31.03.2004 Справочная карта издания Адмиралтейства Великобритании ко мне в руки попала случайно. Информация по глобальной морской связи при бедствии, красочно представленная на ней, заставила призадуматься. Прибрежные воды ближней к нам Норвегии разрисованы в красные, зеленые, голубые цвета - сектора и зоны от берегов до самых дальних районов Атлантики тщательно контролируются многочисленными спасательными центрами. Та же картина и к востоку от России, возле берегов США. Все, что находится между ними, то есть на акватории, прилегающей к арктическому побережью родного Отечества, - сплошное белое поле. И не надо быть флотским специалистом, можно не знать английский язык, чтобы понять: по мнению издателей, судну, терпящему бедствие, на огромном пространстве от Мурманска до бухты Провидения не только никто не сможет помочь, о нем даже знать никто не будет.
В Архангельский СПЦ (спасательный подцентр) морской администрации порта я пришел именно с этой целью - услышать ответ на вопрос: "Почему англичане окрасили российские воды в белый цвет? То есть оставили беспризорными?" Начальник СПЦ Владимир Толпейкин растолковал:
- Если на этой карте-схеме мы увидели бы правдивую картину, было бы даже странно. Публикация подобных изданий - это часть политики принижения значения морского флота России, принятой судовладельцами развитых стран. И хотя им известно, что Россия выполнила все требования Конвенции по охране человеческой жизни на море, российские суда и береговые структуры, отвечающие за безопасность мореплавания, оснащены теми же техническими средствами судовождения и радиосвязи, что и другие морские державы. Однако при любом удобном случае не забывают "поставить шпильку": "Россия - слабое государство". "Россия - слабое морское государство". Но если гидрографы других стран не желают обозначить возможности России в части поиска и спасания на море, то это не значит, что наше водное пространство - белые пятна.
Да, зарубежные поисково-спасательные подразделения сегодня технически вооружены лучше, чем российские. Двадцать лет "перестройки" и на морском флоте сказались отрицательно. Но в нашем активе - высокий профессионализм, умение "выжать" из ситуации все для достижения цели.
В качестве примера могу привести спасение экипажа теплохода "Яхрома" в условиях жестокого шторма, ночной тьмы и низких температур. В спасательной операции в юго-восточной части Баренцева моря были задействованы моряки ледокола "Капитан Косолапов", рыбаки траулеров "МГ-29" и "М-720", авиация Северного флота. Экипаж вертолета МИ-8 Нарьян-Марского авиаотряда (командир В. Афанасьев) выполнил главную задачу операции - эвакуацию экипажа аварийного судна.
Не хочется злословить, но СМИ частенько дают нам примеры из-за рубежа, когда практически всем крупным авариям на море сопутствуют человеческие жертвы. И это при той "продвинутой" технике и разрисованных разными цветами Адмиралтейских картах. В период введения системы глобальной морской связи и наши судоходные компании, и департамент транспорта России понесли немалые затраты на приобретение, установку аппаратуры. Мы были вынуждены принять условия иностранных производителей радиооборудования, поскольку предложения по изготовлению подобной техники у нас в стране ими не рассматривались. Мы и сейчас фактически находимся в экономической зависимости от государств, где изготавливают эту аппаратуру.
Один из частных случаев - система спутников, которую использует наш торговый флот - "Инмарсат", собственность США. Сегодня между нами хорошие отношения. Но не дай Бог, если завтра кто-то "наверху" поссорится. Стоит только изменить коды - и радиосвязь пропадет. Дорогостоящая аппаратура окажется бесполезной.
- Итак, на Севере России морские спасатели есть. В каких портах находятся координационные центры, каковы их возможности?
- В нашем регионе, который включает акваторию от полуострова Рыбачий до Карских ворот и все Белое море, это зона ответственности Мурманского СКЦ (спасательный координационный центр) и нашего. Архангельский СПЦ сертифицирован по району А-1 (то есть в эфире на ультракоротких частотах мы контролируем пространство от Северодвинска до мыса Зимнегорский) и по району А-2 (то есть на промежуточных частотах - весь бассейн Белого моря вплоть до Терско-Орловского маяка.
С аварийными объектами в северо-западной части Белого моря мы можем держать связь через радиостанцию порта Кандалакша. Для связи с судами, находящимися в Баренцевом море, пользуемся услугами радиоцентра Северного морского пароходства. Кроме того, с любым судном в любой части мирового океана возможен радиообмен через собственную станцию "Инмарсат". Также каждые четыре часа мы передаем навигационные и гидрометеорологические извещения морякам.
В связи с развитием судоходства в районе острова Колгуев, реки Индига и поселка Варандей назрела необходимость иметь ретранслирующие радиостанции на берегах Большеземельской тундры. На их строительство нужны немалые деньги, и решение этой проблемы - вопрос времени. Что касается большого пространства от Новой земли до Берингова пролива, можно сказать следующее: плавание судов на трассе Севморпути регламентируется не международным, а национальным законодательством. Вопросы безопасности в российском секторе Арктики администрация СМП ставит на первое место, и требования к судам, входящим в лед, достаточно высоки. Управление ими, координацию действий с ледоколами и наземными службами осуществляет штаб морских операций. Дублировать его работу другими подразделениями нет необходимости.
- Ледоход на северных реках не за горами, скоро и открытие навигации. Можно предположить, работы у вас прибавится?
- Мы несем вахту круглосуточно, в рабочие дни, в праздники. Если мы работаем, значит, близко беда. Не хочется, чтобы ее стало больше.
К половодью мы готовимся тщательно. Задолго до ледохода капитан порта издает приказ по расстановке всех плавсредств в затоны-укрытия. Его выполнение контролирует портовый надзор. Координационный центр в это время проводит учения и тренировки на случай неординарной ситуации на реках или в море. Спасательные операции "проводятся" во взаимодействии с ледоколами, транспортным и военно- морским флотом, авиацией, центром медицины катастроф и службами МЧС.
За последние годы в нашем регионе серьезных аварий на море не было. Однако прошлым летом зафиксировано два случая, когда мы теряли людей, отправившихся в плавание. Первый, когда пожилой житель Северодвинска возвращался домой из деревни Куя морем на личном катере. Его обнаружили вблизи берега Двинского залива, но оказывать помощь, в том числе и медицинскую, было поздно. Другой - два рыбака-любителя тоже на катере собрались провести выходные на дальних островах дельты Северной Двины. Из-за неполадок с двигателем катер вынесло в море. Люди пропали. Но трагедии могло не быть, получи мы от них информацию о бедствии. В связи с этим хочу обратиться с призывом к тем, кто соберется на прибрежную рыбалку, на морскую прогулку. Прежде чем отправиться в море, приобретите переносную радиостанцию. Разумеется, она стоит деньги, и ее регистрация займет некоторое время. Но жизнь дороже. В случае, если у вас что-то произошло, вызывайте дежурного оператора СПЦ. Наш позывной - "Архангельск-радио один". Помощь обязательно придет. По этой же станции вы сможете прослушать прогноз погоды, в случае штормового предупреждения - укрыться.
К сожалению, наш маломерный флот (за редкими исключениями) такими рациями не оборудован. И нам не грех в этом поучиться у иностранцев: каждый катер, яхта, рыболовный бот в Европе имеет на борту портативную станцию, настроенную на 16-й канал - канал аварийной связи./arhpress.ru/