26.04.2011 «Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.»
Дмитрий Анатольевич Медведев, президент Российской Федерации
Лозунг, провозглашенный главой государства еще в 2008 году, актуален до сих пор. Всевозможные проверки многочисленных органов как и прежде доставляют бизнесу массу проблем.
В настоящей статье мы рассмотрим, что должен знать предприниматель о порядке организации проверок и какие меры в рамках правового поля он может предпринять для защиты своих прав в процессе их проведения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКИ
1. Любая проверка должна начинаться с предъявления проверяющими служебных удостоверений.
Рекомендуем проверить и зафиксировать следующие данные удостоверения:
- каким органом выдано удостоверение;
- срок действия удостоверения;
Данная информация позволит Вам удостовериться в том, что проверяющие имеют полномочия на проведение проверки от имени заявленного ими органа власти. Кроме того, эти сведения пригодятся для последующего обжалования действий конкретного сотрудника, нарушившего Ваши права в ходе проверки.
Для полной уверенности рекомендуем в присутствии проверяющих позвонить в соответствующий орган власти и уточнить, работают ли в нем данные лица и поручалось ли им проведение проверки у Вас.
Описанные выше действия носят не только информативное, но психологическое значение, поскольку с самого начала проверки Вы дадите понять проверяющим, что четко знаете свои права и сможете их защитить при необходимости.
Важно! Отказ в предъявлении служебного удостоверения, либо наличие в предъявленном удостоверении существенных недостатков (истек срок действия, выдан иным органом власти и пр.) дает Вам право не допускать соответствующее лицо в Ваши помещения для проведения проверки.
2. Любая проверка должна проводиться при наличии оснований, предусмотренных законом.
Порядок проведения большинства проверок регулируется ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ № 294). Это проверки Ростехнадзора, Роспотребнадзора, МЧС (в частности, Госпожнадзор) и пр.
Согласно ФЗ № 294 все проверки должны проводиться на основании распоряжения (приказа) органа власти. Поэтому вместе со служебным удостоверением Вам в обязательном порядке должны вручить копию такого распоряжения под роспись.
Важно! Отказ в предъявлении распоряжения о проведении проверки дает Вам право не допускать проверяющих в Ваши помещения для проведения проверки и не выполнять их требования.
Рекомендуем внимательно ознакомиться с предоставленным распоряжением, в частности, в нем должны быть указаны:
1. Наименование органа власти, проводящего проверку (на данном этапе вы можете установить, являются ли проверяющие сотрудниками данного органа согласно их служебным удостоверениям (см. выше));
2. ФИО, должности проверяющих, уполномоченных на проведение данной проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов.
Важно! Всех лиц, не указанных в распоряжении, Вы вправе не допускать в Ваши помещения и не выполнять их требования.
3. Наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), проверка которых проводится. Обратите внимание, что в распоряжении указание ИНН или ОГРН (ОГРНИП) проверяемого лица не указывается.
Важно! Если в распоряжении не указана Ваша организация, любые действия и требования проверяющих можете игнорировать.
4. Цели, задачи, предмет проверки. Правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами. Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Важно! Вы не обязаны предоставлять проверяющим документы и информацию, не связанные с предметом проверки, указанным в распоряжении.
5. Перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия. Вы вправе требовать предоставления копий указанных регламентов.
6. Срок проведения проверки.
Сроки проведения любой проверки не могут превышать 20 рабочих дней. Законом не предусмотрено вариантов приостановления проверки и увеличения в связи с этим её срока (исключение: если должностное лицо, проводящее проверку, приходит к выводу о том, что необходимо продлить проверку и провести сложное расследование или экспертизу, руководителем проверяющего органа срок может быть продлен ещё на 20 рабочих дней).
Для субъектов малого предпринимательства общий срок плановых выездных проверок не может превышать 50 часов, для микропредприятий – 15 часов в год.
Как отслеживается срок проведения проверки: на любом предприятии должен существовать журнал учёта проверок. При каждом уходе/приходе в вашу организацию проверяющий должен расписаться в этом журнале. Общее количество часов суммируется.
Важно! Нарушение срока проверки признается грубым и влечет за собой признание ее результатов незаконными.
Помимо указанной информации в распоряжении должно быть указано на вид проверки — плановая или внеплановая.
Плановая проверка проводится не более одного раза в три года при условии включения проверки в ежегодный план проверок соответствующего органа власти (план проверок на каждый год размещается на официальном сайте самого органа власти, а также в сводном плане на сайте Генпрокуратуры РФ: http://genproc.gov.ru/).
Примечание! при определении плановости учитывается только предмет проверки, а не орган, который ее проводит. Например, если сегодня Роспотребнадзор проверяет у Вас соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, это не означает, что завтра он не придет с проверкой соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.
Внеплановые проверки могут проводиться неограниченное количество раз при наличии следующих оснований:
1) истечение срока исполнения ранее выданного органом власти предписания;
2) поступление в органы власти заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от иных информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения либо реальное причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Однако, проверка по данным основаниям может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемым лицом, о чем должно быть указано в распоряжении на проведение проверки;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). То есть один недовольный потребитель – и к вам уже может приехать проверка. Единственное ограничение – заявление не должно быть анонимным;
3) по поручениям Президента РФ и Правительства РФ.
Примечание! ФЗ № 294 не распространяется на финансовые и налоговые, прокурорские проверки, проверки правоохранительных органов, на расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве и пр. (см. п. 3 ст. 1 ФЗ № 294). Однако, все названные проверки, кроме прокурорских (прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение), могут производиться только при наличии распоряжения (постановления, приказа и т.п.) на проведение проверки за подписью руководителя или заместителя органа, проводящего проверку, в котором должны, как минимум, быть указаны предмет проверки, проверяемое лицо, ФИО и должность проверяющих.
3. Любая проверка должна проводиться в присутствии представителей проверяемого лица.
Бытует заблуждение, что проверка не может быть проведена в отсутствие руководителя проверяемого лица. Это заблуждение. Практически все проверки могут проводиться вне зависимости от того, присутствует ли при этом руководитель проверяемого лица или нет (в том числе налоговые проверки).
Так, в силу п. 2 ст. 15 ФЗ № 294 выездная проверка может быть начата и при наличии иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица. Фактически это правило подразумевает возможность проведения проверки в присутствии любого работника проверяемой организации.
При этом, названные лица обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с предметом проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам (п. 5 ст. 12 ФЗ № 294).
Обратите внимание! ФЗ № 294 не дает право проверяющим изымать какие-либо документы и оборудование при осмотре помещений. В отдельных случаях они могут лишь взять необходимые анализы, пробы и пр. Копии документов должны быть запрошены у Вас отдельным требованием.
Любое изъятие документов и иной собственности проверяемого лица производится только на основании отдельного распоряжения (приказа, постановления) соответствующего органа.
4. Лица, имеющие право присутствовать при проведении мероприятий контроля.
Со стороны проверяемого лица могут присутствовать абсолютно любые представители: работники, юристы, клиенты, пресса и пр. Исключением являются случаи прямо указанные в законе (например, оперативно-розыскные мероприятия, проводимые сотрудниками правоохранительных органов).
А вот со стороны проверяющих — только те лица, которые указаны в распоряжении (постановлении, приказе) о проведении проверки. Среди них могут быть эксперты, специалисты и т.д. Кроме того, в определенных законом случаях проверяющие обязаны привлекать понятых.
5. Все мероприятия контроля должны быть бесплатными.
Если Вам предлагают заплатить за проведение анализов, экспертиз и пр. в рамках проверки, смело отказывайтесь. Любые мероприятия контроля должны проводиться за счет бюджетных средств.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Не давайте объяснения непосредственно в ходе выездных мероприятий проверки (при осмотре помещений, например), подробно проинструктируйте своих работников об этом.
Цель проверки — собрать как можно больше доказательств наличия состава какого-либо правонарушения (преступления), а то и нескольких.
Закон запрещает препятствовать проведению законных мероприятий контроля, однако, помогать проверяющим Вы не обязаны: чем меньше информации и доказательств Вы им предоставите добровольно, тем больше работы будет у них.
Если проверяющие предлагают Вам или Вашим работникам дать объяснения по каким-либо фактам при составлении протокола (акта) осмотра отеля, лучше всего указать, что такие объяснения будут даны позднее в ходе рассмотрения материалов соответствующей проверки.
Тем самым Вы не предоставите проверяющим дополнительной информации и будете иметь возможность обдумать свою позицию, проконсультироваться с юристами.
Примечание: объяснения лица, в отношении которого ведется проверка, необходимо отличать и свидетельских показаний, в силу специального процессуального положения свидетеля как участника проверки.
Практически все документы, регулирующие порядок проведения проверок, содержат нормы об ответственности свидетеля за дачу заведомо ложных показаний, либо за отказ или уклонение от их предоставления (ст. 17.9 КоАП РФ, ст. 128 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 307, 308 Уголовного кодекса РФ и пр.). Свидетель имеет право не свидетельствовать лишь против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Однако, указанные документы не предусматривают никакой ответственности за непредоставление объяснений лицом, в отношении которого ведется проверка, поскольку это его право, а не обязанность.
Таким образом, давать пояснения в ходе проверки Вы (Ваши сотрудники) обязаны только в том случае, если привлечены в качестве свидетеля.
Для этого проверяющие должны:
а) До начала допроса предупредить Вас об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, либо за отказ или уклонение от их предоставления под роспись в протоколе допроса;
б) Предоставить Вам информацию о деле (уголовном деле, деле об административном правонарушении, налоговой или прокурорской проверке), в рамках которого Вы даете свидетельские показания. В противном случае рекомендуем использовать право на отказ свидетельствовать против себя самого, поскольку Вы не знаете, не ведется ли дело (проверка) в отношении Вас, а также как в последующем будет использована предоставленная Вами информация;
в) Занести все Ваши ответы в протокол допроса. Требуйте, чтобы в протокол заносились также вопросы проверяющих, дабы избежать неверной интерпретации Ваших ответов в дальнейшем. Если проверяющий отказывается, укажите все вопросы сами в замечаниях к протоколу;
г) Предоставить Вам возможность ознакомиться с протоколом и внести в него свои замечания и уточнения.
2. Примите превентивные меры по организации надежного хранения информации. Храните информацию на удаленных серверах. Если это по каким-либо причинам невозможно, рекомендуем использовать съемные «жесткие» диски на компьютерах, которые можно незамедлительно извлечь, а документацию хранить в сейфах или запирающихся шкафах. Хранение ключей или кодов доступа к ним поручите узкому кругу лиц (например, руководитель и главный бухгалтер). В случае проверки иные работники могут не открывать соответствующие шкафы, сейфы, ссылаясь на отсутствие ответственных лиц (в отпуске, командировке). Таким образом, фактически проверяющие будут лишены возможности получить доступ к необходимой информации, а Вам это даст время подготовиться.
3. «Заказные» проверки. В данной заметке не рассматриваются проверки, инициированные заинтересованными лицами с использованием коррупционных механизмов. В подобных случаях попытки призвать проверяющих к соблюдению закона, как правило, бесполезны. Здесь Вам помогут предпринятые ранее превентивные меры по защите информации, а также подробное фиксирование фактов нарушения процедуры проверки для последующего обжалования неправомерных действий (видео- и фотосъемка, сбор свидетельских показаний третьих лиц (клиентов, например), участие прессы).
4. В любом случае постарайтесь как можно быстрее связаться с обслуживающими Вас юристами!
P.S. ФЗ № 294 устанавливает принцип ответственности при осуществлении государственными и муниципальными органами государственного контроля, но до сих пор никаких статей, предусматривающих ответственность за нарушение порядка проведения проверок, в КоАПе не предусмотрено. Определенная ответственность дисциплинарного характера может быть применена внутри органа, но не более. Конечно, предприниматель, который был незаконно подвергнут проверке, вправе взыскать с органов причиненный вред на основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. Однако, пока непонятно, какую ответственность будет нести орган без участия этого предпринимателя.
Авторский материал компании Группа правовых компаний "Интеллект-С" www.hms-russia.eu
Источник: www.prohotel.ru, HMS-Russia
http://www.prohotel.ru/articles-153891/0/