17.12.2018
12 декабря в рамках выставки «БИОТ-2018» прошел круглый стол «Контрафакт на рынке СИЗ: инструменты защиты производителя и потребителя». Представители профильных ассоциаций, производственных компаний, разработчики и производители средств индивидуальной защиты обсудили вопросы государственного регулирования, поделились опытом и инструментами борьбы с контрафактными СИЗ.
Контрафакт в России является актуальной проблемой, затрагивая интересы как бизнеса, так и общества в целом. Но проблема контрафакта в сфере средств индивидуальной защиты приобретает еще более серьезный характер, т.к. представляет угрозу для здоровья и жизни миллионов людей, которые трудятся на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами.
По оценкам экспертов, доля контрафактной продукции на российском рынке СИЗ доходит до 35%. Основные точки ее распространения в России расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Самаре. По данным Минпромторга, объем контрафактной продукции, поступающей в Россию, составляет 1,4 трлн руб. Эти фальсифицированные средства защиты не соответствуют установленным техническим требованиям и не выполняют свои функции. Используя такие СИЗ, работники получают профессиональные заболевания или серьезные травмы вплоть до летального исхода, растет финансовая нагрузка на предприятия в связи с больничными, страховыми выплатами и штрафами, падает эффективность производства предприятий.
«От наличия контрафакта в компании напрямую зависит, насколько бизнес будет операционно эффективен, а значит и инвестиционно привлекателен», - заметил Алим Бишенов, управляющий партнер, адвокат BMS Law Firm. «Коммерческий подкуп, мошенничество и растраты заинтересованных лиц – результаты внутренних расследований выявления контрафактных СИЗ, с которыми мы встречаемся каждый день». Инструментами в борьбе с контрафактом эксперт назвал комплаенс, форензик и корпоративную разведку: «если работник нашел на складе контрафактом, скорее всего это следствие более глобальных коррупционных проблем в компании. Для борьбы с этой проблемой формируется поисковой периметр вероятно причастных к инцидентам корпоративной коррупции и списка лиц в нем. Специализированные и настроенные с учетом потребностей клиента аналитические тесты Forensic Data Analytics помогают сузить «периметр» для проведения более детальной проверки. А инструменты компьютерной криминалистики позволяют провести анализ интегрированности и прав доступа к различным базам данных сотрудников различных отделов компании. Совокупность данных инструментов позволит компании снизить риски поступления контрафактной партии на производства».
Ответственность за использование контрафактной продукции лежит на каждом участнике рынка. Работодатели должны понимать риски и последствия приобретения неоригинальных продуктов, а производители - иметь возможность защищать свои бренды и деловую репутацию.
Леонид Жукотский, директор департамента «Бизнес и графика» компании 3М, отметил, что «в первую очередь задача производителя — создать качественный продукт, соответствующий заявленным техническим качествам и требованиям, а также защитить свой продукт, используя уникальные материалы, форму, маркировку. Так, например, компания 3М создала специальную защитную кодировку для подтверждения подлинности продуктов - 3M Safe Guard™. Это техническое решение будет запущено в ближайшее время и охватит целый ряд продуктов. Его применение поможет определить и выявить контрафакт на стадии приемки».
Одна из причин популярности контрафактных СИЗ – финансовый аспект. Чаще всего фальсифицированные СИЗ по цене на 25-40% ниже сертифицированных. Низкая цена является решающим фактором, определяющим участие и победу в тендерах на закупку продукции. Поэтому процесс закупок по мнению экспертов должен быть стандартизирован. Необходимо анализировать рынок средств защиты, чтобы понимать рыночную стоимость товара. Службы предприятия при закупках должно насторожить излишне низкая по рынку стоимость СИЗ. Так, если на тендерной процедуре наблюдается падение стоимости конечного товара более чем на 25%, необходимо понимать, что заявленный товар не будет соответствовать требуемым характеристикам.
«Предприятия могут, используя типовые нормы, создать свой локальный нормативный акт и прописать необходимые технические характеристики для каждого из средств индивидуальной защиты и на основании этого проанализировать рынок, сформировать необходимый бюджет, посчитав сумму на одного человека, и сделать ее защищенной строкой бюджета в компании. Необходимо сформировать эти требования на первом этапе, нужно создать рабочую группу, пригласить представителей служб экономической безопасности, закупки, задействовать другие смежные службы», - заявил Антон Швед, генеральный директор ООО «Центр изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда».
Система контроля качества СИЗ в ПАО «Газпром» была создана более 20 лет назад. Показателем эффективности ее работы служит почти полное отсутствие за это время несчастных случаев, связанных с применением некачественных средств защиты. Только установив внутренние стандарты на СИЗ, которые отражали бы объективные требования, соответствующие условиям труда в компании и контролируя их неукоснительное соблюдение, возможно не допустить использования контрафактных и некачественных средств защиты. Одним из элементов системы контроля качества СИЗ являются посещения экспертами ПАО «Газпром» производственных площадок компаний, позиционирующих себя как изготовители и детальный анализ состояния производства СИЗ или материалов. Также, мы уделяем большое внимание обучению сотрудников, которые осуществляют входной контроль СИЗ. Их компетентность и умение отличить качественный продукт от контрафакта играют важную роль в отсечении ненадлежащей продукции и являются ещё одним ключевым элементом в общей системе качества СИЗ ПАО «Газпром» - поделилась Татьяна Сорокина, заместитель начальника отдела производственного аудита ООО «Газпром газобезопасность».
Одним из важных аспектов по противодействию поступления контрафакта на производства эксперты называют проверку поставщиков. Евгений Шувалов, эксперт ГетСИЗ, сообщил: «Единым решением проблемы борьбы с контрафактом может стать использование протоколов при выборе поставщиков. Например, в Великобритании существует рейтинг поставщиков, подготовкой которого занимаются различные ассоциации. В этих рейтингах можно отследить историю компании – были ли у нее проблемы с контрафактом, оценить, можно ли доверять такому поставщику. К сожалению, в России данного рейтинга в нашей сфере нет, но создать его необходимо».
Уровень контрафакта постоянно растет, поэтому крайне важна осведомленность поставщика, работодателя и конечного потребителя о том, какие критерии есть у аутентичной продукции, чтобы можно было определить и отличить контрафакт от оригинала.
Организаторами конференции «Контрафакт на рынке СИЗ: инструменты защиты производителя и потребителя» выступила компания 3М Россия, разработчик и производитель СИЗ, Ассоциация производителей, разработчиков и поставщиков СИЗ (АСИЗ).
Информация о компании 3М
Компания 3М использует достижения науки, чтобы ежедневно делать жизнь лучше. Более 91 000 сотрудников компании работают над созданием и повышением доступности технологий, которые помогают людям. Объем продаж 3М в 2017 году составил 32 млрд долл. США. Узнайте о научных решениях, воплощенных компанией 3М в жизнь, на сайте www.3mrussia.ru
Дополнительная информация:
Елена Цветкова
АГТ
E-mail: e.tsvetkova@agt-agency.ru
Тел.: +7 (495) 624-03-01