03.04.2019 Продолжение репортажа из пожарной части № 72, где корреспондент Tverigrad.ru нёс суточное дежурство с четвёртым караулом.
В первой части репортажа корреспондент Tverigrad.ru рассказал о том, чем занимаются пожарные, когда нет вызовов. Они вовсе не гоняют чаи или играют в карты. Огнеборцы постоянно оттачивают свои навыки: отрабатывают нормативы и алгоритм действий в боевой ситуации, конспектируют лекции… Коллектив должен сложиться, спеться, сработаться, сплотиться.
Итак, вторая часть. Для всей бригады чрезвычайно важна работа водителя пожарной машины. От него зависит многое: быстрый приезд к месту происшествия, активация оборудования и так далее. Водители помогают пожарным развернуть рукава и приступить к борьбе с огнём. Между тем, по закону, они почему-то не являются участниками тушения пожара. А значит лишены льготы на установление досрочной пенсии. Справедливо ли?
В распоряжении караула находятся три единицы спецтехники – автоцистерна, автонасос и автолестница. В гараже также стоит запасной КамАЗ. Пожарные машины на профессиональном сленге называют «ходами». Водитель автолестницы – Игорь Цветков. «Юрич так давно работает пожарным, что способен учуять дым издалека и определить, с какой стороны горит», – шутят его товарищи.
– Пожарным расчётам очень сложно пробираться по дачным кооперативам и садовым товариществам. Там не соблюдается ширина проезда для спецтранспорта, – рассказывает водитель Алексей Романов. – Однажды в поисках другого подъездного я утонул в грязи: машина просто села на «брюхо». Вытаскивали с четырех вечера до двух часов ночи. Но бывало, что приходилось курочить КамАЗом заборы, пробираясь к очагу горения. Люди жалуются. А что делать?! Они не понимают, что у нас задача прибыть к месту, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии.
По словам Алексея, городские пробки пожарной машине не помеха. Проблесковые маячки, звуковые сигналы и красный цвет опасности делают своё дело.
– От гаража до Горбатого моста в час пик я доезжаю за шесть минут. Действуем на свой страх и риск, часто приходится нарушать правила дорожного движения, ответственность за ДТП в этом случае будет нести водитель пожарной машины, – продолжает водитель. – На пожарные машины также приходят квитанции об оплате штрафов: за превышение скорости, проезд на красный и так далее. Это касается и «неотложек». Чтобы их не платить, мы вынуждены писать объяснительные, обосновывать причины нарушений.
Может показаться, что пожарными работают только мужчины. Но это далеко не так. Стройную миниатюрную и улыбчивую блондинку в погонах зовут Елена Насырова. Она работает диспетчером.
– 13 лет я работала в Старицком пожарно-спасательном гарнизоне МЧС, а год назад перебралась в Тверь и устроилась сюда, – рассказывает Елена. – Эти ребята для меня стали родными. Я очень переживаю, когда они выезжают на пожары. Большая радость, когда я вижу, как они все возвращаются с выезда живыми и здоровыми.
Вызов о пожаре принимает Центр управления в кризисных ситуациях, который расположен на улице Дарвина. ЦУКС затем переадресует его диспетчеру ближайшей от места возгорания пожарной части. Сообщается характер и точное место происшествия, а также какое количество отделений необходимо для тушения. Эти сведения оперативно передаются пожарным по громкоговорителю.
Терпящих бедствие в чрезвычайных ситуациях в роли диспетчера МЧС спасает инвалид-колясочник Елена Чибисова. Она оказалась в части благодаря государственной программе по формированию доступной среды.
– Я долгое время искала работу, но найти не могла. Сами понимаете, человеку с инвалидностью устроиться куда-то практически нереально. В конце октября 2011 года мне позвонили и предложили должность диспетчера в этой пожарной части. Я, естественно, согласилась, – делится Елена. – Потребовалось время, чтобы коллектив привык. Сначала ко мне здесь относились с настороженностью – человек в инвалидной коляске в МЧС. Потом во всём стали предлагать помощь. Мне было неловко: говорила, что справлюсь сама. Сейчас во мне коллеги видят абсолютно такого же человека, как и все. Молодцы ребята. Мне очень нравится работа.
Елена говорит, что помимо этого, неся службу в дежурной смене, она стала чувствовать свою значимость и важность. Раз женщина может помочь людям, значит она делает нечто ценное и важное, и в её жизни есть смысл.
– Рабочий день у меня с 9 утра до 15:00. До части из дома и обратно меня подвозят на специальной машине. Пожарную часть оборудовали специально для меня: пандусы, поручни, – скромно улыбается Елена…
Как я уже говорил в первой части этого репортажа, мой дежурный день всё же не прошёл без вызова. Оповещение по громкоговорителю: «К 16:40 прибыть на аэродром Змеёво». Вторым «ходом» с Алексеем Овчинниковым за рулем, прапорщиком Лаврухиным и Сергеем Барановым я отправился на место.
Из Змеёво в Нелидово совершал экстренный вылет вертолёт Ми-8 санавиации МЧС с бригадой медиков на борту. Вечером пациента доставили в Областную клиническую больницу. По прибытии на аэродром вертолёт сразу же встаёт на заправку. Пожарные должны следить за процессом на случай воспламенения топлива.
– Вертолёт тратит 12 литров топлива в минуту. За это время он пролетает 3-4 километра. Одного бака хватает, чтобы долететь до Нелидово и вернуться обратно. А в целом эксплуатация Ми-8 обходится примерно в 150 тысяч в час. Чтобы долететь до Нелидово, ему требуется 1 час 15 минут. Вот и считай, – ответил на мой, пожалуй, интересующий каждого вопрос сотрудник аэропорта.
Всего на аэродроме находится с десяток вертолётов. Все они служат для выполнения различных видов воздушных работ. Фотографировать на территории аэропорта запрещено, поскольку большинство вертолётов принадлежит частным компаниям. Я узнал, что аренда винтокрылой машины для поиска пропавшего стоит около 70 тысяч рублей в час. Лёгкий туристический вертолёт может поднять в воздух не более 100 килограммов. А огромных размеров грузовой вертолёт способен перевезти даже КамАЗ. Интересно, что он не может сесть на землю, если на борту нет груза.
Мягкий вечер, с неба крупными хлопьями повалил снег.
– Вообще, я люблю снег. Вот бы он никогда не заканчивался, – говорит прапорщик Лаврухин. – Тогда не будет торфяных пожаров.
Наш отряд прибыл в часть ночью. Остальные не садились ужинать, пока караул не соберётся в полном составе. Среди близких друзей принято пить из одной чашки, есть из одной тарелки. Я был удостоен чести сесть за общий стол. Пожарные приносят еду с собой. Кому-то жена сварила вкусный борщ, кому-то обжарила окорочка с макаронами. Здесь всегда делятся и угощают друг друга.
Спят пожарные всегда в одежде, на одевание уйдёт драгоценное время. По уставу, можно лишь скинуть обувь. Койки жёсткие, под головами – бушлаты. Но для меня нашлась подушка. Сон пожарного – в полглаза. Ведь в любой момент он может прерваться, и придётся отправляться на вызов.
Не нужно забывать, что пожарные не только тушат пожары. Они достают пострадавших в ДТП из искореженных автомобилей, гидравлический инструмент и всё нужное оборудование у них имеется в машине. Нередко приходится спасать провалившихся под лёд и многое другое. За весь прошлый год в Калининском районе произошло около 400 пожаров, а выездов у пожарной части № 72 было около полутора тысяч.
Пожарные поделились со мной своими профессиональными суевериями. Они, например, стараются не мыть обувь и колёса автомобиля сразу после возвращения с вызова. Помыл – 100% поедешь ещё раз.
Четвёртый караул – герои, которых мы фактически не замечаем в повседневной жизни. Хочется сказать им спасибо за то, что они просто делают своё дело. Берегите себя, парни!https://tverigrad.ru/publication/geroi-ognya-chast-2-chem-uzhinayut-i-pochemu-lyubyat-sneg-pozharnye-v-tveri