20.12.2016
Леса составляют почти половину площади России, точнее 46 процентов от её территории. И почти 90 процентов из них — это бореальные таёжные леса, наиболее подверженные пожарам. Всё дело в том, что опадающая на зиму хвоя лиственницы и отмершая еловая хвоя могут легко загореться даже от небольшой молнии. Тушить такие пожары очень сложно, зачастую очаги возгорания находятся далеко от населённых пунктов и дорог. Именно тогда на помощь приходит пожарная авиация.
Первые воздушные пожарные
Первые эксперименты по тушению пожаров с воздуха начались ещё в Советском Союзе в 1931 году на территории Горьковской области. В то время пожарные самолёты ещё даже не умели тушить пламя. Это были У-2 (По-2), использовавшиеся для мониторинга ситуации в лесах. На тот случай, если им удастся обнаружить место возгорания, в кабине кроме пилота сидел пожарный с парашютом, который десантировался и пытался решить проблему на земле, до подъезда основной группы.
Фото: © wikipedia.org
Вскоре начались и первые испытания тушения пожаров прямо с самолёта. У-2 мог взять на борт ёмкость в 174 литра, а его усовершенствованный собрат У-2СП уже целых 270. Вода набиралась на земле в специальный бак-разбрызгиватель, труба которого уходила к хвосту самолёта, чтобы вода не попала в кабину пилота при сбросе. Однако эффективным назвать этот способ было нельзя, так как самолёт обеспечивал создание заградительной полосы длиной всего 75 метров.
Третий вариант борьбы с огнём был самым новаторским и в итоге оказался самым провальным. Идея заключалась в использовании взрывающихся водных авиабомб, наполненных специальным тушащим раствором. Испытания показали, что к небольшому радиусу "поражения" бомбы добавилась ещё и низкая точность сброса, приводившая к тому, что водные боеприпасы взрывались где угодно, но не в эпицентре пожара, и с идеей пришлось завязать.
Самым удобным и рабочим оказался вариант с использованием пилота, который занимался мониторингом, и парашютиста-пожарного, готового прыгнуть в тот момент, когда понадобится его помощь.
Аннушка разлила воду
Вначале было создано четыре сводных авиаотряда, а к началу Второй мировой войны в них работало уже 70 парашютистов-пожарных и 110 патрулирующих самолётов. На время военных действий работы по тушению лесных пожаров с самолётов были временно приостановлены, но уже в 1946 году пожарная авиация продолжила свои полёты. На подходе уже была и новая техника, способная изменить баланс сил в борьбе человека и огня.
Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков
В 1947 году впервые поднялся в воздух Ан-2, а уже через пять лет началось активное использование этих самолётов для мониторинга пожарной обстановки с парашютистами на борту и их десантирования при обнаружении очагов возгорания. Десять-двенадцать парашютистов с сапёрными лопатами и пилами — это уже сила, способная остановить начинающийся пожар. Также на основе Ан-2 было сделано около 16 модификаций, рассчитанных специально для тушения пожаров.
Грузоподъёмность в 1200 килограммов позволила поставить на борт самолёта более серьёзные баки, а впоследствии для тушения пожаров стали применять и сельскохозяйственные варианты самолётов, с подвешенными под крылья ёмкостями, которые наполнялись не удобрениями и химикатами, а жидкостью для тушения.
Венцом советских противопожарных самолётов стал Ан-26 с двумя внешними баками по 4000 литров каждый. Вся эта масса огнетушащего вещества выбрасывалась на очаг возгорания всего за пару секунд. На борту размещалось в общей сложности тонна пожарного снаряжения и оборудования и до 30 пожарных-десантников. Такой самолёт, распыляя состав с высоты в 50 метров, позволял создавать защитную полосу длиной 120–160 метров и шириной 10–35 метров, что уже было серьёзным подспорьем в борьбе с огнём.
Марс атакует
Кадр видео “youtube.com/Wisconsin Flying”. Скриншот © L!FE
Первыми создали полноценный тяжёлый пожарный самолёт-амфибию, способный к быстрому набору и сбросу воды, не в СССР, а в Канаде. В 1961 году гильдия канадских лесопромышленников выкупила четыре оставшихся после Второй мировой войны летающих лодки Martin JRM Mars и переоборудовала их в пожарные самолёты. Летающие лодки получили новые двигатели и системы для набора и сброса воды.
Два оставшихся в строю самолёта сохраняют первоначальные имена "Гавайский Марс" (бортовой номер C-FLYL, красный киль) и "Филиппинский Марс" (C-FLYK, белый киль). Они способны набрать с поверхности водоёма до 27 750 литров воды, плюс несут 2270 литров пенообразующего концентрата, залитого на базе. Всю эту массу жидкости и пены они способны в течение нескольких секунд вылить на пожар. На самом деле это неплохие показатели даже сейчас, именно поэтому эти старички дожили до наших дней, и если "Филиппинский Марс" был отправлен в музей в 2012 году, то "Гавайский" до сих пор служит в Калифорнии, участвует в тушении пожаров и различных авиашоу.
Что ещё отличает эти самолеты — необычайная сложность пилотирования во время забора воды. Все эти двадцать с лишним секунд удерживать самолёт на плаву и в движении приходится при помощи равномерного и быстрого увеличения тяги моторов. Этим на "Марсе" занимается экипаж из четырёх человек — двух пилотов и двух бортинженеров, обладающих филигранным умением пилотирования этого ветерана.
Самые-самые
Самым большим из российских пожарных самолётов стал модернизированный в 1988 году военно-транспортный Ил-76ТД. Он был оснащён экспериментальным выливным авиационным прибором (ВАП), состоящим из двух цилиндрических ёмкостей, вмещающих по 16 000 литров жидкости каждая. При сливе воды одновременно — залпом из двух баков — площадь покрытия составляет 400x100 метров. Концентрация жидкости на земле при этом превышает 5 литров на квадратный метр в центре зоны сброса с постепенным уменьшением к периферии. А время сброса воды всего около 8 секунд.
Свою эффективность этот прибор показал уже спустя несколько месяцев на тушении лесных пожаров в Красноярском крае. Тогда же и была выработана схема тушения в условиях со сложным рельефом местности. В 1992 году Ил-76ТД был успешно применён на тушении пожаров на двух воинских складах, где хранилось большое количество боеприпасов. Первый инцидент произошёл возле Еревана, второй под Владивостоком.
Самолёт очень хорошо себя показал, и конструкцию было решено пустить в серию, поставив на них усовершенствованный прибор ВАП-2. Объём его резервуаров увеличили до 42 000 литров. Это второй по объёму пожарный самолёт в мире. Первым же является Boeing Evergreen 747 Supertanker, который может взять на борт 72 000 литров. Но есть серьёзная разница: в отличие от Ил-76, который может опорожнить ёмкости практически мгновенно, Boeing делает это в течение значительного времени. Процесс напоминает обычное природное явление — дождь. Длина огнезащитной полосы, которую способен проложить при этом Boeing, — 5 километров, ширина — около 110 метров. Сравните это с российским Ил-76, который может избавиться от воды всего за 8 секунд.
Скажи пожару "Бе"
В 1965 году первый полёт совершила летающая лодка Бе-12 "Чайка" — противолодочный самолёт-амфибия, разработанный для военно-морского флота. Впоследствии на его базе была создана противопожарная модификация Бе-12П, а затем уже и Б-12-П200. Время наполнения трёх ёмкостей для воды объёмом 6000 литров происходит всего за 50 секунд, прямо с поверхности водоёма. Причём самолёт может это делать даже при волнении до трёх баллов.
В период до 2000 года эти самолёты полностью потушили более 140 лесных пожаров и свыше 350 локализовали. Всего за эти годы на пожары было произведено 2798 сбросов воды, общей массой 17 188 тонн.
С 2012 года в МЧС стал поступать их младший брат — Бе-200ЧС, гораздо более усовершенствованный как в вопросах двигателей, так и авионики. Эти амфибии способны наполнять две ёмкости для транспортировки воды по шесть тонн каждая. Забор воды производится в течение 16 секунд, в режиме глиссирования над поверхностью водоёма.
На одной заправке топливом Бе-200ЧС могут перевезти к месту возгорания 320 тонн воды (при условии, что нужный водоём найдётся в 10 километрах от очага возгорания). Конструкция самолёта позволяет дозаправку баков в воздухе, что существенно сокращает время тушения пожара и увеличивает мобильность амфибии.
Именно эти самолеты сейчас являются самыми совершенными пожарными машинами. Благодаря отсутствию необходимости возвращаться на аэродром, чтобы пополнить запасы воды, они могут тушить пожары, ориентируясь только на запас топлива. МЧС России всячески способствует их рекламе, посылая Б-200 на помощь людям разных стран. На территории Евразии сейчас нет более полного и укомплектованного парка пожарных самолётов, чем в России. И пусть их количество пока далеко от требуемого для полноценного охвата территории всей нашей родины, возможность потушить пожар в любой точке страны у нас уже есть.
К сожалению, в 2016 году один из российских пожарных Ил-76ТД разбился во время тушения лесных пожаров в Иркутской области. Самолёт МЧС вылетел на тушение и перестал выходить на связь. Экипаж Ил-76 боролся с огнём в сверхопасных условиях, при сильном задымлении, и в итоге столкнулся с землёй, врезавшись в одну из сопок. Это ещё раз показывает, насколько трудна и сложна работа лётчиков-пожарных, работающих в условиях практически нулевой видимости и вынужденных постоянно прижиматься к земле, для того чтобы тушить пожары максимально эффективно.
Но это единичный инцидент, тогда как слава российских авиапожарных давно гремит по всей Европе и Ближнему Востоку. Не раз и не два МЧС отправляло наши, без преувеличения, уникальные машины в другие страны по первому зову о помощи. Совсем недавно, в ноябре 2016 года, самолёты-амфибии Бе-200ЧС МЧС России помогли остановить распространение лесных пожаров возле израильского города Хайфа. Самолёты МЧС за сутки совершили 14 вылетов, сбросив в общей сложности почти 170 тонн воды. Во многом благодаря этому удалось отстоять от огня целый город, из которого было эвакуировано 60 000 человек.
https://life.ru/t/наука/945443/rossiia_tushit_mir_na_chto_sposobny_otiechiestviennyie_pozharnyie_samolioty