28.11.2019 Прокуратура Иркутской области требует исключить из "зоны контроля лесных пожаров" (в которой, согласно действующим Правилам тушения лесных пожаров, эти самые пожары можно не тушить) участки эксплуатационных и защитных лесов. Насколько можно понять из сообщения, речь пока идет не о всех таких участках, но если прецедент будет создан, то дальше дело может пойти легче, и не только в Иркутской области.
Исключать такие леса из "зон контроля" необходимо - если уж государство считает, что конкретный лес представляет собой экономически значимый ресурс, и собирается предоставлять его в аренду для заготовки древесины, то оно не должно отказываться от его охраны от огня. В недоступных для пользования лесах тоже далеко не везде можно отказываться от тушения. Правда, при нынешнем уровне финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий (и при том, который запланирован федеральным бюджетом на следующий год), обеспечить своевременное тушение всех лесных пожаров все равно невозможно. Так что сокращение "зон контроля" до разумных пределов - это скорее работа на будущее, а в следующем году крупной лесопожарной катастрофы избежать уже вряд ли получится. Закон о федеральном бюджете на следующий год уже принят Думой и одобрен Советом Федерации, и в ближайшие дни явно будет подписан Президентом. После этого о провале подготовки к следующему пожароопасному сезону можно будет говорить как об уже свершившемся факте.
Ниже приводится сообщение с сайта Прокуратуры Иркутской области (ссылка).
По требованию прокуратуры области региональным министерством лесного комплекса ведется работа по исключению необоснованно включенных лесных участков из зоны контроля
27 ноября 2019 г.
Прокуратурой Иркутской области в ходе надзорной деятельности в региональном министерстве лесного комплекса и его подведомственных учреждений, выявлены нарушения требований федерального законодательства, при исполнении переданных Российской Федерацией полномочий по охране и защите лесов от пожаров.
Установлено, что министерством лесного комплекса области необоснованно отнесены к зоне контроля ряд лесных участков, где на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности области, при соблюдении ряда условий, возможно прекращение (приостановка) работ по тушению.
В зону контроля включено более 120 кварталов лесных участков, отнесенных к категории защитных лесов, имеющих особо ценное значение и подлежащих особой охране, лесных участков предоставленных на праве аренды юридическим лицам в целях заготовки древесины, в том числе расположенных вблизи населенных пунктов, дорог регионального и федерального значения.
По требованию прокуратуры области региональным министерством лесного комплекса ведется работа по исключению из указанной зоны необоснованно включенных лесных участков.
Данный процесс находится на контроле прокуратуры до полного устранения нарушений.
В настоящее время зона контроля установлена в границах 15 лесничеств, на площади более 32 млн. га., из них более 1 млн. га в текущем пожароопасном периоде подверглось огню, что повлекло губительные и непоправимые последствия для экологии региона.
Предложения Гринпис по изменению зон контроля лесных пожаров и изменению финансирования соответствующих лесных полномочий http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=23994