22.01.2004 23 сентября 2003 года президент России В.В. Путин подписал указ о повышении эффективности деятельности МЧС. Этот указ дает старт административной реформе в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Согласно указу, при сокращении численности работников центрального аппарата министерства высвобождаемые средства изъятию не подлежат и остаются в распоряжении министерства. Эти средства по распоряжению министра по ЧС С. Шойгу могут быть использованы "для стимулирования труда работников центрального аппарата".
Объединение Государственной противопожарной службы с МЧС стало шагом к созданию Единой государственной службы спасения, которое планируется завершить в 2004 году. Тогда в России будет введен единый "телефон спасения" (по аналогии с другими странами, например, широко известный номер 911 в Соединенных Штатах Америки, по которому звонки принимают и полиция, и пожарные, и служба "скорой помощи"). Скорее всего, номер будет "01", так как "в России привыкли к телефонам "01", "02", "03" и мы не будем ничего менять", - заверил С. Шойгу. Единая служба спасения - не новшество. Во многих странах мира пожарные и спасатели работают вместе.
И все же причины объединения служб не только организационные - создать высокоэффективную, оперативную службу спасения, но и экономические. Объединением пожарной службы и МЧС в течение 3 лет планировалось сэкономить более 3 млрд. рублей. И это, несмотря на то, что штат МЧС должен был увеличиться в более чем четыре раза.
Экономические проблемы стали и стимулом дальнейшего реформирования МЧС. По словам С.Шойгу, ведомство к эксперименту подтолкнуло "недостаточное финансирование". Начали в МЧС с решения кадровых вопросов, сосредоточили там технику, людей и таким образом сумели сэкономить на коммунальных платежах. Потом к маю 2003 года сократили численность войск гражданской обороны на 25 %. В итоге в МЧС начался новый этап: центральный аппарат министерства решено было сократить на 50 %, а освободившиеся средства потратить на повышение зарплат сотрудникам.
Как проходила реформа на местах? Изначально поисково-спасательные службы были созданы во многих крупных городах России. В Архангельской области это были Архангельск, Северодвинск. Потом было решено перевести финансирование спасателей с федерального уровня на местный, были созданы местные спасательные службы, финансируемые за счет областного бюджета. Таким образом, в Архангельске, например, существовали одновременно две спасательные службы - Архангельская областная ПСС, имеющая федеральное подчинение, и служба спасения, созданная губернатором области. После сокращения и централизации было создано 11 спасательных центров, расположенных в центрах федеральных округов. Это позволило не только сэкономить на коммунальных платежах, но и укрупнить отряды, более экономно тратить отпускаемые средства. По результатам работы ПСС в крупных городах, стало ясно, что небольшие отряды не способны оперативно реагировать на происшествия крупномасштабного характера, такие, как наводнения, землетрясения, крупные аварии на промышленных предприятиях, из-за своей малочисленности. Для ликвидации последствий катастроф все равно приходилось вызывать силы центральных отрядов и привлекать ПСС других областей. Именно поэтому было решено создать крупные спасательные центры, которые бы своими силами, с небольшой долей привлечения дополнительных средств могли справляться с ситуацией, а городские, бытовые проблемы отдать "на откуп" местным спасательным службам.
Реорганизация МЧС стала своего рода экспериментом в преддверии всеобщей административной реформы, резюмирует информационный центр "Кадис" (www.kadis.ru). Аналогичные эксперименты планируется провести в 2004 году в рамках административной реформы в ряде регионов и ведомств. Реформа подразумевает повышение зарплат чиновников при установлении четких критериев их деятельности./arhpress.ru/