18.09.2013 Вина за возгорание на атомной подводной лодке К-150 "Томск" Тихоокеанского флота может быть возложена на должностных лиц субмарины. Следствие подозревает их в превышении должностных полномочий. Как выяснилось, огнетушители, за техническое состояние которых отвечали военнослужащие, оказались неисправными. Несмотря на первоначальные сообщения представителей Минобороны об отсутствии пострадавших, госпитализированы 15 моряков.
Вчера военным следственным отделом СКР по гарнизону Залив Стрелок было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц атомной подводной лодки "Томск" Тихоокеанского флота (ТОФ), подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). "Установлено, что 16 сентября текущего года вследствие допущенных нарушений при выполнении работ по монтажу цистерны главного балласта произошло возгорание межкорпусного теплозвукоизоляционного материала в пространстве между легким и прочным корпусом атомной подводной лодки, в результате которого АПЛ "Томск" частично утратила свои функциональные характеристики",— говорится в сообщении следствия. В понедельник представители Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) уверяли, что пострадавших в результате инцидента не было. Однако, как уточнили в СКР, "причинен вред здоровью 15 военнослужащим, которые в настоящее время находятся на стационарном лечении в военно-морском клиническом госпитале". В итоге и в штабе ТОФ были вынуждены признать, что в ходе борьбы с возгоранием зафиксированы случаи отравления угарным газом. "Люди наглотались дыма",— сказал офицер.
Источник на дальневосточном заводе "Звезда", где проводился ремонт АПЛ "Томск", сообщил, что возгорания при проведении сварочных работ можно было избежать, если бы оказался исправным огнетушитель. "Когда после попадания искры затлела изоляция, находившийся рядом, как и положено по инструкции, член экипажа лодки пытался привести в действие огнетушитель, но пена не пошла",— сказал судоремонтник. По его словам, за обеспечение безопасности на объектах Минобороны отвечают его представители и они должны были контролировать работоспособность систем пожаротушения. Ранее в официальном сообщении ОСК говорилось: "По предварительным данным, возгорание произошло в результате нарушения техники безопасности при проведении огневых работ".
Капитан 1-го ранга запаса Николай Марковцев, служивший на АПЛ ТОФ проектов 675 и 667Б, сообщил "Ъ", что, согласно корабельному уставу ВМФ, командиры субмарины и ее боевых частей во время проведения ремонтных работ обязаны контролировать выполнение рабочими требования правил безопасности, а ответственность за предупреждение аварийности возлагается на командира корабля. "Военные обязаны были убедиться, что огнетушители находились в исправном состоянии",— уточнил господин Марковцев.
Игорь Курдин, капитан 1-го ранга запаса, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, полагает, что если подтвердится информация о неисправности огнетушителей, то виновными следует признать обе стороны — завод и Минобороны. "При проведении ремонтных работ на АПЛ завод предоставляет необходимое количество переносных углекислотных огнетушителей. Но представители Минобороны обязаны убедиться, что они заправлены и опломбированы",— пояснил "Ъ" господин Курдин. Он добавил, что при проведении газосварочных работ "у каждой точки должен образовываться пожарный пост из военнослужащих, которым следует стоять рядом и контролировать процесс".
Напомним, возгорание на АПЛ "Томск", находящейся на ремонте в плавучем доке "Паллада" дальневосточного завода "Звезда" ЗАТО Большой Камень, произошло в понедельник утром. Для ликвидации огня были задействованы 15 пожарных расчетов — 10 флотских, остальные МЧС, которые заливали межкорпусное пространство специальной пеной и водой. Через пять часов возгорание было ликвидировано. По сообщению представителей ТОФ, боезапас с борта лодки перед постановкой на ремонт был выгружен, а ядерные реакторы заглушены. По данным главного управления МЧС по Приморью, радиационный фон в Большом Камне остается в пределах нормы. http://www.kommersant.ru/doc/2281551