01.06.2020 В воскресенье, 31 мая, московские пожарные отметили профессиональный праздник – День пожарной охраны. За многолетнюю историю службы ее оснащение и технологии тушения пожаров неоднократно совершенствовались, и сегодня Пожарно-спасательный центр (ПСЦ) столицы и Московский авиационный центр (МАЦ) используют инновационное оборудование для ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе. Специалисты ПСЦ и МАЦ рассказали РИА Недвижимость, чем укомплектованы пожарные бригады и с какой техникой они работают.
Пожарная автоцистерна под названием "Дракон" – одна из самых необычных единиц автопарка ПСЦ. Ее используют для тушения пожаров на аэродромах, доставки личного состава и оборудования к месту происшествия, а также для освещения места пожара.
"На вооружении Пожарно-спасательного центра Москвы находится только современная пожарно-спасательная техника, в числе которой и уникальные образцы, не имеющие аналогов в России. С помощью такой техники московские пожарные могут решать самые сложные и непредвиденные задачи в условиях мегаполиса", – говорит начальник ПСЦ Иван Подоприхин.
"Дракона", в частности, привлекают к тушению сложных пожаров. Например, в случае аварийной посадки самолета и возникновения возгорания на борту телескопическая стрела автоцистерны может проткнуть корпус воздушного судна и потушить огонь.
Телескопический подъемник "Спайдер" (англ. "паук" – прим.) используют для проведения спасательных работ на высоте до 28 метров, то есть около 10 этажей. Подъемником, в частности, можно управлять дистанционно с помощью пульта, что дает пожарным возможность направлять машину в помещения с очень высокой температурой. Используя оросительную систему защиты, "Спайдер" понижает температуру в помещении и закрепляется на месте, позволяя приступить к тушению возгорания. По данным ПСЦ, телескопический подъемник очень удобен для работы в районах с плотной застройкой, так как машина способна пробраться в труднодоступные для более крупной техники места.
Люлька "Спайдера" может выдержать вес до 300 килограмм, а расход его воды составляет около 800 литров в минуту. Кроме того, благодаря специальной коленчатой системе подъемника, спасатели и пожарные могут доставать пострадавших из провалов грунта и спасать провалившихся под лед людей в районах московских набережных.
Еще один телескопический подъемник "Скайлифт" незаменим при эвакуации людей с высотных зданий и подче огнетушащих веществ на высоту до 100 метров. Эта техника круглосуточно находится на боевом дежурстве и при необходимости выезжает на тушение пожаров.
Спасательные работы проводятся с использованием люльки грузоподъемностью 400 килограммов. За один спуск можно эвакуировать 2-3 человека.
В ПСЦ работает специальное подразделение быстрого реагирования на мотоциклах, которое оперативно выезжает на чрезвычайные ситуации и социальные вызовы в городе.
"Железные кони" спасателей мало похожи на привычные для горожан модели. Они оснащены средствами для тушения пожаров, такими как огнетушитель, ранцевая установка пожаротушения "Игла", каска пожарного, маска и баллон со сжатым воздухом. В укладке предусмотрено оборудование для проведения аварийно-спасательных работ: оградительные конусы, стеклобой и резак для ремней безопасности, комби-резак, пила для лобового стекла, кусачки, кувалда с короткой рукояткой, чехлы на острые кромки, конец Александрова, накладка на подушку безопасности. Кроме того, каждый спасатель на мотоцикле имеет при себе оборудование для оказания первой помощи: противоожоговую аптечку, медицинские транспортные шины.
Круглогодичное дежурство на акватории Москвы-реки несет уникальный речной корабль "Полковник Чернышев". Это судно ледового класса имеет усиленный корпус, в экипаж входят 5 спасателей и 3 судовых специалиста ПСЦ.
При тушении пожара корабль используется как самостоятельная единица боевой техники. С корабля осуществляется тушение пожаров на воде и береговой линии. Кроме того, корабль способен снабжать пожарные расчеты водой во время их работы на берегу. При необходимости "Полковник Чернышев" может обеспечить водой 32 пожарных автомобиля. Корабль также способен работать в качестве электростанции и снабжать электроэнергией детские сады, школы и больницы, расположенные вблизи береговой линии.
Гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ) предназначен для выполнения комплекса работ, связанных с подъемом и перемещением элементов завала, разборкой или разрушением строительных конструкций, расширением проемов в завалах с целью высвобождения людей, защемленных в результате аварий, пожаров и стихийных бедствий, в ДТП и других ЧС. Благодаря универсальности в применении, ГАСИ могут использоваться для резки арматуры, вскрытия металлических дверей и ряда других подобных работ.
Чтобы спасатели могли дышать в местах задымления, они используют дыхательный аппарат ДПА-300. Баллон емкостью 6,8 литра содержит сжатый воздух. Его запаса хватает до 40 минут автономного дыхания.
Несущая система аппарата изготовлена из легкого и высокопрочного углеродного композита, что делает ДПА-300 стойким не только к ударам, но и к высоким температурам и химикатам. Благодаря оптимальному распределению веса на плечах и поясе снижается нагрузка на спину. Кстати, вес снаряженной системы – около 12 килограммов. Для безопасной работы в замкнутых пространствах шланги ДПА-300 встроены в несущую раму. Это сделано для того, чтобы пожарный не зацепился ими об окружающие предметы.
"Инструмент и средства защиты пожарного у нас на высшем уровне. Для работников ГКУ "ПСЦ" мы выбираем самые надежные образцы, которые соответствуют всем необходимым требованиям", – отмечает начальник ПСЦ.
Для эффективного тушения горюче-смазочных материалов, пластмасс или действующего электрооборудования пожарные используют устройства подачи пены под названием "Пурга". Пена перекрывает доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет. При ликвидации возгорания с использованием специальной пожарной техники пену получают на месте происшествия путем смешивания воды и пенообразователя.
Если необходимо подать пену к очагу возгорания при помощи ручного ствола, пожарные применяют установку комбинированного тушения пожаров "Пурга-2". Она предназначена для получения воздушно-механической пены и обладает повышенной дальностью подачи – до 15 метров.
По словам директора Московского авиационного центра Кирилла Святенко, в настоящий момент авиапарк центра эксплуатирует четыре пожарных вертолета: три Ка-32 и один Ми-26, причем последний считается самым грузоподъемным серийным вертолетом в мире и не имеет равных по технико-экономическим показателям.
Максимальная высота полета – 6,5 тысяч метров, дальность – 800 километров, судно способно продержаться в воздухе до 6,5 часов и принять на борт свыше 60 пассажиров. В зависимости от решаемых задач на вертолет могут установить внешнюю подвеску для транспортировки грузов, водосливное устройство емкостью до 15 тонн, а большой объем грузовой кабины позволяет перевозить крупногабаритные грузы до 20 тонн
Многоцелевой вертолет модификации Кa-32А – признанный лидер в своем классе. Вертолет предназначен для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, транспортировки груза внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, трелевки леса, эвакуации больных и пострадавших, сложнейших мероприятий по пожаротушению, а также патрулирования и поддержки специальных операций. При необходимости на этот вертолет тоже можно установить внешнюю подвеску для транспортировки грузов и водосливное устройство емкостью до 5 тонн, а также уникальную систему вертикального, горизонтального и бокового пожаротушения для ликвидации возгораний в плотной городской застройке на любой высоте https://realty.ria.ru/20200601/1572270735.html