27.03.2013 Правительством автономного округа утвержден Порядок оплаты дополнительного отпуска членам добровольных дружин, участвующим в тушении лесных пожаров.
После вступления в силу федерального закона «О добровольной пожарной охране» № 100-ФЗ, в Югре развернута деятельность по принятию нормативных актов на уровне субъекта и муниципальных образований, и 30 сентября 2011 г. принят окружной закон «О добровольной пожарной охране» №86-оз. Также были приняты подзаконные акты и акты муниципальных образований.
Федеральным законом предусмотрено материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных. Учредители общественных объединения пожарной охраны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.
Окружным законом счет средств бюджета автономного округа предусматриваются следующие льготы добровольным пожарным: возмещение расходов, связанных с использованием личного транспорта, либо проезда на другом транспорте к месту пожара; оплата шести дней дополнительного отпуска; представление преимущественного права при приёме на работу в противопожарную службу округа;
Кроме того, ряд муниципальных образований автономного округа в целях стимулирования граждан к участию в деятельности добровольной пожарной охраны установили дополнительные меры поддержки.
Например, решением Думы Сургутского района от 30 мая 2012 г. N 185 «О дополнительных мерах социальной поддержки добровольным пожарным, осуществляющим деятельность на межселенной территории (д. Юган, п. Банный) Сургутского района» установлена единовременная денежная выплата в размере 15 000 рублей добровольным пожарным, включенным в реестр добровольных пожарных.
По состоянию на 31.01.2013 на территории автономного округа принято 33 подзаконных правовых акта, включая 31 акт органов местного самоуправления
Также законом о ДПО предусмотрена возможность поддержки общественных объединений добровольной пожарной охраны коммерческими организациями, (статья 11 ФЗ «О добровольной пожарной охране» №100 от 06.05.2011г.).
Согласно действующему законодательству добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста и способный по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров, и проведением аварийно-спасательных работ.
Для того чтобы гражданин стал добровольным пожарным ему необходимо выполнить следующие действия:
1. Стать членом или участником общественного объединения пожарной охраны (написать заявление, вступить в юридические отношения с общественной организацией), которое должно быть зарегистрировано, как общественное объединение или общественная организация в органах юстиции и создано по инициативе физических и (или) юридических лиц;
2. Пройти медицинский осмотр;
2. Зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных (регистрацию осуществляет общественное объединение);
3. При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности пройти обучение по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО.
По вопросу вступления в ряды добровольных пожарных необходимо обратиться в любое подразделение пожарной охраны по месту жительства или работы, где ему сообщат, укажут наличие на территории общественной организации добровольной пожарной охраны и контактную информацию.
Информацию о текущем состоянии развития добровольной пожарной охраны в Югре читайте в следующей записи.
Прежде всего, подразделения добровольной пожарной охраны должны создаваться в тех населенных пунктах, до которых профессиональная пожарная охрана будет добираться сверх установленного времени (согласно Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности – 20 мин.).
Таких населенных пунктов по Югре насчитывается 72, при этом превышение времени прибытия подразделений пожарной охраны обусловлено в основном отсутствием дорог и сложившейся транспортной схемой, соответственно наличие дееспособного подразделения добровольной пожарной охраны позволит осуществить мероприятия по предупреждению пожаров и быстро локализовать очаг возгорания.
Также возможно создание подразделений ДПО в других населенных пунктах и объектах экономики для оказания помощи подразделениям профессиональной пожарной охраны в период чрезвычайной ситуации.
В 2012 году, согласно статистическим данным, подразделения (формирования) ДПО принимали участие в тушении 7 пожаров в населенных пунктах (Октябрьский, Сургутский, Нижневартовский, Березовский районы) и реагировали на 5 загораний (Ханты-Мансийский район, г. Нягань, г. Нижневартовск).
При этом в официальную статистику не попало количество потушенных пожаров на межселенной территории незарегистрированными добровольными пожарными группами. В период чрезвычайной ситуации у граждан просто не было времени для легализации своей деятельности: прохождения обучения, страхования, медицинского освидетельствования и т.д.
По состоянию на 1 марта 2013 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии требованиям Федерального закона Российской Федерации от 06.05.2011 №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» осуществляют свою деятельность 677 подразделений ДПО (в составе общественных организаций и учреждений) численностью зарегистрированных добровольцев 5695 человек.
При этом в задачи 540 общественных учреждений, численностью 4654 добровольцев (86,4% от общего количества объединений) входит осуществление профилактики пожаров и спасение людей и имущества, т.е. члены (участники) этих учреждений не привлекаются к участию в тушении пожаров.
Например, по состоянию на 15.01.2013 на территории городов Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганском районе осуществляют деятельность 87 общественных учреждений пожарной охраны общей численностью 894 человека. При этом в задачи 86 общественных учреждений входит осуществление профилактики пожаров, т.е. члены (участники) этих учреждений не привлекаются к участию в тушении пожаров.
Непосредственно могут участвовать в тушении пожаров 1 подразделение ДПО (14 человек) - общественное учреждение «Объектовая добровольная пожарная дружина «Чеускино» (приведенное в соответствие требованиям действующего законодательства) фактически исполняющее роль территориальной добровольной пожарной команды.
Можно сделать вывод о необходимости усиления межведомственного взаимодействия со стороны МЧС РФ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий за процессом создания и обеспечения деятельности добровольных пожарных подразделений для участия в тушении лесных пожаров на межселенной территории по следующим направлениям:
1. Организационная, методико-консультативная работа по регистрации и включению в реестр общественных объединений добровольной пожарной охраны, основной деятельностью которых, является тушение лесных пожаров;
2. Обучение по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны;
3. Организация и финансирование мероприятий по страхованию и прохождению медицинского освидетельствования добровольных пожарных;
4. Материально-техническое обеспечение добровольных дружин и команд;
5. Принятие и совершенствование нормативных актов муниципальными образованиями по стимулированию граждан к участию в деятельности добровольной пожарной охраны.
Александр Пурышев, эксперт Общественной палаты Югрыhttp://www.siapress.ru/news/blogs/23821