14.05.2019 Тема пожаров в Иркутской области активно обсуждается в социальных сетях. Если почитать, что пишут на эту тему, становится страшно. «Это война!» — кричат пользователи. Но что происходит на самом деле? Федеральное агентство новостей разбиралось в происходящем.
Для начала ФАН дозвонилось до пресс-службы главного управления МЧС по Иркутской области, а затем поговорило с местным жителем, после чего попробовало отследить, кто же паникует в Интернете.
МЧС vs соцсети
«Да, мы столкнулись с паникой в соцсетях, которая выращена просто на ровном месте! Видя дым, они думали, что горит все вокруг. Леса горели, но ни один населенный пункт у нас не пострадал от лесного пожара!» — рассказала представитель пресс-службы регионального МЧС Людмила Солдатова, после чего передала трубку начальнику пресс-службы главного управления МЧС по Иркутской области Андрею Шутову.
По его словам, действительно, в социальных сетях в ночь с 8 на 9 мая 2019 года начали появляться видео и фотографии с пожаров, которые происходили на значительном расстоянии от населенных пунктов.
«Если точнее — видео с огнем непосредственно у дороги было снято 7 мая, вдоль федеральной трассы на отрезке от Иркутска до Ангарска», — добавил он.
По словам Шутова, 8 мая примерно в 22-23 часа на Иркутск опустился смог от лесного пожара, который действовал в 40 км от города. Смог в Иркутске стоял примерно до трех часов ночи, после чего весь дым рассеялся, и на данный момент над городом не наблюдается никакого задымления.
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
© vk.com / ГУ МЧС России по Иркутской области
Собеседник ФАН подчеркнул, что с обстоятельствами распространения паники в Интернете предстоит разобраться правоохранительным органам.
«В социальных сетях начали появляться фотографии с пожаров вдоль федеральной трассы с заявлениями, что весь город в огне, все горит. Правительство Иркутской области уже дало поручение провести проверку по этому факту», — отметил он.
В Иркутске — снег
«Вблизи населенных пунктов ни одного лесного пожара сейчас нет! На улице идет снег с дождем. У нас лежит снег! Лесные пожары со снегом обычно не сочетаются, — рассказал Шутов. — Однако вот этот, скажем так, шлейф от лесных пожаров до сих пор у нас будируется в социальных сетях. Все еще появляется информация о сгоревших поселках в Иркутске, о людях, которые требуют помощи, о том, что проводится повсеместная эвакуация — чуть ли не больших городов, таких как Ангарск, Усолье и т. д.»
По его словам, эвакуация трех населенных пунктов на непродолжительное время в регионе действительно проводилась.
«8 мая на территории Иркутской области сложились неблагоприятные погодные явления в виде сильного ветра, — напомнил Шутов. — Температура воздуха составляла около 20 градусов тепла при сильном ветре, порывы которого составляли 20–25 метров в секунду. В этот момент лесные пожары вплотную подходили к населенным пунктам и, естественно, приносили дым, гарь.
Главы администраций в связи с этим принимали решение эвакуировать жителей. Эвакуация была проведена в трех населенных пунктах области. Однако на следующий день, после того, как пожар был ликвидирован, все люди вернулись в свои целые дома. Ни один забор, ни один столб из-за этих пожаров не пострадал!»
Андрей Шутов обратил внимание на то, что в самих населенных пунктах региона в эти дни действительно были пожары, как и в любом другом регионе по всему миру.
«Но речь не идет о находящемся рядом лесе, — объяснил он. — Например, у нас есть поселок, от которого до ближайшего дерева ехать километров десять. Но пошли слухи, что возгорание произошло от лесного пожара, хотя на самом деле причиной того, что там сгорел сарай, стало несоблюдение правил пожарной безопасности при эксплуатации электропроводки. Но в итоге начали писать, что чуть не сгорели все населенные пункты региона!»
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
© vk.com / ГУ МЧС России по Иркутской области
Сейчас задымления ни в одном населенном пункте не наблюдается.
«Лесные пожары действуют на значительном расстоянии от городов и поселков, в которых дежурят все виды пожарной охраны, включая добровольные пожарные формирования, — сообщил Шутов. — Ключевой момент, что погибших и пострадавших, а также сгоревших домов от лесных пожаров нет! Эти фразы должны стать ключевыми при освещении ситуации.
В социальных сетях поднимали панику. Не знаю, кем это было преднамеренно или непреднамеренно сделано, но, думаю, правоохранительные органы в этом разберутся. А люди, которые распространяют в социальных сетях фотографии с комментариями о том, как все ужасно, я думаю, должны понести определенную ответственность. Если не в уголовном порядке, то хотя бы среди населения они должны получить оценку и подвергнуться общественному порицанию».
Мошенники пытаются заработать на слухах
Другой серьезной проблемой, отметил Шутов, стали мошенники, наживающиеся на слухах о последствиях пожаров.
«У нас появились «сборщики» денег. Они утверждают, что в Иркутской области проводится сбор средств погорельцам, потерявшим дома в результате лесных пожаров, что оказывается помощь и нужны деньги для лечения пострадавших животных. То есть на этом фоне сейчас пытаются заработать мошенники, которым сохранение накала ситуации также выгодно», — констатировал глава пресс-службы регионального МЧС.
ФАН пообщалось с местным жителем — общественным деятелем, главой Иркутского отделения Евразийского союза молодежи Михаилом Учителем.
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
© vk.com / Михаил Учитель
«В ночь на 9 мая по городу летал пепел, — вспоминает он. — Было нечем дышать, шел дождь. Сейчас ситуация другая — в городе все нормально. С 7 мая горел Тайшетский район. Это далеко. 8 мая был введен режим ЧС в Иркутском и Баяндаевском районах. К вечеру, около 20.00, ветер принес дым в город с Александровского тракта. Там очень тяжелая ситуация была. Движение перекрыли. Сильно пахло всего одну ночь».
По его информации, сейчас горит примерно 30 гектаров.
«Это уже немного, — отмечает собеседник ФАН, уточняя, что задействованы 60 человек МЧС плюс волонтеры. — Изначально в кризисный момент было задействовано более 200 пожарных».
Кто поднимает панику?
ФАН проследило, кто же нагнетает панические настроения в Сети. Часть аккаунтов, как это в последнее время нередко бывает, с закрытыми лентами и нейтральной заставкой и фото профиля. Сейчас такое довольно распространено. С таким аккаунтом можно распространять что угодно — хоть товары, хоть протестные настроения. Он не обязывает выдерживать позицию. Боты «под задачу», четко политически ориентированные, похоже, это уже «прошлый век», ибо слишком уж хлопотно, хотя и они пока используются.
Безусловно, некоторые люди действительно в силу жизненных обстоятельств закрывают профили, делая их «только для друзей», но поражает, что довольно много таких пользователей занимаются распространением откровенных фейков, вбросов, передергиваний. Первые же несколько пользователей, распространявших панические сообщения о пожарах под Иркутском, профили которых открыл собкор ФАН, оказались именно такими ботами. То есть ничего личного, просто деньги. Завтра подвернется подработка от Навального или распространителей БАДов — будут, как говорится, «разгонять» то, за что заплатят.
Кстати о БАДах. Один из пользователей в Facebook, также якобы обеспокоившийся судьбой жителей Иркутской области и Забайкалья, некто Игорь Кереченко поначалу показался корреспонденту ФАН живым, нормальным человеком с постами на самые разные темы. Но, отлистав немного вниз, мы наткнулись на… рекламу БАДа и квартир в жилом комплексе с видом на реку — где-то между обвинениями в адрес пилотов потерпевшего крушение самолета Superjet и воплями про объятое пламенем Забайкалье, которое явно в сознании блогера перепутано с Иркутском. При этом бросается в глаза, что провокаторами используются одни и те же фото пожаров, о каком бы регионе речь ни шла. Забайкалье, Иркутск — в общем-то, граждане явно не гонятся за правдой, ведь фейки по Сети гонять выгоднее. У того же Кереченко находим «пожарный» перепост некоего Золотова, якобы живущего в Сочи. Ожидаемо, «товарищ» пишет, что он «не уважает власть», просит прямо у себя на заставке прощения у Украины и утверждает, что «церковь против людей».
В общем-то, можно бесконечно долго смотреть не только на воду, огонь и работающих людей, но и на то, как старательно «отрабатывают тему» эти несколько типов аккаунтов — с закрытыми профилями, лениво имитирующие живых людей и проукраинские активисты.
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
В МЧС Иркутской области прокомментировали панику в Интернете
© facebook / Prt Scr
Мы уже довольно давно вошли в эпоху сетевых или, как еще иногда говорят, «гибридных» войн, в которых «разгон» паники по сетям — одна из технологий. Старых, изъезженных, но по-прежнему работающих. Как до сих пор работают технологии Майдана, несмотря на все страшные примеры последних десятилетий. Сценаристы всегда играют на болезненных темах, и, видимо, именно это отключает критическое мышление тех, кто поддается на подобные манипуляции. Противостоять этим технологиям сложно, но можно. Это не только проведение наступательных сетевых операций. В случае с разного рода инцидентами крайне важен доступ людей к информации о происходящем. Ведь именно недостаток информации порождает слухи и домыслы, то есть ту «мутную воду», в которой и действуют, причем очень слаженно и эффективно, господа-«партнеры».
https://riafan.ru/1178442-v-mchs-irkutskoi-oblasti-otreagirovali-na-paniku-v-internete-iz-za-lesnykh-pozharov