О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
 Служба  ПТВ и СИЗ  СПЗ  Документация  Прочее  ГОЧС  Социалка  Лицензии и СРО  АРХИВ 
 
Авторизация  Регистрация НОВОГО пользователя 
Пользователь:   Забыли пароль? 
Пароль: 
Поиск по текущим дискуссиям:
До начала работы гляньте:
Новые Дискуссии - инструкция по эксплуатации.
Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!
Перейти в раздел
Создать НОВУЮ ВЕТКУ обсуждений в этом разделе
 

Аккумуляторные батареи в ППКП на атомных станциях

[СПЗ]   

 последняя В обсужденнии 0 реплик
Gift19760723 ®

[02.03.2021 11:52:13]
 Уважаемые коллеги!

Прошу помочь советом по очень специфическому вопросу:
На одной из строящихся Россией за рубежом атомных станциях встал вопрос о необходимости использования аккумуляторных батарей в составе СКУ ПЗ.
Европейские нормы EN 54-1 требуют в составе системы оповещения и обнаружения пожара иметь источник электропитания сертифицированный по EN 54-4 по которому по крайней мере один резервный источник питания (кроме сетевого) должен представлять собой перезаряжающуюся аккумуляторную батарею.
Проблема в том, что электропитание СКУ ПЗ на этой АЭС согласно российским нормам уже запроектировано от двух источников: обычной сети и системы аварийного электроснабжения, которая представляет собой распределительные устройства, выше инверторы, а ещё выше аккумуляторные батареи. Но эти батареи, конечно же, не входят в состав СКУ ПЗ.
Получается бессмысленное дублирование аккумуляторов.
Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь мысли по способу избавления от этих аккумуляторов согласно европейским нормам.

Заранее спасибо за ответы.


[02.03.2021 11:59:48]
 Удивительно.
Мы как-то делали переработку углеводородов для французов, так они категорически запретили предусматривать аккумуляторы для шраковских панелей, потому что было питание от двух источников через АВР.
И ничего хорошего, как я помню, из этого не вышло, потому что когда проверяли АВР, за время переключения панель без аккумулятора успевала что-то сбросить.


[02.03.2021 12:27:43]
 Аккумулятор используется для обеспечения бесперебойности при автоматическом включении резерва. Если применено специальное оборудование, которое обеспечивает переключение с одного ввода на другой без провала напряжения - можно и без аккумулятора обойтись. Но для абсолютного большинства АВР после него для питания электронной техники нужно ставить источник бесперебойного питания с аккумулятором.


[02.03.2021 12:36:54]
 Аккумуляторы в инверторе расположены далеко от пожарного прибора и например в случае выхода из строя питающего кабеля от инвертора до ППК они не помогут. А аккумуляторы в ППК обеспечивают автономность в большем количестве вариантов. Например, при затоплении помещения с инверторами ППК сохранит свою работоспособность, пока не затопит помещение с самим прибором.


[02.03.2021 12:39:07]
 >А аккумуляторы в ППК обеспечивают автономность в большем количестве вариантов.

Однако, в авторитетных и надежных источниках нет никаких упоминаний "автономности". Нужна бесперебойность.


[02.03.2021 13:31:29]
 С автономностью я погорячился.

Она есть сразу в двух технических регламентах:

384-ФЗ Ст. 1

1) аварийное освещение - освещение на путях эвакуации, имеющее электропитание от автономных источников, функционирующих при пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях, включаемое автоматически при срабатывании соответствующей сигнализации или вручную, если сигнализации нет или она не сработала;

123-ФЗ

Ст. 82 п.1 "Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения."



[02.03.2021 13:43:18]
 Весь комизм ситуации в том, что есть обычная сеть 220в и есть отдельная цепочка: распредустройство, инверторная сеть, дублированные инверторы, ЩПТ, к которым подключены одновременно 2 ввода от разных фаз трансформаторов и ещё и АКБ.
То есть по сути имеем над ППКП не менее четырех вводов.
При этом требования к скорости АВР, времени возможной потери питания, отказоустойчивости и т.д. для всех этих устройств определены соответственно нормам для АЭС и МАГАТЭ. То есть очень жёсткие.
По крайней мере глупо ставить ко всему этому ещё и свои аккумуляторы.
Вопрос в другом:
есть ли в европейских нормах исключения, при которых можно аккумуляторы не использовать.
Может быть встречались какие-то наработки по этому вопросу?


[02.03.2021 13:49:23]
 Маловероятно, что по европейским нормам найдётся лазейка. Как я понимаю, то это все в Болгарии происходит, вот у них в локальных нормах что-то может быть.
Но скажу по опыту (не АЭС, конечно), что скачки напряжения при переключении АВР могут сделать очень больно ППКП, если своих аккумуляторов нет. Поэтому все же стоит рассмотреть установку дополнительных АКБ, которые выдержат хотя бы 15 минут в режиме тревоги (при максимальном токе).


[02.03.2021 13:51:41]
 А что есть автономный источник питания?
Определение есть?
Вот я посмотрел в Википедии по Системе автономного электроснабжения.
Там аккумуляторы не принадлежат к потребителю, а присоединены к инвертору.
Жаль, что неизвестно откуда картинка.
Да и нормы российские.
Кроме того, атомная станция и система аварийного электроснабжения в её составе по определению являются автономными.
Но не сертифицировать же их как источники питания для системы пожарной сигнализации.


[02.03.2021 13:53:29]
 Небольшая поправка.
72 часа, а не 15 минут.
И мы вырастаем в АКБ формата автомобильных.


[02.03.2021 15:07:07]
 >Небольшая поправка.
72 часа, а не 15 минут.

Для российских норм для обеспечения бесперебойности требуется вообще 5 секунд. Скорее всего выходом является любой сертифицированный пожарный источник электропитания с аккумулятором. И для этого источника вовсе не нужно 72 часа.


[02.03.2021 15:30:42]
 Нет, Вы меня не поняли.
Регламентировано не время перехода.
Если отваливается основное питание, то на аккумуляторных батареях система должна продержаться 72 часа.


[02.03.2021 15:34:25]
 В том и дело, что аккумуляторы используются как для резервирования, так и для бесперебойности.

Для чего требуется аккумулятор в EN 54?



[02.03.2021 15:54:17]
 Как резервный источник питания.


[02.03.2021 18:26:43]
 А по EN 54-1 встроенный аккумулятор является резервным источником?
И он должен держать 72 часа?
Какое хоть оборудование, если не секрет?


[02.03.2021 20:25:35]
 Из EN 54-14:2018
Цитата
6.8.3 Резервный источник питания В случае отказа основного источника питания резервное питание должно поступать как минимум от аккумуляторной батареи (см. EN 54-4). Емкости этой батареи должно быть достаточно для питания системы в течение времени ожидания, описанного ниже. В некоторых случаях питание также может поступать от резервных генераторов или источников бесперебойного питания. Когда предоставляется такая мощность, время ожидания и, следовательно, емкость батареи могут быть уменьшены, но всегда должна быть предусмотрена специальная батарея. Емкость аккумулятора рассчитывается как функция тока неисправности и аварийного сигнала, а также необходимого времени ожидания. Время ожидания может быть одним из следующих:
a) 24 часа в состоянии предупреждения о неисправности плюс 30 мин тревоги для систем, которые постоянно обслуживаются или в которых сигналы неисправности автоматически передаются в постоянно обслуживаемый центр приема неисправностей;
b) 72 часа в состоянии предупреждения о неисправности плюс 30-минутная тревога для систем, которые не имеют постоянного персонала и где сигналы о неисправности не передаются автоматически в центр приема предупреждений о неисправностях с постоянным персоналом;
c) Или время ожидания может быть рассчитано на основе оценки риска, принимая во внимание, по крайней мере, следующее:
1) время на обнаружение неисправности в источнике питания и вызов для обслуживания / ремонта;
2) время, необходимое обслуживающему персоналу для ремонта системы и восстановления неактивного состояния;
3) наличие запчастей на месте;
4) Последствия неразрешенной неисправности источника питания.
--Конец цитаты------


[02.03.2021 20:28:46]
 Если проектирование ведётся по этой редакции EN 54-14, то как я указал выше довольно просто будет отработать по подпункту c) и оставить АКБ на 15 при максимальной нагрузке.


[02.03.2021 22:39:27]
 """ внекоторых случаях питание также может поступать от резервных генераторов или источников бесперебойного питания."""
Это и есть инверторная сеть. А учитывая, что время работы акб инв сети на ном нагрузку даже общестанционной сети сейчас не менее 2 часов,то отдельные акб в составе ску пз излишни.
Об этом нужно говорить с экспл организацией


[02.03.2021 22:47:15]
 Во-первых нет такого документа как европейский стандарт EN54-14. А имеется техническая спецификация CEN/TS 54-14:2018, документ рекомендательный, а не обязательный.
Во- вторых по первой части еэна СПСО должно питаться от устройства электропитания, которое в свою очередь должно соответствовать 4 части этого стандарта!
Все это издержки отсутствия какой-либо гармонизации российских нормативных документов с европейскими стандартами СПСО!


[02.03.2021 23:06:46]
 В том же случае, когда ППКП не содержит встроенного устройства электропитания, соответствующего EN 54-4 прибор должен получать и отображать информацию о неисправностях внешнего устройства электропитания, как основного так и резервного.


[02.03.2021 23:51:20]
 Volk_
>>Это и есть инверторная сеть. А учитывая, что время работы акб инв сети на ном нагрузку даже общестанционной сети сейчас не менее 2 часов,то отдельные акб в составе ску пз излишни.
Об этом нужно говорить с экспл организацией<<

В EN54-14 прямо говорится, что АКБ должны быть в любом случае. И это правильно. Дохренилион раз встречал ситуацию, когда при переключении АВР в здании с 1-й особой (с централизованным ИБП и ДГУ) гасло все что с мозгами. Может на АЭС все лучше, но в общественных зданиях только полный дебил оставит пожарные приборы на "чистом питании" без АКБ. Таких, правда, более чем предостаточно.

bvv
>>Во-первых нет такого документа как европейский стандарт EN54-14. А имеется техническая спецификация CEN/TS 54-14:2018, документ рекомендательный, а не обязательный.<<

И это не мешает некоторым странам типа Турции, и наверняка Болгарии, принимать эту спецификацию как национальный стандарт.


[03.03.2021 0:25:47]
 Инверторная сеть- это несколько источников питания по переменке, преобразование на пострянку, запас в батарейках,обратное ИНВЕРТИРование,контроль всего хозяйста и раздача по переменке. Причем разными независимыми взаиморезервируемыми линиями в общем случае. Это много круче, это централизованная система, это не какая- то несчастная локальная батареечка в приборе. Но со своими недостатками, да.Однако en 54 , как видится, не исключает возможность прибора без батареек и че этим буржуям неймется.


[03.03.2021 7:04:09]
 Volk_® "Однако en 54 , как видится, не исключает возможность прибора без батареек"

"емкость батареи могут быть уменьшены, но всегда должна быть предусмотрена специальная батарея"
Вроде наоборот - исключает.


[03.03.2021 12:25:29]
 Рустам74
См. выше сообщения bvv


[03.03.2021 12:54:49]
 Volk_®

Да, я неправильно выразился. Насколько я понимаю, исключается возможность отсутствия резервного питания от АКБ внутри системы пожарной сигнализации. Аккумулятор может быть внутри прибора как в "Граните-16" или внутри отдельного блока питания типа "РИП-12", но именно в составе АПС, и от этого АКБ и источника питания нельзя питать другие посторонние нагрузки.


[03.03.2021 15:15:34]
 Коллеги!

Похоже Вы правы и от аккумуляторов отказаться не получится.

Глупая ситуация: по российским нормам СКУ ПЗ на АЭС есть система, важная для безопасности АЭС, и к ней предъявляются соответствующие требования по электропитанию, а по европейским нормам - система, тоже важная для безопасности, но категории С, то есть требования как к общепромышленным приборам.
Иногда наши нормы жёстче.
  Ответ пойдет СЮДА
^ Вернуться к списку ^ 
 Раздел: [СПЗ]Тема: Аккумуляторные батареи в ППКП на атомных станциях      Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

Напоминаем, что для того, чтобы задать вопрос, необходимо НАЧАТЬ НОВУЮ ДИСКУССИЮ. Вопросы, заданные в уже существующих дискуссиях будут нещадно вытираться, а их авторы могут попасть в черный список!Под именем:  Разрешить показ моего e-mail
Мой e-mail:  Информировать меня об ответах


Сообщение:

 





-
Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.