25.10.2020 На страже пожарной безопасности Швейцарии стоят буквально миллионы людей. Но лишь 1200 из них являются пожарными-профессионалами. Как устроена пожарная охрана страны и как готовят тех, кто борьбе с огнем посвятил свою жизнь?
Охота на flashover
Это затаившийся зверь. Он прячется в дыму, чтобы затем нанести сокрушительный удар. С яростью, срывающей двери с петель, вышибающей окна и сметающей людей словно кегли. В долю секунды все вокруг охватывает пламя. Это «флэшовер» — опаснейшее явление, подстерегающее пожарных внутри горящего помещения.
«В течение первой фазы происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала, — объясняет Манфред Ротлин (Manfred Rothlin) девяти юным курсантам учебного центра в городке Андельфинген в кантоне Цюрих (Andelfingen ZH). — Горение сопровождается обильным выделением дыма, что затрудняет определение места очага пожара. Продолжительность этой фазы составляет 2–30% от общей продолжительности пожара. Затем процесс распространения пламени происходит уже не поверхностно, а дистанционно, через воздушные разрывы. Через 15–20 минут от начала пожара происходит разрушение остекления. Кислород врывается в помещение и приводит к взрывному воспламенению. Ваша задача — научиться читать первые признаки „флэшовера“, и тогда вы сможете быстро его усмирить либо предотвратить вовсе». Манфред не помнит, сколько раз за 18 лет работы профессиональным пожарным ему случалось рассказывать это новичкам.
Телефон 118
Швейцарцы при пожаре звонят 118. Пожарная охрана вызывается в любое время дня и ночи. В густонаселенных городах и агломерациях норматив оперативного реагирования составляет 10 минут. Команда должна прибыть к месту вызова в составе не менее 10 человек со всем необходимым оборудованием. В сельской местности норматив составляет 15 минут.
Пожарные дружины имеют современные системы оповещения. Сигнал тревоги передается по телефону, рации, пейджеру или мобильному телефону. Пожарная охрана в Конфедерации организована иначе, чем, например, в соседних Германии и Австрии. Лишь часть ее составляют профессиональные пожарные.
Большую же часть формируют добровольные пожарные дружины, а также «пожарнообязанные» (Pflichtfeuerwehr). В большинстве кантонов, кроме Цюриха, Женевы, Вале и Тичино, все взрослые мужчины (а иногда и женщины) обязаны проходить службу в пожарной охране. В случае невозможности (например, по состоянию здоровья) или нежелания проходить службу граждане платят специальный налог, размер которого варьируется в разных кантонах.
Пожарная охрана является прерогативой кантонов и общин: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». В итоге, как и в случае с армией, Конфедерация имеет небольшое число кадровых профессионалов и массовое пожарное «ополчение», как никто заинтересованное в том, чтобы сберечь от пожара родные пенаты.
300 градусов по ушам
Манфред рассказывает о «пляшущих ангелах» — одиночных, выскакивающих языках пламени, которые возникают при температуре 270–300 °С и предвещают «флэшовер», о пульсирующем дыме цвета охры. Главная цель курса — не допустить, чтобы пострадал кто-то из пожарных.
«Флэшовер» в последние годы стал частым явлением на пожарах. Виной тому повсеместные оконные и дверные стеклопакеты, препятствующие притоку кислорода к месту возгорания, вследствие чего происходит взрывное возгорание горючих газов, когда наконец остекление разрушается. Температура мгновенно поднимается до 850 градусов. На то, чтобы уйти невредимым от моря огня и воздушного удара, у пожарного есть всего пара секунд. Именно это делает «флэшовер» таким опасным при тушении пожара.
«Запомните: что бы ни случилось, остаемся сидеть. Встали — и мгновенно получили 300 градусов по ушам. Будете потом думать, как побрить физиономию вокруг волдырей». Класс нервно хихикает.
1200 профи
Крупные города Швейцарии (свыше 100 000 жителей) имеют профессиональные пожарные команды, у которых лучшее оснащение, а также специальное оборудование, например для ликвидации химических аварий. Порядка 1200 сотрудников-профессионалов служат в 14 профессиональных пожарных частях страны (Базель и регион, Берн, Биль, Женева и отдельно — аэропорт Женевы, Ла-Шо-де-Фон, Лозанна, Лугано, Нойенбург, Санкт-Галлен, Винтертур, Цюрих и пожарная охрана Готарда).
Кроме того, собственные пожарные дружины, набранные из профессионалов, содержат крупные компании страны: Швейцарские федеральные железные дороги, Migros, химический концерн Chemie Uetikon и другие.
Пожарные дружины работают в тесном взаимодействии с полицией, спасателями, гражданской обороной и армией. Большим преимуществом Швейцарии является густая сеть железных дорог, которая позволяет задействовать пожарные поезда в случае, если пожар происходит неподалеку от путей.
В учебном центре в Андельфингене обучают и повышают квалификацию работников пожарной охраны, гражданской обороны, а также сотрудников полиции, спасательных служб и военнослужащих. Возможности центра позволяют проводить тренировки в условиях, приближенных к боевым, моделируя самые разные критические ситуации: от городского пожара до землетрясений.
Пожарное ополчение
Как люди становятся пожарными? Бывший студент-юрист Бени Бурри (Beni Burri) устал от сидения за письменным столом. «Я уже честно закончил обучение и получил диплом, когда вдруг понял: это не мое. Я буду пожарным». Но решение это пришло не вдруг. В свои 30 лет Бени уже успел получить опыт работы в пожарной дружине Кильхберга (Kilchberg) в кантоне Цюрих. У многих его коллег в деревенской добровольной пожарной охране состояли отцы и деды. Многие пришли в пожарные через медицину. Всех привлекает командный дух, царящий среди пожарных.
В 1500 местных пожарных дружин служит 98 000 человек. 7,7% составляют женщины. Структура и техническая база подраз делений формируются по модульному принципу. Соседние дружины оказывают содействие друг другу. При крупных пожарах кантональные части направляют местным машины с выдвижными лестницами, пожарные вертолеты и машины для тушения в загазованных условиях.
Пожарные команды на 60% финансируются за счет средств государственного и кантонального страхования строений. В свою очередь страховые компании собирают взносы с владельцев зданий, величина которых зависит от типа и размера здания. Оставшиеся 40% покрываются за счет средств общины, а также из собираемых штрафов (например, за ложный вызов пожарных).
Ситуацию с пожарной охраной на местах контролируют кантональные пожарные инспекции. Инспекция выдает предписания и присваивает каждой общине «класс пожароопасности», в зависимости от которого и рассчитывается размер пожарной команды.
Тренинг в духовке
После теоретической части группа приступает к практике. Тренировочная площадка напоминает фильмы о конце света — обугленные руины, сожженные остовы авто. В дальнем конце площадки находится Flashover-Container — барокамера, переделанная из обычного корабельного грузового контейнера. К ней примыкает контейнер поменьше, который играет роль печки. Десяток подожженных деревянных паллет быстро разогревает воздух так, что жар ощущается через защитное снаряжение.
Курсанты надевают баллоны для дыхания, огнеупорные защитные капюшоны и каски. Ассистент Ротлина проверяет готовность курсантов. В контейнере они садятся на пол, накрыв ноги и ступни огнеупорным брезентом. «Вы должны научиться читать по дыму. Обращайте внимание на все — цвет, пульсацию, количество дыма у потолка. И, конечно, на „пляшущих ангелов“, — напутствует курсантов Ротлин. — И главное, если почувствовали, что больше не можете, — выползаете на четвереньках!» На улице возле контейнера наготове стоит пожарная машина и двое пожарных с подключенными шлангами.
Дверь закрылась. В темноте мерцают лишь блики на шлемах и огонек фонарика Ротлина. Желтовато-серый дым вскоре заполняет верхнюю четверть помещения. Обратный отсчет — и Ротлин открывает дверь. Мгновение — и в контейнер врывается море огня. Потолок пылает, тлеющие металлические ошметки сыплются сверху… Грозная картина, не лишенная красоты. Но вряд ли кто-то захочет увидеть ее в собственном доме.
После обеда курсанты тушат пожар в подвале. Исходные условия: темнота и дым. Тренировкам в условиях сильного задымления уделяется отдельное внимание, ведь известно, что при пожаре большая часть людей гибнет не от собственно огня, а от отравления продуктами горения.
Последним на сегодня идет горящий дом. Задание: часть группы должна пробраться к месту возгорания через два этажа и винтовую лестницу, видимость — 30 сантиметров. Проходы завалены различным хламом. «Так пожарные учатся передвигаться на ощупь», — говорит Ротлин.
Тем временем снаружи идет спасение из окна горящего дома. Стоя на выдвижной лестнице на высоте третьего этажа, курсант должен ухитриться перебросить в люльку манекен весом 75 кг! «Ни один день в курсе обучения не похож на другой, каждый день происходит что-то новое, и это здорово», — говорит Бени Бурри.
66 500 вызовов в год
Основная задача пожарной охраны — предотвращение любого рода ущерба, наивысшая — спасение людей, животных и имущества. Другая задача — оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Из примерно 66 500 вызовов в год на тушение пожаров приходится лишь 19% (меньше, чем ложные вызовы — 23%). Все чаще пожарные выполняют функции спасателей, оказывают техническую помощь и борются с чрезвычайными ситуациями, такими как наводнения, ураганы и т.п. В компетенцию пожарных входят лесные пожары, а также аварии на химическом производстве и нефтепроводах, для чего в региональных и кантональных пожарных частях имеется специальное оборудование.
Во многом благодаря массовым противопожарным навыкам населения крупные пожары, особенно с человеческими жертвами, в Швейцарии случаются редко. Тем не менее расслабляться профессионалам не приходится.https://aboutswiss.ch/society/ognebortsy-konfederatsii-kak-rabotayut-pozharnye-sluzhby-v-shvejtsarii/