12.12.2018 YAKUTIA.INFO. В 2018 году на новостных площадках уже было много информации о голодовках пожарных Малочисленных пожарных частей (МПЧ) Якутии, которые добиваются достойной оплаты труда, начисления оплаты за переработку и опасные условия труда, за снабжение обмундированием, ГСМ, транспортом. Их борьба еще не закончена.
В начале декабря 2018-го ко мне обратились работники МПЧ с просьбой сформулировать их требования для освещения в СМИ, так как руководство и чиновники до сих пор бездействуют, отделываются отписками и обещаниями. Куда только они не адресовали свои вопросы: в суд, в Правительство, Президенту Якутии, чиновникам различных инстанций – везде тупик. Остается надежда на средства массовой информации.
Ко мне обратились и предоставили соответствующие документы председатель профкома Малочисленных пожарных частей (МПЧ) РС(Я) Владимир Распопин, его заместитель Холтосунов Андрей, и пожарный Сергей Прохоров – бывший разведчик, ветеран боевых действий, который, собственно и сформулировал для меня, описывающего данную проблему, претензии Профсоюза работников МПЧ Якутии к своему руководству:
В свое время наши ребята начали подозревать что руководство МПЧ уже в течении семи лет им недоплачивают. Началось это с переработки по ночным сменам и в выходные дни – за переработку перестали платить. Если когда-то в конце года ее оплачивали и хорошие суммы выходили, то в последние годы они начали экономить – тупо перестали платить за переработку. Оплачивали 30 руб за час, хотя должны были оплачивать 180 руб за час, плюс ночные и прочее.
Уже седьмой год наша зарплата не подросла ни на рубль. Президент говорил, что каждый год во всех сферах зарплата повышается на столько то, и на столько то процентов, но руководство лукаво вроде как что-то добавляло, но одновременно что-то и забирало. В итоге у нас забрали все доплаты: за опасные условия труда, за вредные условия, ненормированность, - и все эти доплаты свели на нет. И у нас уже седьмой год оклад и зарплата стоят на одном месте.
Руководство ссылается на какие–то задолженности по ЖКХ, по электроэнергии, и, якобы, поэтому денег нет. Но ведь все это нас не касается, и ребята создали свой профсоюз. Но в нашем профсоюзе немного людей: 60 чел.
И стали судиться с руководством ГБУ ГПС. Профсоюз выиграл более сорока исков: по недофинансированию, недокомплектации: по необеспечению обмундированием, по необеспечению автомобилей топливом и ГСМ.
Но денег так и нет: по ремонту зданий денег нет, даже на канцтовары нет, ни на что нет.
Конечно, деятельность Профсоюза МПЧ не понравилась руководству. Ребята, добиваясь выполнения своих требований и решений суда, в итоге объявили голодовку. Вначале пожарная часть микрорайона Кангалассы 17 апреля объявила голодовку, к ней присоединисль пожарные из поселков Зырянка, Нижний Бестях, и Маган.
Сменился начальник ГБУ (Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия) – был Иванов, стал Вензель Айаал Ануфриевич; в нашей МПЧ – был Зайцев – бывший специалист ЖКХ, поставили Лепчикова Дмитрия Николаевича. Эти люди к пожарному делу не имеют никакого отношения. Например, Лепчиков по образованию математик, никогда не работал ни в пожарных структурах, ни в МВД, ни в МЧС – абсолютно далек от всего этого.
Сейчас Вензель начальник управления, по образованию экономист, он ранее никогда не занимал руководящие должности. До него был Иванов, но он никогда не работал непосредственно на тушении пожаров. До Иванова начальником был Николаев – настоящий пожарный, но он стал неугоден руководству и его сняли.
При Николаеве у нас было все, и обмундирование, и топливо, новая техника, в конце года всегда оплачивалась переработка, все было, никаких проблем не было.
А с приходом Иванова, когда создали Государственный комитет по жизнеобеспечению - дармоеды Республики, - вся грязь пошла оттуда. По идее этого комитета не должно быть. Потому что там люди сидят - просто получают деньги, и все, они не занимаются ничем. При Николаеве было все хорошо: и по работе, и по обеспечению, и по зарплате.
После того как начались забастовки, новое руководство стало пытаться все это утрясти. Но они наворовали столько денег, что у них уже ни что не хватает.
1 октября 2018-го года пошла вторая волна голодовок, в которой выступали гарантами первый зам главы Республики Борисов Федор Михайлович, и председатель ОНФ Лютый Валерий (ныне депутат), - они попросили пожарных приостановить голодовку. И выступили гарантами того, что все требования выдвигаемые голодающими будут выполнены.
А требования, собственно, простые:
- выплачивать зарплату по фактически отработанному времени,
- оставить колдоговор в том виде, в каком он есть, только заменить в нем несколько пунктов: по фактически отработанному времени, доплаты к отпуску не семь дней, а двенадцать.
- и поднять зарплату не на четыре, а на двенадцать процентов, - так, как положено за прошедшие шесть лет. То есть просто не выполняются Указы Президента РФ.
Но руководство не захотело этого делать, начало строить козни: через федеральное руководство проводились несанкционированные аттестационные комиссии: физподготовка, по теории, хотя мы к МЧС не имеем никакого отношения. Мы не подчиняемся МЧС, и МЧС нам не может приказывать. Только в оперативном отношении: только в том случае, если ЧС объявлено, или очень-очень сильный пожар, где не справляются силы МЧС, могут нас привлечь. Мы не МЧС, мы Противопожарная Служба Республики Саха-Якутия. МЧС финансируется с Москвы, а мы из местного бюджета. Например, ранее, когда мы в горящие дома входили в аппаратах газодымозащиты, нам за это федералы доплачивали, сейчас нет; а федералам и сейчас доплачивают. Это и называется вредные и опасные условия труда.
Все это ребята хотели внести в “Колдогвор”: зарплата по фактически отработанному времени, доплаты за вредные условия труда.
Руководство пошло простым путем: решило убрать Кангаласскую (поселок находящийся в 40 км. от Якутска) часть, где только в одном Доме-интернате для престарелых и инвалидов 251 проживающих, из них 160 лежачих; есть наркология - 30 человек постоянно; больница-42 человека, 20 человек в терапии, в стационаре 21 лежачих тяжело больных (раковые, инсультные); в детском саду 47 детей, работает до 19.00; школа -197 учеников.
Но просто так они сократить не могут, и Заместитель председателя Саха (Якутской) республиканской организации Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, который якобы представляет интересы Рескома профсоюза МПЧ, в котором из нашего отряда человек, наверное, двадцать состоит, придумал комбинацию – “Проект”.
Проект состоит в следующем: по всей Республике проводятся пертурбации. Где главная цель – сокращение Кангаласской части – т.е. разогнать всех “бунтарей” - полностью ликвидировать часть.
К примеру, что произойдет: Капитоновский дом-интернат для инвалидов и престарелых - деревянное здание 1990-го года постройки, и если что случится – пожарной части нет. И Руководство якобы хочет там сделать пост штатом в 13 человек. Беда в том, что это очень сильно отразится на боеспособности, будет огромный рост пожаров. Потому что они сокращают малочисленные пожарные части. Вывод: они абсолютно не думают о последствиях. Им просто надо было принять “Колдоговор”, где указано, что они согласны поднять зарплату, добавить 12 дней за вредные условия труда. И все.
Профсоюзная организация создала комиссию, которая будет проводить этот “проект”. Профсоюз некоторых улусов подписались первыми – люди, которые должны защищать интересы своих работников. И они знают, что в их ведомстве большое количество людей, которые работают в МПЧ (малочисленые пожарные части), и их в первую очередь сокращают: по 4 человек с каждой МПЧ убирают.
Вроде бы профсоюз должен защищать работников, сказать: “Нет, мы не позволим”! И из-за них будут уволены и другие ребята, которым руководство будет предлагать такие места, куда они попросту не смогут чисто физически доехать. К примеру: “Мы предложили тебе место работы за 40-50 км от твоего дома, ближе работы нет. Не хочешь – будь здоров, и всего хорошего”. Так они делают. И это по всей Республике. Они якобы борются за экономию денег, но при этом хотят ввести 5-ый караул (сутки через пять) - будут недоплачивать, люди будут меньше получать. Но ведь по Закону не положено занижать зарплату – нигде такого нет, у нас будет. А это дополнительные расходы, поменяется график работы.
В идеале все должно было быть так: остается 4 караула, вы просто платите людям по фактически отработанному времени, поднимаете зарплату на 12 процентов, как положено – как, собственно, государство решило, и нет вопросов.
И при всем при этом Правительство уже готово было выплатить эти деньги, даже сумма была озвучена: 500 миллионов, - при условии подписания Колдоговора. Но, т.к. у руководства была задолженность 2 с лишним миллиарда, руководство отказалось подписывать Колдоговор, и Правительство отказало.
Председатель профсоюза, который представляет 1600 человек, написал, что не согласен с этим протоколом.
Сейчас по всей Республике начался прессинг начальников отрядов. Начальники отрядов прессуют начальников частей, чтобы они лапшу вешали людям на уши. С 11 по 15 декабря в ГБУ будет годовое совещание по проделанной работе и о планах на 2019 год, будут уточняться наши вопросы. Все начальники отрядов приедут в Якутск, и будет установка даваться полная: людей запугивать, ничего не обещать, и этот наш “бунт” загасить. Беда в том, что все это они хотят сделать до Нового 2019 года.
Ситуация, которая была 3 года назад, всех устраивала: у нас не убирали доплаты, и вот когда пришел Иванов, все пошло наперекосяк: и по обмундированию, и по задержкам зарплат, не стало ГСМ, и прочее.
Несколько раз ребята из Профсоюза пытались выйти на Президента РС(Я) Айсена Николаева, но администрация Президента не доставляет эти письма президенту. А просто отсылает их нашему же руководству. Которое в ответах пишет – у нас все хорошо, прекрасно. Сейчас ребята хотят попасть на встречу к главе города Якутска, и попробовать через нее все объяснить. Пробовали решить проблему через ОНФ, - глухо. Если верить словам Валерия Лютого – у них в ОНФ огромные полномочия… но… глухо. Пока приходится “пробиваться” через СМИ.
Недавно руководство проводило селекторное совещание. На котором готовили списки – кого сокращать, кого увольнять. Например, мкр. Кангалассы и п. Нижний Бестях: сейчас в части числится 9 командиров отделений, 11 водителей, 4 диспетчера, 8 пожарных, 4 командира отделения и 4 начальника караула. Руководство хочет из 11 сократить 8 водителей, из 9 командиров отделений остается 6, и помимо всего введут 5-й караул. 650 человек сокращают, и тут же 650 человек набирают. Где логика?
По идее все должно быть так: 4 караула, по 7 человек в карауле, никто никуда никого не дергает, зарплата по фактически отработанному времени, как положено доплаты за вредность, за опасность, и обмундирование.
Правительство этот “проект” еще не одобрило, никаких оснований нет, “проект” никем еще не подписан, кроме Дмитрия Хлусова – который должен в принципе быть против всего этого.
Дмитрия Хлусова
В сентябре этого года личный состав части мкр. Кангалассы отправляли заявку на имя Начальника ГБУ РС (Я) “Государственная противопожарная служба РС (Я)” Айаал Ануфриевич Вензель о том, чтобы он выделил средства для покупки стройматериалов для ремонта пожарной части N10: краску, гипсокартон, и прочее. Сумму заявили чуть более 50 тысяч рублей. На что они получили полный отказ. И при этом, не прошло и нескольких дней, как Вензель купил себе в кабинет шторы на окна за 100000 рублей. Имеются подтверждающие документы.
http://www.yakutia.info/article/186609