11.12.2019 На белорусской железной дороге имеется 18 пожарных аварийно-спасательных поездов. Один из них базируется в нашем городе – на станции «Барановичи-Центральные». Что такое пожарный поезд, как он устроен и когда его привлекают к тушению пожаров, узнала Intex-press.
Способен тушить пожары на расстоянии полутора километров и может осветить целый стадион. Как работает пожарный поезд в Барановичах
Коллектив пожарного аварийно-спасательного поезда на ст. Барановичи (слева направо): спасатели пожарные Сергей Пужыревич и Сергей Галань, начальники караулов Александр Хомич и Юрий Бурак, инспектор по пожарной профилактике Василий Щурко, начальник ПАСП Владимир Устьян. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Пожарный аварийно-спасательный поезд (ПАСП) – структурное подразделение УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги». Он предназначен для тушения пожаров и ликвидации ЧС с опасными грузами на объектах железной дороги и подвижном составе (поездах).
Привлечь ПАСП могут и для тушения пожара на производственных объектах города и района, где имеются подъездные пути. Кроме того, помощь ПАСП может понадобиться и в случае масштабных лесных и торфяных пожаров.
Район выезда ПАСП на ст. Барановичи составляет 428 км .
«Спасаем самих спасателей»
В штате пожарного поезда 24 человека, которые по специфике своей деятельности разделены на три службы: тушение пожаров и ликвидация ЧС, профилактика, надзор за пожарной безопасностью и газодымозащитная служба (ГДЗС).
Специалисты газодымозащитной службы занимаются проверкой, ремонтом аппаратов на сжатом воздухе, находящихся на вооружении всех пожарных поездов БелЖД. Кстати, наша газодымозащитная база, по словам Владимира Устьяна, начальника ПАСП на ст. Барановичи, – лучшая по оснащенности в республике. Оборудования такого уровня в республике больше нет.
Пожарный поезд, Барановичи
Мастера ГДЗС Геннадий Жанкевич (слева) и Павел Лицкевич у стенда гидравлического испытания. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
– Как правило, любой инцидент – это ядовитые пары. И без данного оборудования никуда. И если пожарные спасают пострадавших, то мы спасаем самих спасателей, – говорит мастер ГДЗС Геннадий Жанкевич.
Пожарный поезд, Барановичи
Специалисты ГДЗС испытывают также и дыхательные аппараты, в которых работают спасатели. Для этого используется специальное оборудование, которое имитирует вдох и выдох человека. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Будни спасателей
В отличие от МЧС пожарный поезд не военизированная структура. Все его сотрудники – «гражданские». Тем не менее все спасатели имеют профильное образование.
Боеготовность ПАСП поддерживается постоянно. Ежесуточно на поезде дежурят четыре человека. В смену заступают 3 спасателя-пожарных и начальник караула.
РЕКЛАМА
Пожарный поезд, Барановичи
Начальник караула ПАСП — Юрий Бурак. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Смена длится 24 часа: с 8.00 до 8.00 следующего дня.
Ежедневно начальник поезда или начальник караула проводят теоретические и практические занятия по отработке нормативов по боевому развертыванию, поэтому профессиональные навыки у спасателей отработаны до автоматизма.
Кроме того, подразделение регулярно принимает участие в совместных учениях с Барановичским ГРОЧС.
Помимо непосредственного несения службы на поезде, спасатели вместе с приемщиками проверяют и принимают опасные грузы.
– Пожары у нас случаются редко, – рассказывает начальник ПАСП Владимир Устьян. – Как правило, большинство ЧС происходит с опасными грузами: кислотой, дизтопливом, газом и др.
Как устроен пожарный поезд
Пожарный поезд абсолютно автономен: оснащен средствами связи, источниками электроэнергии, в нем имеются телефонная связь, водопровод и душевая кабина. Есть купе для приема пищи с микроволновой печью и купе для отдыха.
Пожарный поезд, Барановичи
С помощью телефона спасатели поддерживают связь со станцией. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Пожарный поезд, Барановичи
Купе для приема пищи. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Пожарный поезд, Барановичи
Боевая одежда спасателей хранится в одном из купе. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Поезд состоит из 6 единиц подвижного состава: цистерн для хранения воды, вагон-насосных станций для тушения пожара, ликвидации аварий с опасными грузами, вагона для хранения нейтрализующих веществ и специальной цистерны для перекачки агрессивных жидкостей.
В двух цистернах-водохранилищах находится 100 тонн воды, по 50 тонн в каждой. Запас рукавов для ее подачи, кстати, также внушительный – около 1,5 км.
Для тушения возгорания нефтепродуктов используется пенообразователь. Он хранится в поезде в специальных контейнерах.
Вагон для ликвидации аварий с опасными грузами оснащен насосами для перекачки агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.
– Для устранения течи опасных грузов из поврежденных цистерн используются специальные пластыри, которые накладываются на место течи, – рассказывает начальник караула Юрий Бурак. – Если устранить течь невозможно, опасный груз приходится перекачивать. Для этого в поезде приспособлена специальная цистерна.
Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Пожарная мотопомпа, которая предназначена для подачи огнетушащих средств к месту пожара и ликвидации ЧС. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
В одном из вагонов хранятся нейтрализаторы – вещества, которые применяются для дезинфекции зараженной местности после утечки агрессивных жидкостей.
Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Аппараты на сжатом воздухе, предназначенные для защиты органов дыхания работников ПАСП. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Для работы спасателей в агрессивной среде ПАСП оснащен костюмами химической защиты, а для защиты от высоких температур имеются теплоотражательные костюмы.
Пожарный поезд, Барановичи
Защитные костюмы спасателей. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
Особая «фишка» пожарного поезда – это 7-метровая выдвигающаяся световая башня. Она предназначена для работы в ночное время и настолько мощная, что способна осветить футбольное поле.
Пожарный поезд,Барановичи
Световая башня в походном состоянии. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ
СПРАВКА
В 2016 и 2018 году ПАСП на ст. Барановичи занимал 2-е места в республиканском смотре-конкурсе профессионального мастерства на лучший пожарный поезд Белорусской железной дороги. https://www.intex-press.by/2019/12/11/sposoben-tushit-pozhary-na-rasstoyanii-polutora-kilometrov-i-mozhet-osvetit-tselyj-stadion-kak-rabotaet-pozharnyj-poezd-v-baranovichah/