20.05.2011 В связи с реорганизацией железнодорожной отрасли обеспечение и повышение уровня безопасности движения полностью возложены на владельца инфраструктуры – ОАО «Российские железные дороги». А контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. О работе территориального органа на Дальнем Востоке рассказал и. о. начальника Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей КОЖЕМЯЧЕНКО:
– Юридические лица и индивидуальных предпринимателей, образовавшихся в итоге демонополизации отрасли, может контролировать только государственный орган.
Например, Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), который является частью структуры НК «Роснефть». На заводе сегодня образованы еще две частные компании, одна из которых – грузоотправитель Юкостранссервис. А пломбирует вагоны вообще сторонняя организация.
С кого спрашивать за 67 инцидентов с опасными грузами, из которых 21 – течь из погрузки Комсомольского НПЗ? Из 21 вагона в 11 пришлось осуществлять перегруз. К нам обратилось руководство дороги с просьбой принять к собственникам предприятий меры. Совместно с Дальневосточной транспортной прокуратурой были проведены соответствующие мероприятия, возбуждены 6 административных дел по правонарушениям в области безопасности движения.
– Поговорим о железнодорожном пути, содержать который в надлежащем состоянии обязан собственник инфраструктуры. Но разве компания сама в этом не заинтересована и необходим внешний контроль?
– Более того, компания обязана повышать уровень безопасности движения. Но есть объективные причины: низкие темпы обновления основных фондов, низкий технический уровень развития специализированного отечественного машиностроения. И если вагонный парк обновляется, то тепловозный парк старый. И эта проблема существует не только на Дальневосточной железной дороге.
– Вы можете запретить выход на линию старой техники?
– У нас таких полномочий нет. Инспектор может только проверить правила технической эксплуатации. Если, например, вместо положенных 8 огнетушителей в наличии только 3, он обязан наложить запрет на эксплуатацию локомотива, выписать предписание, определить сроки и ответственного за выполнение. И этот документ обязателен для исполнения.
– Что для вас важнее в вашей работе: найти и наказать или предотвратить?
– Задача любого государственного органа и владельца инфраструктуры, и вообще пользователя железнодорожным транспортом – не допустить ни одного события. Процент устранения нарушений по территориальному управлению за 2010 год составил 95,8 % против 90,19 % за аналогичный период времени прошлого года. В ходе проверок нами установлено, что важной проблемой на предприятиях остается неудовлетворительное состояние путевого хозяйства и железнодорожного подвижного состава. На многих предприятиях отсутствуют нормативные документы, инструкции, технические паспорта объектов.
– Какими еще полномочиями вы наделены?
– Контролируем сохранность вагонного парка. За прошлый год в морских портах Дальневосточного региона повреждены 25 112 вагонов, в том числе 16 717 единиц приватного парка. Все вагоны повреждены при грейферной выгрузке полувагонов, которую применяли большинство портов в период экономического кризиса. Выгрузка остатков смерзшегося угля этим методом является грубым нарушением п.п. 1.2.10 ГОСТ 22235-76. Вследствие такой организации выгрузки вагонов повреждается обшивка кузова, пробиваются люки.
– Как изменить ситуацию?
– Применяем меры административного воздействия. Только по статье 11.15 КоАП РФ за повреждение грузовых вагонов в 2010 году к административной ответственности привлечены 324 должностных лица различных предприятий.
– Сергей Олегович, проверяемые используют федеральный закон № 294 «О защите юридических лиц и предпринимателей»?
– Не только они, но и наши инспекторы им тоже руководствуются. Проверки осуществляем согласно годовому плану, и прийти на предприятие, когда вздумается, мы не имеем права, даже если знаем, что там происходят грубые нарушения. Проведение внеплановой проверки надо согласовывать с прокуратурой, и время сыграет не в нашу пользу.
– Как вы поступаете в такой ситуации?
– Мы тесно сотрудничаем с Дальневосточной транспортной прокуратурой. У них полномочий больше. Ее сотрудники действуют по федеральному закону о прокуратуре. Им не нужно особое разрешение на проверку, если поступила информация о нарушении. Но это не значит, что такое сотрудничество одностороннее. Сотрудники прокуратуры стоят на защите интересов и проверяемых.
– Другими словами, это тот государственный орган, который контролирует работу вашей службы?
– И очень строго. Они проверяют законность выписанного предписания или обоснованность наказания и т. д.
– Поступали жалобы?
– Есть обращения. Но практически все наши действия признаны обоснованными. Есть и поощрения. Дальневосточная транспортная прокуратура в 2010 году обратилась к руководству Управления государственного железнодорожного надзора с просьбой поощрить четверых сотрудников.
– Инспекторы государственного железнодорожного надзора носят форму?
– Ношение формы установленного образца обязательно для всех сотрудников. С 1 мая на нагрудном значке будет указан индивидуальный номер инспектора. Форма дисциплинирует не только сотрудников нашей службы. Инспектор в форме требует к себе соответственного отношения. Это уже не просто человек с удостоверением, а служащий, исполняющий государственную функцию надзора за соблюдением на транспортном комплексе требований нормативных правовых и технических актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Наша справка
Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора создано 5 сентября 2005 года.
Осуществляет свою деятельность в регионах Дальневосточной и Забайкальской железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на примыкающих к ним территориях, на которых расположены объекты железнодорожного транспорта.
В своей работе руководствуется федеральным законом № 17 от 10.01.2003 года «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»./zdr-gazeta.ru/