05.05.2011 На дрейфующую станцию "Северный полюс-38" доставили партию грузов - продукты, топливо и новое оборудование, с помощью которого полярники будут измерять радиационный фон в арктических широтах. Впервые миссию по доставке грузов на льдину выполняла авиация МЧС. Пилоты удивили ученых, сумев посадить самолет с первого захода. Ведь именно приземление на небольшой ледовой площадке считается одним из главных испытаний в таких рейсах.
Рассмотреть льды Арктики в иллюминаторе самолета, можно было только на четвертый день перелетов и ожидания погоды в заполярном Певеке. Оставалось каких-то полчаса лета до заданных координат, а дрейфующая станция по-прежнему не выходила на радиосвязь.
Для этой экспедиции на льдине залили уже третью по счету взлетно-посадочную полосу. Первые две разорвали трещины. Поэтому было необходимо убедиться, что посадка возможна. Разрешение подтвердили по спутниковому телефону.
Приземление на ледовую полосу - один из самых опасных моментов экспедиции. Экипаж этого Ан-74П впервые будет выполнять такую задачу. Она настолько уникальна, что ни один авиатренажер в мире не может смоделировать такое приземление. Поэтому пилоты-профессионалы сейчас во многом интуитивно будут сажать машину.
Освоение северных широт начиналось на самолетах. Сейчас в стране почти не осталось машин, способных выполнять такие рейсы. Впервые экспедицию на дрейфующую станцию доставляет авиация МЧС. Летчики удивили полярников, приземлившись с первого захода, - даже без пробного прохода над полосой.
Этой встречи ждали очень долго: новые лица на СП-38 впервые с момента ее высадки на льдине в октябре прошлого года. За 6 месяцев полярники, дрейфуя незаметно для себя, преодолели почти 1,5 тысячи километров и оказались за 80-м градусом северной широты. В грузовом отсеке самолета - свежие продукты, новое современное оборудование. После событий в Японии в северных широтах будут измерять еще и радиационный фон.
Станция "Северный полюс-38" - современный научный центр. Деревянные панельные домики соединены километрами проводов. Океанологи, метеорологи, аэрологи, гидрографы каждый день собирают и передают на материк уникальную информацию. Благодаря этим исследованиям ученые находят ответы вопросы, которые волнуют мировое - и не только научное - сообщество.
Ледовую разведку вокруг лагеря каждый день выполняют беспилотные самолеты. После приземления экспедиции вблизи станции обнаружилась трещина. Оценить угрозу выезжает самый главный здесь человек - Томаш Петровский. Льды действительно разошлись, но это не опасно.
Начальник станции наделен самыми широкими полномочиями. Может регистрировать здесь же, на льдине, браки и по закону еще 1935 года, который действует до сих пор, без суда и следствия расстрелять. Пока к таким методам не прибегали: здесь очень опасно, поэтому царит жесткая дисциплина.
На установку и тестирование приборов у специалистов были только сутки. Только три человека из экспедиции остаются на полугодовую вахту. В Арктике постоянно работают только российские ученые. Другие страны, в том числе Америка и Китай, пробовали высаживать здесь своих специалистов, но потом отказывались от этой идеи. Слишком опасно.
Успех и быстрота нынешней экспедиции - во многом удача. Повезло с изменчивой северной погодой, и взлетно-посадочная полоса выдержала приземление. При других обстоятельствах экспедиция могла затянуться не на один месяц./vesti.ru/