27.07.2020 Восемь волонтеров 25 июля вылетели на вертолете тушить лесные пожары в Ханты-Мансийском районе. Чем помогают добровольцы сотрудникам МЧС, какую школу выживания проходят в тайге и почему это не увеселительная прогулка, NEFT рассказал руководитель Гуманитарного добровольческого корпуса Эдуард Логинов.
В середине июля в Ханты-Мансийском автономном округе начался сезон лесных пожаров. Самым опасным оказалось возгорание между Югорском и Советским: огонь был в четырех километрах от жилых домов. NEFT писала, как жители района оперативно собрали отряды добровольцев, чтобы остановить стихию.
Поскольку очаги продолжают возникать, в регионе объявили режим чрезвычайной ситуации. 21 июля Гуманитарный добровольческий корпус начал набор волонтеров на сборных пунктах в Ханты-Мансийске и Сургуте. Как рассказал руководитель гумкорпуса Эдуард Логинов, несколько человек, включая тех, кто работал под Югорском, подали заявления, прошли обучение и уже отправились на вертолете в горящие леса помогать МЧС.
— Эдуард, зачем нужны добровольцы? МЧС и природоохрана сами не справляются?
— Думаю, специалисты способны справиться, но дополнительные рабочие руки никогда не будут лишними. Добровольцы помогут быстрее справиться с огнем. И потом, волонтеры — это активное проявление гражданского общества. Помочь спасти наше достояние, нашу гордость — наш лес — это дело каждого человека. Добровольцам нужна динамика, они хотят участвовать, а мы им в этом помогаем.
Фото: ГУ МЧС по Югре
— Чем занимаются волонтеры на пожаре?
— Они сбивают остатки огня, копают преградительную полосу. Основная задача — не дать огню вспыхнуть снова и распространиться. Командировка длится пять-семь дней. Мы обеспечиваем их продуктами питания, средствами пожаротушения, оборудованием для работы в лесу. Помощники идут только за спасателями. Тушат лес профессионалы, а добровольцы им оказывают содействие.
— Как себя чувствуют люди, вылетевшие на пожары?
— Первый боевой выезд был 25 июля. Улетели в Ханты-Мансийский район восемь человек. Я очень переживаю за них. Звонил, все в принципе у них нормально. Слава богу, все живы-здоровы.
— Расскажите о них.
— Подобралась команда достаточно профессиональная, три девушки и пятеро мужчин. Алена Болкисева из города Нягань — поисковик со стажем, руководитель поискового отряда. Что такое наш северный лес, она хорошо знает. Еще с ними студентка Сургутского госуниверситета Виктория, закончившая факультет пожарной безопасности. Она поехала понять, на что ее обучили, на практике решила посмотреть на это.
Еще отправились Тимур, Гоша и Данила — три студента СурГУ второго и третьего курсов факультета пожарной безопасности. С ними общественник Тимур из Нефтеюганского района, который прошел суворовское училище. Человек, знающий не понаслышке, что такое тайга и меры безопасности, а также как работать в команде.
Отряд в ожидании вертолета. Фото: Гуманитарный добровольческий корпус
— Какие опасности им могут встретиться?
— Нужно, чтобы все были в зоне видимости друг друга, контролировали присутствие на теле клещей, следить, чтобы не задохнулись угарным газом, от которого спасения нет. Смена ветра постоянная — это тоже опасно. Это не увеселительная прогулка в парке на фоне самоизоляции, как может показаться кому-то. Это не просто прокатиться на вертолете, высадиться в лесу. Это тяжелая работа. Нужно четко слышать распоряжение инструктора.
— Как вы их обучали перед вылетом?
— В прошлом году их обучали сотрудники лесоохраны — теория и немного практики тушения огня. И сейчас они прошли инструктаж, с ними полетел профессиональный инструктор Михаил.
Вторая команда набирается. С ними будет Ефим — хант по национальности, хорошо знающий лес. Он говорит, что это наша земля, наши леса, их надо спасать. Он человек, умеющий выживать в лесу.
Например, когда добровольцы спрашивают, а брать ли с собой средство от комаров, он говорит: «Однозначно не надо, зачем лишнее везти с собой. Действенно бороться с комарами можно природными средствами». Один из простейших способов — намочить хлопчатобумажную ткань и накрыть ею муравейник, потом протереть тканью кожу, и два часа ни одного комара не будет.
Волонтеров забрала авиация Utair. Фото: Гуманитарный добровольческий корпус
— Какой отбор проходят добровольцы?
— Берем людей от 18 до 55 лет. Нужны мужчины. Хотя, к сожалению, хочу отметить, что девушек намного больше отзывается. Женщины помогают в лагере — «таборе», как его называют лесные пожарные. Женщины готовят еду, могут эвакуировать лагерь, если пожар поменяет направление.
Желающие могут зарегистрироваться на сайте, потом пройти у нас личное собеседование, заполнить документы, пройти инструктаж. Дальше подписываем договор, где отмечено, что человек готов к добровольческой деятельности и понимает возможные риски.
— Страхуете волонтеров?
— Страхование добровольца, выезжающего на пожар, обязательно. Но человек должен быть сам готов к тем условиям, куда попадает. Запас воды может закончиться. Человек должен быть готов пить воду из болота, например. Мы им разъясняем все нюансы. Кто-то пугается, кто-то нет. Выезжают сильнейшие.
По данным на 27 июля, в Югре зарегистрировано 30 лесных пожаров на территории Березовского, Кондинского, Няксимвольского, Октябрьского, Самаровского, Советского и Урайского лесничеств. За последние сутки огонь вспыхнул еще на 19 территориях. Площадь лесных пожаров в округе, по данным департамента недропользования и природных ресурсов, составляет 10,3 га.https://neft.media/article/vyezzhajut-silnejshie-kto-i-pochemu-pomogaet-mchs-tushit-lesnye-pozhary-v-jugre