26.04.2011 Россияне не способны противостоять техногенным и природным катастрофам. Об этом пишет ВВС, вспоминая о ядерной безопасности России в связи с землетрясением и цунами в Японии, повлекшими за собой взрывы на атомной электростанции "Фукусима-1".
Даже подготовленная к разрушительным стихийным бедствиям Япония не избежала человеческих жертв, которые, по последним данным, исчисляются тысячами. Что же говорить о России? - сокрушается военный эксперт Александр Гольц.
По его мнению, необходимо лучше объяснять населению, что делать в кризисных ситуациях. "Ведь японцы не просто знают, как себя вести, - говорит Гольц, - там регулярно проводятся учения, начиная от малолетних детей и кончая глубокими стариками".
В качестве примера он приводит случай двухлетней давности, когда из-за незнания правил поведения во время пожара погибли девять студентов из Московского института государственного и корпоративного управления.
Эксперты сходятся во мнение, что главное - это "насаждение культуры безопасности", "но для этого надо воспитание, а воспитание - это образование". В связи с этим они говорят, что в школах и институтах необходимо ввести обширные курсы безопасности и правил поведения в чрезвычайных ситуациях, сделав упор не на теоретические знания, а на практические действия. Однако, как известно, в программе российских школ, начиная с 1991 года, стоит предмет ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Предполагается, что дети, пройдя его курс, смогут в будущем применить полученные на уроках знания и встретить, что называется, во всеоружии экстремальные ситуации и участившиеся природные катаклизмы. Однако, как показывает жизнь, этого обучения недостаточно.
Каким образом повысить уровень знаний населения по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях? Знаете ли вы сами такие правила? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
См. также "Усвоила ли Россия уроки Чернобыля? – Мнения парламентариев".
Российские парламентарии согласились с необходимостью повышать степень готовности населения к чрезвычайным ситуациям. Вместе с тем политики выразили сомнение в справедливости утверждений о том, что в России якобы снизилась "культура безопасности".
Не верит экспертам Русской службы ВВС, которые утверждают, что россияне не способны противостоять техногенным и природным катастрофам, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Самарской области Константин Титов.
"Это они перегнули", - заявил сенатор.
Парламентария не убедил пример экспертов, приведенный ими в подтверждение своего вывода. "То, что они говорят о студентах, погибших из-за незнания правил пожарной безопасности, - это частный случай, по которому нельзя делать заключение о неготовности в целом россиян противостоять разного рода катастрофам", - убежден Титов. "Пусть лучше рассказывают про то, как НАТО бомбит Ливию", - посоветовал политик.
Со своей стороны Константин Титов рассказал, что он хорошо знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях и в случае чего готов применить свои знания на практике.
Каждый человек должен знать, как обеспечить свою безопасность, считает член Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев.
"В наших школах преподается предмет ОБЖ, поэтому, чтобы хорошо усвоить правила поведения в чрезвычайных ситуациях, нужно просто хорошо учиться и помнить о том, что жизнь дается человеку только один раз и за нее надо уметь бороться", - заявил сенатор.
Как поведал парламентарий, он достаточно хорошо владеет техникой безопасности – знает, что надо делать при переломах, ушибах, если поперхнулся, обжегся, заблудился в лесу, если кто-то нападает, как не утонуть самому и спасти других. Пантелеев также знает, как вести себя при пожаре, задымлении. "Во-первых, нужно обеспечить себе дыхание, для чего намочить тряпочку и повязать ее на лицо, как повязку. Затем необходимо постараться покинуть помещение, опустив при этом как можно ниже голову", - учит политик. Кроме того, он знает, как оказать первую помощь пострадавшему при пожаре. "Вначале вынести его из зоны задымления. Если человек уже бездыханный, ему надо постараться помочь задышать по схеме "рот в рот" - три вдоха – пауза, три вдоха – пауза, голова при этом должна быть запрокинута назад, прощупать пульс на лучевой или сонной артерии. Если необходимо – провести непрямой массаж сердца, для чего положить человека на твердую поверхность, ладони выпрямленных в локтевых суставах рук поставить друг на друга и расположить на нижней трети грудины. Продавливать грудную клетку надо на глубину 3 – 4 см не реже 60 раз в минуту", - поделился опытом Олег Пантелеев.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член фракции "Единая Россия" Владимир Колесников убежден, что степень готовности населения к разного рода чрезвычайным ситуациям зависит "от целого комплекса вопросов".
"Конечно, необходимо повышать уровень знаний людей по вопросам безопасности, в том числе за счет создания новых образовательных программ, пропаганды соответствующих знаний в СМИ", - признал депутат. Вместе с тем он выразил убеждение, что одновременно "нужно повышать ответственность служб и должностных лиц, от которых напрямую зависит эффективность борьбы с чрезвычайными ситуациями и их последствиями". В частности, как отмечает Колесников, в зонах с повышенной опасностью от природных катаклизмов сотрудники МЧС должны проводить активную профилактическую и разъяснительную работу с местным населением. "Не говоря уже о том, что необходимо усилить деятельность структур, осуществляющих контроль за погодными изменениями", - указал парламентарий, напомнив о трагедии, вызванной сходом ледника в Северной Осетии в 2002 году. "Многое говорит о том, что такого огромного количества жертв, к которому привело это бедствие, можно было избежать", - обратил внимание депутат.
Колесников полагает, что региональные власти должны "более тесно сотрудничать со службами МЧС и не жалеть средств на закупку новой техники, позволяющей более оперативно и эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации".
Политик отметил, что ему "естественно, хорошо известны правила поведения и при пожарах, и во время наводнений, и при других стихийных бедствиях". Со своей стороны депутат считает необходимым "уделять больше внимания контролю за вопросами безопасности на производстве". "Когда я до окончания вуза работал слесарем-наладчиком 4-го разряда, нас очень серьезно обучали технике безопасности, принимали зачеты – сейчас эта практика во многом запущена", - указал Владимир Колесников.
Система обучения граждан правилам поведения в чрезвычайных ситуациях требует "целостного подхода", считает член Комитета Госдумы по делам молодежи, член фракции КПРФ Юрий Афонин.
"Она должна учитывать все современные реалии, включая угрозу терроризма, возможность ухудшения экологической обстановки и т.д.", - отметил депутат. При этом парламентарий подчеркивает, что прежде всего правила поведения при чрезвычайных ситуациях должны быть хорошо известны сотрудникам правоохранительных органов, медицинским работникам, а также "всем, кто работает в опасных и вредных условиях производства".
Депутат рассказал, что сам он хорошо знаком с правилами противопожарной безопасности и оказания первой медицинской помощи. "Конечно же, надо не забывать и о том, что при любой экстремальной ситуации следует по возможности не паниковать и сохранять присутствие духа", - отметил Юрий Афонин.
Не сравнивать Россию с Японией в вопросах защиты граждан от стихийных бедствий советует заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Олег Шеин.
"Россия – не Япония, где наличие сейсмоопасных зон предполагает организацию особой системы безопасности и соответствующих знаний у населения", - отметил депутат. "Особенности этой системы вряд ли стоит переносить на российскую почву", - полагает парламентарий.
Одновременно Шеин выразил мнение, что в России сегодня "достаточно комплексно" проводится обучение правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. "На мой взгляд, ОБЖ – предмет правильный, и дополнять его или как-то расширять ничем уже не надо", - отметил политик. По его словам, в противном случае "можно будет слишком увлечься созданием других подобных дисциплин, которые будут подменять учащимся все прочие необходимые им знания".
Из своего собственного периода учебы Олег Шеин "достаточно хорошо помнит" правила оказания скорой медицинской помощи, порядок действий по спасению утопающих и правила поведения на случай ядерной атаки./regions.ru/