27.07.2020 Профессия пожарного всегда была сложной и опасной. Для того чтобы бороться с огнем и спасать жизни других людей, нужны храбрость, смелость и отвага.
В начале ХХ века в пожарные команды людей набирали в основном из отслуживших солдат: служба не сильно отличалось от воинской. Жили они в казармах при пожарной части, откуда без позволения брандмейстера – начальника пожарной команды, уходить не позволялось. Пожарный должен был быть на службе днем и ночью. Один раз в неделю брандмейстер отпускал его на 3 часа в баню, один раз в месяц мог дать увольнительную на сутки, если не было замечаний.
Пока с пожарной каланчи, которая была в каждом городе, дозорный не видел дыма, пожарные могли заниматься строевой и физической подготовкой. Лазали по лестницам на каланчу, спускались по веревкам и прыгали с высокого здания в страховочную сетку. При пожарных частях были и конюшни с лошадьми. Обязательной была отработка быстрого выезда на конке с водяной помпой на пожар. А еще были занятия по словесности, там изучали «Закон Божий», устав, знаки различия воинских чинов и даты тезоименитства царских особ.
Когда было все спокойно, брандмейстер мог отправить пожарных подметать городские улицы, перевозить трупы неизвестных в морг, ловить бродячих собак. В петербургском журнале «Пожарное дело» 1912 года указывалось, что пожарным приходилось снимать пьяного купца с коня триумфальной арки, ловить улетевшего попугая и снимать курицу с трамвайного провода.
Но, если случался пожар, пожарная часть в полном составе выезжала из депо на тушение огня. Впереди верхом на коне скакал брандмейстер. На специальной повозке «линейке», запряженной четверкой лошадей, под звон колокола, выезжал основной состав пожарных. Один из пожарных периодически сигнальной трубой подавал сигнал прохожим. За ними следовали две деревянные бочки с водой. Каждую тащила пара лошадей, управляемая кучером и подручным. Еще на одна повозка везла ручную трубу, затем шла повозка с баграми, лестницами и катушками с рукавами шлангов. Последней в обозе была карета скорой помощи. Такой кавалькаде дорогу уступали все.
Прибыв на пожар, под громогласные команды брандмейстера пожарные разворачивали технику и бросались к пылающему зданию. Работали пожарные баграми, топорами, заливали пламя водой из насосов. Для хорошего напора нужны были усилия десятка человек, в этом, как правило, помогали местные жители и погорельцы. В городах практически не было водопровода и воду всем миром таскали ведрами из колодцев или рек. Бороться с огнем приходилось до полной его ликвидации, и случаи гибели пожарных были нередки.
В 1920-х годах пожарная служба переживала не лучшие времена. После Гражданской войны не хватало лошадей, бездействовали водопроводы, большой недостаток был в людях. Пожарным приходилось не только тушить пожары, но и заготавливать сено для лошадей, ремонтировать технику, восстанавливать телефонную связь.
В 1925 году московский завод «Автопромторг» выпустил первый пожарный автомобиль. За месяц таких машин произвели лишь 10, но это уже было большим достижением. Постепенно в пожарные части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы и мотопомпы отечественного производства.
В 1926 году Народный комиссариат труда СССР присвоил профессии пожарного высшую категорию по степени вредности и опасности. Труд пожарных приравнивался к работе шахтеров, летчиков и моряков-подводников. Пожарные части были переведены на трехсменное дежурство, к тушению пожаров отдыхающие смены привлекали лишь в случаях крайней необходимости. Профессия пожарного стала престижной.
Во времена становления БССР для пожарной службы потребовались квалифицированные специалисты, способные грамотно организовать и проводить работу по предупреждению и тушению пожаров на объектах народного хозяйства, в городах и на селе. 30 октября 1929 года в Минске были открыты первые Всебелорусские четырехмесячные пожарные курсы, куда было набрано 40 человек из фабрично-заводских пожарных дружин.
Сегодня спасатель-пожарный – профессия универсальная. Такие люди должны уметь не только погасить возгорание, но и обладать навыками спасателя, медика, уметь обращаться с сложной техникой и инновационными технологиями. Но чтобы стать настоящим спасателем, нужно обладать решительностью, стойкостью, выносливостью и вниманием. Всеми теми качествами, которые были присущи огнеборцам столетие тому назад.https://1prof.by/news/obshhestvo-i-profsoyuzy/professii-izmenivshiesya-za-stoletie-spasatel-pozharnyj/