разведение костров в лесах для физических лиц увеличился до 5 тысяч рублей. На должностных лиц штраф накладывается в размере до 40 тысяч рублей, юридическим лицам штраф может быть назначен в размере до 500 тысяч рублей. К сумме штрафа также может прибавиться сумма ущерба, нанесённого лесному фонду и затраты на тушение лесного пожара.
Если же огонь причинил существенный ущерб лесному фонду, наступает уголовная ответственность, предусмотренная статьей 261 УК РФ не только за преднамеренный поджог, но и за порчу лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём.
С 1 мая 2015 года лесах Московской области может быть введено временное ограничение на посещение лесов гражданами и полный запрет на въезд в леса любого авто- и мототранспорта, запрет на любую лесохозяйственную деятельность, кроме лесопожарной. Для граждан это означает, что находиться в лесу в принципе разрешено, но даже за сигарету, не говоря уже о мангале или костре, последует наказание в виде штрафа до 5 тысяч рублей. За нахождение автомобиля, квадроцикла или мотоцикла (мопеда) на территории лесного фонда - штраф в размере 5 тысяч рублей. То есть гражданину, выехавшему в ближайший лес на автомобиле жарить шашлыки может быть вменен штраф на сумму от 10 тысяч рублей.
При введении ограничения леса Подмосковья будут усиленно патрулироваться сотрудниками лесной охраны, в патрулировании примут участие и сотрудники полиции.
- Обеспечение пожарной безопасности на территории Московской области это совместная работа всех ответственных ведомств и организаций области, - комментирует подготовку к майским выходным председатель Комитета лесного хозяйства Московской области В.Г. Овцинов. - В связи с этим считаю необходимым всем заинтересованным ведомствам в целях обеспечения стабильной лесопожарной обстановки в случае введения запрета на посещение лесов обеспечить ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств.http://www.wood.ru/ru/lonewsid-62456.html