27.03.2013 Пятиклашка Артем Исмаилов работал над своим научным проектом почти пять месяцев. У мальчишки уже есть свой научный руководитель в кружке робототехники при Доме детского творчества. Сразу после школы Артем бежит в кружок к педагогу Олегу Горнову, там до позднего вечера совершенствует свою работу - уникального робота-пожарного. Артем сделал его из обычной детской игрушки - 60-сантимеровой радиоуправляемой модели танка ВК-1. Сейчас от игрушки остался лишь крепкий железный корпус и двигатель. Все остальное для робота-пожарного школьник придумал сам.
- Сначала мы с Олегом Александровичем решили сделать робота, который обрабатывает картинку с видеокамеры, - объясняет нам юный изобретатель. - Потом решили пойти дальше: сделать робота, который бы мог двигаться, распознавать огонь и тушить его.
«ГОТОВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ИДЕЕЙ!»
На первый взгляд, робот устроен вроде бы просто. Артем установил на нем веб-камеру, которая передает в компьютер информацию о том, что видит. Компьютер обрабатывает полученную информацию, и если замечает языки пламени, то передает сигнал: нужно тушить!
В снаряжении робота - цистерна с водой: машина направляет струю на огонь. Причем робот сам регулирует поток воды.
- Все программное обеспечение Артемка разработал сам, - говорит преподаватель мальчика Олег Горнов. - Он уже несколько лет умеет программировать. Видимо, у него это наследственное - мама и брат Темы - профессиональные программисты.
Новорожденный робот пока еще не пробовал себя в деле, не тушил настоящие пожары. Но мы своими глазами убедились, на что он способен. При нас он выпустил из маленького контейнера струю воды и ловко погасил горящую свечку.
Сам изобретатель уверен: попади его машина в экстремальную ситуацию, не подведет, с огнем справится.
- Самое сложное было сделать так, чтобы камера видела языки пламени, - объясняет Артем. - Они бликуют, и робот поначалу путал их со светом от лампочек. Поэтому мы еще установили на него датчики огня.
Артем и его научный руководитель уверяют, что изобретение уральского школьника уникально. Есть роботы, которые только тушат огонь или находят его, но все они стационарные и работают, только если ими управляет человек с пульта или компьютера. А робот Артема все делает сам! Нужно только запустить программу. И он поедет на территорию, охваченную пламенем, распознает огонь, подъедет к очагу возгорания и погасит его.
- Такие работы идеальны для контроля помещения, - считает Олег Горнов. - Например, можно было бы запустить несколько машин в музей или школу, задать им определенные маршруты, и они бы сразу тушили возгорание, как только его находили. В идеале такой робот должен быть размером со стиральную машину. А если сделать его побольше, тогда он сможет тушить и крупные пожары. Воду в контейнере можно заменить на газовый или песочный огнетушитель - тогда он станет еще эффективнее. Сейчас педагог и мальчик пытаются запатентовать изобретение.
- Но в массовое производство выпускать его не будем, - говорит научный руководитель Артема. - Мы сейчас пытаемся его запатентовать. Если нам предложат это сделать, мы просто отдадим идею.
«ПРЕДЫДУЩИЕ МОИ ПРОЕКТЫ ПОПРОЩЕ…»
Чудо-робот не первое изобретение Темы. В девять лет мальчик придумал энергосберегающие мосты. Модель создал из конструктора «Лего». Грамоту за это изобретение ему вручали космонавты - юного изобретателя на награждение приглашали в Москву. А в десять лет Артем изобрел «инерцеход» - устройство повышения проходимости колесных машин. Этот проект занял первое место на нескольких всероссийских конкурсах изобретателей, он получил благодарность от Шойгу, который был тогда главой МЧС, и губернаторскую премию. В массовое производство «инерцеход» пока не запустили, но проект приняли к сведению в МЧС.
Но роботом-пожарным мальчик гордится особенно.
- Это первый робот такого уровня, до этого все мои проекты были проще, - говорит школьник.
Кстати, Артем нисколько не зазнается. Мама и преподаватели Темы жалуются на его рассеянность и забывчивость. Когда он чем-то увлекается, забывает обо всем, вздыхают родители. Но при этом мальчишка - круглый отличник.
- Мы с Теминой мамой договорились, пока у него одни пятерки - он может заниматься робототехникой, - улыбается Олег Александрович. - Поэтому он старается учиться ради возможности заниматься любимым делом. У него даже по рисованию отлично!http://www.kp.ru/daily/26053.4/2964411/