Проект "Правил тушения лесных пожаров" вынесен на официальное общественное обсуждение : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:

Новые темы обсуждений: Подробнее

Новости и События

Проект "Правил тушения лесных пожаров" вынесен на официальное общественное обсуждение
03.10.2013 Проект "Правил тушения лесных пожаров", разработанный Авиалесоохраной, Рослесхозом и Минприроды России, вынесен на официальное общественное обсуждение. Скорее всего, этот документ будет утвержден приказом Минприроды до конца 2013 года. С полным текстом проекта можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (ссылка).

Ссылка на предыдущее сообщение по этой теме:

Авиалесоохрана, Рослесхоз и МПР подготовили проект Правил тушения лесных пожаров

Ниже приводится текст проекта без приложения (таблицы символов для отображения тактической обстановки на схемах тушения пожара), и без ссылок на нормативно-правовые акты.


Утверждены приказом Минприроды России от «___» _____ №__

Правила тушения лесных пожаров

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Правила тушения лесных пожаров (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 53.4. Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; № 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3601; № 30, ст. 3735; № 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст.3530; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7343; 2012, №26, ст. 3446; № 31, ст.4322) (далее - Лесной кодекс), Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911, 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 33 (ч. 1), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19 (ч. 1), ст. 1839; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; 2006, № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 18, ст. 2117; № 43, ст. 5084; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261; 2009, № 29, ст. 3635; № 45, ст. 5265; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4004; № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 54; № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 30 (ч. 1), ст. 4591; № 30 (ч. 1), ст. 4596; № 46, ст. 6407; № 49 (ч. 1), ст. 7023; 2012, № 53 (ч.1), ст. 7608) (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17; 2009, № 19, ст. 2274; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529; 2010, № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610) (далее - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

2. Работы по тушению лесных пожаров выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса и иные организации в соответствии частью 2 статьи 53.8 Лесного кодекса (далее - лесопожарные организации).

3. В целях установления оптимального режима и способов тушения лесных пожаров территории, на которых расположены леса, разделяются на районы авиационной и наземной охраны (далее - районы применения авиационных и наземных сил и средств тушения лесных пожаров). Районы применения сил и средств тушения лесных пожаров определяются с учетом зон мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

4. Районы применения авиационных сил и средств тушения лесных пожаров устанавливаются в лесах, расположенных на труднодоступных территориях со слаборазвитой (или отсутствующей) дорожной сетью, на которых прибытие наземных сил и средств тушения лесных пожаров невозможно в течение 3-х часов с момента обнаружения лесного пожара.

5. Районы применения наземных сил и средств тушения лесных пожаров устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которых прибытие наземных сил и средств тушения лесных пожаров возможно в течение 3-х часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий.

6. В случае привлечения в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на тушение лесных пожаров по решениям соответствующих органов государственной власти в установленном порядке населения и (или) работников сторонних организаций, они должны быть организованы в лесопожарные формирования и возглавляться ответственными лицами из числа специалистов лесного хозяйства или лесопожарной организации.

7. Руководство лесничества (лесопарка) в обязательном порядке должно организовать проведение учета, регистрации и инструктажей по обеспечению мер безопасности работы на пожаре всех привлеченных лиц.

8. Подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные подразделения, формирования гражданской обороны и воинские подразделения, направленные в установленном порядке на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру. К каждому подобному подразделению (формированию) назначается ответственный руководитель из числа специалистов лесопожарного подразделения (формирования).

9. В случаях, когда в районе применения авиационных сил и средств тушения лесных пожаров, возникли лесные пожары, охватившие значительные площади, тушение которых не может быть обеспечено в достаточном объеме авиационными и наземными силами и средствами, на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, тушение таких пожаров может осуществляться частично - т.е. остановка, локализация и тушение отдельных участков (кромок) пожара проводится в направлениях, угрожающих населенным пунктам, ценным лесным насаждениям, особо охраняемым природным территориям, объектам экономики и объектам жизнедеятельности, а также и (или) вдоль естественных преград. При этом за такими пожарами обязательно устанавливается наблюдение, информация о его развитии (всех его частей, всей его площади) включается в статистическую и оперативную отчетность. В случае принятия решения о частичном тушении лесного пожара орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обязательном порядке незамедлительно уведомляет федеральную диспетчерскую службу с предоставлением копий соответствующих распоряжений (решений). Основанием для принятия решения о частичном тушении лесного пожара могут являться:

а) наличие локальных неблагоприятных факторов, создающих угрозу жизни и здоровью работникам, непосредственно участвующих в тушении лесного пожара;

б) распространение лесного пожара по территории, где предполагаемый экономический и экологический ущерб отсутствует;

в) отсутствие возможности создания достаточной группировки авиационных и наземных сил и средств, с учетом возможностей привлечения дополнительных сил, в том числе за счет межрегионального маневрирования.

10. В случае, если введен режим чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров муниципального характера, руководитель лесничества (лесопарка) должен принять меры по информированию комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования с целью организации своевременного привлечения дополнительных сил и средств в соответствии с планом тушения лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка) (далее - План тушения).

11. В случае, если введен режим чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров регионального характера, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений должен принять меры по информированию комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью организации своевременного привлечения дополнительных сил и средств в установленном порядке в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Сводный план тушения).

12. На территориях, где имеется явная опасность взрывов боеприпасов и взрывчатых материалов, отравления токсическими веществами, в случаях отсутствия на указанных территориях безопасных условий работ для лиц, участвующих в тушении, включая экипажи воздушных судов, тушение лесного пожара (ограничение его распространения) производится за пределами опасных зон.

II. ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

13. Действия подразделений (формирований) по тушению пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению сил и средств на место постоянного базирования.

14. Тушение лесного пожара включает в себя:
а) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
б) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
в) локализацию лесного пожара;
г) ликвидацию лесного пожара;
д) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
е) предотвращение возобновления лесного пожара.

15. Обследование лесного пожара (разведка его периметра и прилегающей части территории) является начальным действием по тушению лесного пожара. Его проводят руководитель тушения лесного пожара, а также другие опытные работники прибывших подразделений на участке (секторе) пожара, порученном им руководителем тушения лесного пожара. При организации обследования руководитель тушения лесного пожара:

а) определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

б) устанавливает количество и состав работников, ставит перед ними задачи, определяет порядок связи, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;

в) принимает меры по обеспечению безопасного ведения разведки личным составом;

г) устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

Личный состав работников, ведущий разведку, обязан докладывать своевременно в установленном руководителем тушения лесного пожара порядке полученную информацию. После проведения обследования лесного пожара, осуществления сбора информации и прогноза его поведения руководитель тушения лесного пожара формирует план выполнения работ по тушению.

16. Доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения включает в себя сбор личного состава специализированных организаций или привлекаемых подразделений в местах, утвержденных планами тушения лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка), их доставку на воздушных судах, пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту лесного пожара. Выезд и следование к месту пожара осуществляются в возможно короткое время, что достигается:
а) сбором и выездом личного состава в течение времени, не превышающем 15 минут;
б) движением транспортных средств по кратчайшему маршруту с учетом обеспечения безопасности движения;
в) знанием особенностей района выезда.

Следование к месту пожара приостанавливается только по распоряжению специализированной диспетчерской службы. При вынужденной остановке пожарной техники, следующей на пожар, руководитель выехавшего подразделения немедленно сообщает о случившемся в специализированную диспетчерскую службу, при этом принимаются меры по доставке личного состава, средств пожаротушения к месту пожара. При обнаружении в пути следования к месту пожара другого пожара, руководитель подразделения, следующего к месту пожара:
а) сообщает об обнаруженном пожаре в специализированную диспетчерскую службу;
б) поступает в зависимости от оперативной обстановки и указания специализированной диспетчерской службы.

При направлении для тушения лесных пожаров необходимых сил и средств руководители лесопожарных формирований учитывают возможную силу и скорость распространения пожара, и, особенно, возможное развитие низового лесного пожара в верховой. С целью обеспечения быстрой ликвидации лесного пожара силами одной группы (2-10 человек) с лесопожарной техникой, группа обязана прибыть на место лесного пожара и приступить к тушению в лесах:
а) отнесенных к 1 классу природной пожарной опасности лесов - не позднее одного часа после возникновения пожара;
б) отнесенных к 2 классу природной пожарной опасности лесов - не позднее двух часов после возникновения пожара;
в) отнесенных к 3 - 5 классам природной пожарной опасности лесов - не позднее трех часов после возникновения пожара.

При скорости ветра более 5 м/с, а также в периоды 4 и 5 классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, предельное время прибытия и начала проведения работ по тушению на участках 1-3 классов природной пожарной опасности лесов уменьшается в 2 раза. При отсутствии возможности сокращения времени должна быть увеличена не менее чем в 2 раза численность рабочих подразделений и количество средств пожаротушения, направляемых на пожар.

17. Локализация лесного пожара - комплекс действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения путем создания минерализованных полос или полностью потушенных участков кромки пожара по всему периметру пожара и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами. Начальными мероприятиями по локализации является остановка распространения лесного пожара - это действия лесопожарных формирований, направленные на остановку распространения кромки лесного пожара, в первую очередь на опасных и критических направлениях.

Локализованным лесным пожаром являются пожар, вокруг которого проложены заградительные минерализованные полосы или потушены участки кромки, надежно преграждающие пути дальнейшего распространения лесного пожара по всему его периметру.

18. Выбор тактических приемов, методов и способов ликвидации лесных пожаров осуществляется руководителем тушения лесного пожара и руководителями лесопожарных подразделений (формирований) с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности, категории земель (лесная, покрытая или не покрытая лесной растительностью), типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств тушения, обеспечения безопасного проведения работ, а также особенностей тушения пожаров на лесных участках, загрязненных радионуклидами.

При тушении лесных пожаров используют два метода тушения - прямой и косвенный (упреждающий). Прямой метод применяется в случаях, когда есть возможность непосредственно потушить кромку пожара и (или) создать у кромки заградительную полосу, т.е. при тушении низовых лесных пожаров. Косвенный метод тушения применяется в случаях, когда линия остановки огня выбирается на определенном расстоянии от кромки пожара. Применение косвенного метода целесообразно при тушении низовых сильных и верховых лесных пожаров.

При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:
а) захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;
б) засыпка кромки пожара грунтом;
в) прокладка заградительных и опорных минерализованных полос;
г) отжиг горючих материалов перед кромкой пожара;
д) тушение водой и огнетушащими растворами;
е) тушение с применением авиации.

Выбор способов и технических средств для тушения пожара зависит от вида, интенсивности и скорости распространения пожара, окружающей обстановки, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, а также метеорологической обстановки и определяется руководителем тушения лесного пожара и руководителями лесопожарных подразделений (формирований) самостоятельно.

Захлестывание (сбивание) пламени на кромке пожара применяют для остановки продвижения огня низового пожара. Сбивание огня на кромке пожара указанными средствами осуществляют при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности.

Засыпка кромки пожара грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных слабо задернённых почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных и опарных минерализованных полос невозможна.

Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав производится в целях:
а) локализации пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;
б) локализации пожаров, распространение которых было приостановлено;
в) применения отжига от опорных полос.
Для прокладки заградительных и опорных минерализованных полос применяются следующие почвообрабатывающие орудия и механизмы:
а) тракторные плуги, фрезы;
б) бульдозеры (при необходимости расчистки полос от кустарника, завалов, создания минерализованных полос и пр.);
в) специальные лесопожарные агрегаты с навесными почвообрабатывающими орудиями.

Заградительные и опорные минерализованные полосы, в зависимости от интенсивности и скорости распространения пожара и вида применяемого орудия, прокладывают одинарные или двойные, а при необходимости прокладки более широких полос, создаваемых в несколько проходов. Каждая минерализованная полоса создается на достаточном удалении от фронта пожара и, должна, своими концами упираться на естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы и др.) и позволять проводить отжиг до подхода к ней кромки огня. При отсутствии механизированных средств либо невозможности их применения (в случаях небольших пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя, на заболоченной и горной местности, отсутствии транспортных путей) минерализованные полосы прокладываются с помощью ручных орудий.

Заградительные полосы создаются шириной от 1,5 м при возникновении слабых лесных пожаров (скорость продвижения огня меньше 1 м/мин) и шириной до 9 м - при сильных лесных пожарах (скорость продвижения огня более 3 м/мин). Опорные заградительные химические полосы создаются с применением химических огнетушащих веществ (ретардантов, пенообразователей и смачивателей). В труднодоступных районах со сложными лесорастительными условиями заградительные (опорные) минерализованные полосы и канавы могут прокладываться с помощью взрывчатых материалов.

Тушение водой и огнетушащими растворами применяется в целях осуществления прямого тушения кромки лесных пожаров и (или) косвенного тушения низовых сильных, подземных и верховых лесных пожаров путем создания временных опорных полос для проведения отжига. При тушении лесных пожаров используются огнетушащие растворы, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, работающих в зоне лесного пожара.

Отжиг производится в целях тушения верховых пожаров всех видов, а также низовых пожаров высокой и средней интенсивности. Пуск отжига производится от имеющихся на лесной площади опорных полос (дорог, троп, водных преград, минерализованных полос, созданных в рамках проведения подготовительных мероприятий), естественных или искусственно созданных преград распространению огня, а при их отсутствии - от опорных полос, специально проложенных вручную, с помощью почвообрабатывающих орудий, бульдозерных агрегатов, взрывчатых материалов, растворов химических веществ и другим способом, шириной от 0,3-0,5 и более метров. Для ускорения выжигания полосы в зависимости от вида пожара, скорости ветра, рельефа местности и лесных горючих материалов допускается использование различных способов отжига (линейный, гребенкой, ступенчатый, метод опережающего огня). При тушении верховых пожаров производится выжигание напочвенных горючих материалов в полосе, шириной равной расстоянию не менее двух скачков верхового пожара (не менее 100 метров).

Тушение с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке пожара, чтобы создать для наземных сил и средств тушения условия для перехода от косвенного к прямому методу тушения; приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств к местам тушения.

Для тушения удаленных и сложных в тушении лесных пожаров, а также пожаров действующих на участках лесов, загрязненных радионуклидами, применяют самолеты - танкеры, взлетающие с сухопутных аэродромов, гидросамолеты (амфибии), вертолеты с водосливными устройствами.

Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара.

Воздушные суда привлекаются для доставки сил и средств пожаротушения, а также для тушения лесных пожаров. К тушению лесных пожаров привлекаются воздушные суда, оснащённые специальным противопожарным оборудованием.

Взаимодействие авиации при совместном применении, в том числе с наземными подразделениями организуется в соответствии с тактикой стратегией тушения лесного пожара реализуемой руководителем тушения лесного пожара. Авиационное тушение производиться при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем наземной группы (команды) тушения пожара. При нахождении на кромки наземных групп (команд), запрещается производить авиационное тушение (сливы) с самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами при отсутствии радиосвязи между экипажем воздушного судна и данной наземной группой.

Искусственное вызывание осадков из конвективных облаков производится с целью использования осадков для борьбы с лесными пожарами и относится к области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы. Работы по искусственному вызыванию осадков с использованием воздушных судов выполняются с соблюдением установленных требований.

Тушение верховых пожаров средней и высокой интенсивности осуществляется с использованием отжигов. Опорные полосы для отжига прокладываются вдоль фронта и флангов пожара в местах с наименьшим запасом горючего материала, на участках с преобладанием лиственных пород, свободных от хвойного подроста, валежа и хлама. В случае наличия хвойного подроста, валежа и хлама, хвойных деревьев с низкорасположенными кронами, они убираются на полосе шириной 10-15 м вдоль опорной линии. В качестве опорных полос допускается использование дорог, противопожарных разрывов и других заградительных барьеров.

Тушение подземных (торфяных) лесных пожаров производится путем их опашки или окопки, а также применением мощных струй воды с помощью насосных установок или закачки огнегасящих растворов с помощью торфяных стволов. В случаях многоочаговых торфяных лесных пожаров, возникающих на торфянистых почвах в результате низового пожара, тушение производится путем локализации всей площади, на которой находятся очаги.

19. После локализации лесного пожара руководитель тушения лесного пожара обязан лично осмотреть границы, пройденной пожаром площади с тем, чтобы убедиться в надежности локализации. При большой площади, пройденной пожаром, для осмотра границ направляться работники, имеющие подготовку и опыт в тушении лесных пожаров, при этом каждому назначается для осмотра соответствующий участок периметра пожара. В местах, где выявлена необходимость усилить локализацию, немедленно проводятся меры по прокладке дополнительных заградительных и минерализованных полос.

20. Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. При ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации и (или) направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном пожаре в течение 5-ти дней произошло возобновление горения на потушенных частях кромки, этот пожар считается возобновившимся.

21. Наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения внутри пожара (пожарища) в полосе шириной до 50-100 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.

22. Предотвращение возобновления лесного пожара (окарауливание пожара) состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвратить возобновление пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. Период проведения окарауливания может составлять несколько дней. Непрерывный или периодический осмотр пройденной пожаром площади (окарауливание) и, в особенности кромки, с целью предотвращения возобновления пожара следует проводить группой работников такой численности, чтобы она могла держать под постоянным наблюдением всю периферию пожара, систематически обходя его по полосе локализации. Окарауливание организуется в процессе остановки пожара, когда работники, по мере продвижения вдоль кромки (или по трассе отжига), оставляют позади себя караульных, которые ликвидируют загорания за опорной полосой и дотушивают очаги по периферии пожара. Окарауливание пожаров в районах применения наземных сил и средств во всех случаях организуется силами наземных лесопожарных подразделений (формирований) под руководством работника лесопожарной организации, а в районах применения авиационных сил и средств, если пожар был потушен авиационными командами, окарауливание осуществляется авиационными силами под руководством работника авиапожарной команды (группы) или доставленными на их замену работниками наземных подразделений. На территориях, где проводится авиационное патрулирование лесов, наблюдение за пожарами и их окарауливанием, дополнительно осуществляется с воздуха.

23. При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, загрязненными радионуклидами, приоритетными задачами является сохранение жизни и здоровья людей, выполняющих работы по тушению пожаров и предотвращение распространения радионуклидов на сопредельные территории. Особенности тушения лесных пожаров разделяются по зонам радиоактивного загрязнения.
В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2 (37 - 185 кБк/м2) и стронцием-90 - от 0,15 до 1 Ки/км2 (5,55 - 37 кБк/м2):
а) тушение пожаров проводится, преимущественно, обычными способами с принятием дополнительных мер по защите работающих от вредного воздействия пыли и продуктов горения лесных горючих материалов;
б) тушение горящей кромки пожаров проводится наземными или авиационными средствами при помощи воды и водных растворов химических огнетушащих веществ, а также созданием перед кромкой пожара заградительных полос путем слива огнезащитных растворов с использованием наземных или авиационных средств.

В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 (185 - 555 кБк/м2):
а) остановка и тушение лесных пожаров проводится без выполнения работ на кромке огня, путем создания заградительных и опорных химических полос при помощи наземных механизмов, а также с использованием вертолетов с водосливными устройствами и самолетов-танкеров.
б) дотушивание пожаров проводится с использованием пожарных автоцистерн с установленными пожарными лафетными стволами, а также с использованием пожарных мотопомп.

В зонах с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 15 до 40 Ки/км2 (555 - 1480 кБк/м2) и более 40 Ки/км2 (1480 кБк/м2):
а) остановка и тушение пожара проводится в соответствии со специально разработанными для условий радиоактивного загрязнения регламентирующими документами, в которых учтены требования радиационной безопасности при тушении радиоактивного лесного пожара;
б) остановка и тушение пожара проводится с вертолетами с водосливными устройствами и самолетами-танкерами;
в) окончательная локализация и дотушивание лесных пожаров проводится наземными силами и средствами, при этом используются автоцистерны с установленными пожарными лафетными стволами и пожарные вездеходы на базе специальной (военной) техники, а для дотушивания пожаров - пожарные мотопомпы.

На данных территориях при тушении лесного пожара работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты - респираторами, средствами защиты органов зрения, закрытой резиновой обувью, спецодеждой.

На тушение лесных пожаров в загрязненных радионуклидами лесах направляются только лица, прошедшие специальную подготовку и медицинское обследование. При высоких уровнях мощности эквивалентной дозы ионизирующего излучения время работы сокращается в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.6.1.2523-9 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47, зарегистрированных Минюстом России 14 августа 2009г., регистрационный № 14534 («Российская газета», 2009, № 171/1), устанавливающих пределы доз.

III. Организация руководства тушения лесных пожаров

24. Руководство деятельностью по организации тушения лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка) возлагается на руководителя лесничества (лесопарка). При возникновении крупных лесных пожаров (площадью 25 га и более - в районах применения наземных сил и средств, 200 га и более - в районах применения авиационных сил и средств) или значительного количества лесных пожаров в условиях высокой (чрезвычайной) пожарной опасности на территории лесничества формируется оперативный штаб по тушению пожаров на период до момента ликвидации лесных пожаров или до конца пожароопасного периода.

25. В состав оперативного штаба входят представители всех лесопожарных формирований и организаций, участвующих в тушении и обеспечении работ по тушению лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка).

26. В целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, координацию мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории муниципальных образований осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом случае руководство деятельностью по организации тушения лесных пожаров на территории района и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер возлагаются на руководителя соответствующей комиссии.

27. В условиях чрезвычайной горимости оперативный штаб лесничества участвует в работе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в качестве ее структурного компонента (ее рабочая группа).

28. Руководит работой оперативного штаба руководитель лесничества (лесопарка) или замещающее его лицо. Территориально оперативный штаб располагается в лесничестве (лесопарке) или при авиаотделении, в местах постоянного размещения наземных лесопожарных формирований, в местах расположения подразделений специализированной диспетчерской службы.

29. Оперативный штаб:
а) осуществляет стратегическое планирование сил и действий по ликвидации лесных пожаров;
б) взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров, в том числе руководителями тушения крупных лесных пожаров;
в) осуществляет межведомственное взаимодействие;
г) организует устойчивое обеспечение работ по тушению лесных пожаров.

30. В случае, когда на территории лесничества (лесопарка) одновременно возникло несколько лесных пожаров или когда в течение суток потушить возникший пожар имеющимися ресурсами пожаротушения невозможно, руководитель лесничества (лесопарка) немедленно сообщает об этом уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, специализированную диспетчерскую службу, для решения вопроса о направлении на тушение лесных пожаров дополнительных сил и средств, расположенных на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

31. Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется специально подготовленным лицом - руководителем тушения лесного пожара, который управляет на принципах единоначалия персоналом лесопожарных формирований, участвующих в тушении пожара, а также всеми привлеченными к тушению пожара ресурсами пожаротушения.

32. Руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо лесопожарного подразделения (формирования). Руководитель тушения лесного пожара:
а) осуществляет тактическое руководство всеми силами тушения с целью ликвидации лесного пожара;
б) отвечает за выполнение поставленной задачи, за разработку тактики и стратегии тушения пожара, за безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
в) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также, при необходимости, принимает решения о спасении людей и имущества при пожаре;
г) при необходимости принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории;
д) взаимодействует с лесничеством (лесопарком) и его оперативным штабом;
е) обязан обеспечить условия для выполнения всеми работающими на тушении пожара правил охраны труда и техники безопасности работ и несет за это ответственность;
ж) не должен оставлять место пожара до тех пор, пока пожар не будет потушен или локализован. После того, как руководитель тушения лесного пожара лично убедится в его полной локализации и в ликвидации очагов горения на всей пройденной пожарами площади (а при крупных пожарах на полосе шириной 50-100 м по периферии пожарища), он может покинуть пожар, оставив на месте под руководством работника лесопожарного формирования часть рабочих для проведения наблюдения за локализованным лесным пожаром и его дотушивания (окарауливания);
з) имеет право назначить заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении данного лесного пожара, при этом ответственность за принимаемые заместителем решения сохраняется на руководителе тушения лесного пожара;
и) не имеет права возложить исполнение своих обязанностей на иных лиц.

Границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, устанавливаются на расстоянии не менее 500 метров от действующей (локализованной) кромки лесного пожара и (или) созданных (планируемых к созданию) минерализованных полос, опорных линий, от которых производится отжиг, рубежей, на которых производится (планируется) остановка распространения и локализация пожара.

33. Руководитель тушения лесного пожара, руководители подразделений, руководители лесопожарных формирований в целях обеспечения безопасности проведения работ по тушению, обязаны при организации работ обеспечить:
а) строгое соблюдение принципов единоначалия и твердой дисциплины всеми работниками, участвующими в тушении лесного пожара;
б) непрерывный контроль руководителями лесопожарных формирований четкого исполнения подчиненными работниками правил по охране труда и техники безопасности;
в) строгое соблюдение технологий проведения работ по тушению;
г) проведение своевременного обучения и инструктажей с работниками, участвующими в тушении лесного пожара;
д) соответствующее обеспечение всех работников, участвующих в тушении лесного пожара, специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;
е) использование современного и исправного оборудования, механизмов и инструментов при проведении работ по тушению лесного пожара;
ж) организацию оптимального режима работы и отдыха работников, непосредственно участвующих в тушении лесного пожара;
з) организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, непосредственно участвующих в тушении лесного пожара;
и) создание условий, обеспечивающих возможность оказания своевременной доврачебной и медицинской помощи пострадавшим при тушении лесного пожара работникам, проведения для них своевременных соответствующих эвакуационных мероприятий в медицинское учреждение;
к) организацию в течение всего периода тушения лесного пожара устойчивой связи (радиосвязи) между работниками и всеми руководителями подразделений и лесопожарных формирований.

34. Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.

35. В случае, когда руководитель тушения лесного пожара отсутствует (не определен), назначение лица руководителем тушения лесного пожара производится старшим по должности работником подразделения или распоряжением (приказом) оперативного штаба лесничества по согласованию с руководством организации, в котором работает указанное лицо.

36. В случае действия режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, назначение лица руководителем тушения крупного лесного пожара производится решением в виде приказа или распоряжения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по согласованию с руководством оперативного штаба лесничества и руководством организации, в которой работает указанное лицо.

37. Руководителем тушения крупного лесного пожара назначается специально подготовленное лицо, обладающее значительным опытом тушения крупных лесных пожаров, достаточными знаниями об имеющихся технологиях и приемах тушения лесных пожаров, владеющее навыками оценки обстановки и приемами организации взаимодействия, обладающее психологическими качествами руководителя. Руководителю тушения крупного лесного пожара подчиняются все силы, прибывшие на тушение пожара независимо от их ведомственной принадлежности. Руководитель тушения крупного лесного пожара несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по тушению пожара, соблюдение правил охраны труда.

38. Если прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений при необходимости (в случае усложнения обстановки) принимает руководство тушением пожара на себя, при этом он принимает на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения по тушению лесного пожара. Момент оглашения вышестоящим должностным лицом своего первого устного распоряжения (приказа) является моментом принятия на себя руководства тушением лесного пожара и всей полноты ответственности.

39. В случае, когда руководитель тушения лесного пожара ранее был назначен распоряжением (приказом) оперативного штаба лесничества или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение иного лица в качестве руководителя тушения лесного пожара или отстранение действующего руководителя тушения лесного пожара от исполнения обязанностей производится на основании распоряжений (приказов) этих органов.

40. В районах применения наземных сил и средств приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам наземных лесопожарных формирований.

41. В районах применения авиационных сил и средств приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам из числа находящихся на пожарах групп (команд) парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также летчиков-наблюдателей.

42. Периметр крупного пожара с учетом рельефа местности и растительного покрова, наличия естественных и искусственных рубежей и имеющихся сил и средств тушения может разграничиваться на сектора и участки. Участки и сектора тушения лесного пожара определяются в соответствии с решением руководителя тушения лесного пожара по месту проведения работ или видам действий. При создании на пожаре двух и более участков тушения организуются сектора тушения, объединяющие их. Руководители участков и секторов тушения назначаются руководителем тушения лесного пожара. Секторы закрепляется за отрядами и командами, участки - за группами и командами.

43. При тушении крупного лесного пожара руководитель тушения лесного пожара назначает помощников (руководителей) для проведения обследований лесного пожара и сбора информации о текущей ситуации (разведки), руководства командами (отрядами), осуществляющими работы на отдельных участках (секторах) пожара, организации взаимодействия и обеспечения работ.

44. Руководитель сектора тушения пожара (руководитель отряда или команды) осуществляет руководство всеми силами и средствами пожаротушения, выполняющими работы в его секторе, на принципах единоначалия и твердой дисциплины.

45. Руководитель участка тушения пожара (руководитель группы или команды) осуществляет руководство всеми силами и средствами пожаротушения, выполняющими работы на данном участке, на принципах единоначалия и твердой дисциплины.

46. Каждой отдельной группе (команде) по прибытии их на место пожара, руководитель тушения лесного пожара ставит задачи по тушению пожара и определяет часть кромки пожара (участок, сектор). Руководители (командиры) всех подразделений обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения лесного пожара и неукоснительно выполнять его указания.

47. Все работы по тушению пожаров строятся на основе твердой дисциплины и единоначалия. Распоряжения вышестоящего руководителя являются обязательными для всех работников, участвующих в тушении пожара. При этом каждый работник должен выполнять команды одного руководителя, непосредственно руководящего подразделением, в котором состоит данный работник.

48. Для ориентирования в лесу (на местности), направления сил и средств тушения на участки проведения работ, руководитель тушения лесного пожара и руководители лесопожарных формирований используют схемы местности, схемы тушения и (или) топографические карты, лесопожарные карты, средства магнитной и спутниковой навигации. На эти карты (схемы) наносится лесопожарная ситуация в районе проведения работ по тушению лесного пожара, уточненные данные, полученные в результате воздушного и (или) наземного обследования лесного пожара (разведки), прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и другие данные, необходимые для ликвидации лесного пожара.

49. По прибытии на пожар руководитель тушения лесного пожара, используя полученные материалы от наземных и авиационных служб, определяет тактические приемы и технические способы наиболее быстрой ликвидации пожара.

50. В случае если лесной пожар принял размеры и характер, когда прибывших сил и средств тушения для быстрой ликвидации пожара недостаточно, руководитель тушения лесного пожара немедленно информирует специализированную диспетчерскую службу и приступает к обследованию лесного пожара. При этом прибывшие силы и средства пожаротушения до окончания обследования и принятия решения о плане тушения следует использовать для остановки распространения пожара на наиболее опасных направлениях, или для сохранения населенных пунктов, объектов экономики и ценных участков леса от пожара вблизи места нахождения этих сил и средств.

51. Руководитель тушения лесного пожара организует проведение системы мероприятий по сбору информации с целью получения актуальной информации, необходимой для разработки оперативного плана и схемы тушения, наблюдения за развитием и состоянием лесного пожара, контроля результата проводимых работ по тушению лесного пожара, выработки адекватных решений и проведения мер по тушению и, в случае необходимости, аварийно-спасательных мероприятий. Система мероприятий по сбору информации (разведка) включает в себя организацию проведения периодических наземных и авиационных обследований лесного пожара, изучение метеорологической обстановки, выставление постов наблюдателей на отдельных направлениях распространения лесного пожара, установление для руководителей подразделений и отдельных работников оптимального режима предоставления докладов о развитии ситуации на лесном пожаре. При проведении разведки устанавливаются:
а) вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;
б) основные типы (виды) горючих материалов;
в) тактические части пожара (фронт, фланги и тыл);
г) наиболее опасное направление распространения (объекты, которым угрожает пожар или лесные насаждения, в которых возможно его усиление и переход в верховой);
д) наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;
е) возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения;
ж) возможное усиление или ослабление пожара из-за изменений метеорологической обстановки;
з) возможность подхода, подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;
и) наличие источников водоснабжения и возможность их использования; наличие опорных полос для проведения отжига и условия прокладки минерализованных полос;
к) безопасные места стоянки транспортных средств, расположения людей; пути отхода лиц, осуществляющих тушение лесного пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможные места укрытия.

52. Результаты обследования отражаются в составляемых при этом схемах местности, схемах тушения или лесопожарных картах.

53. Кроме полученных данных, в результате обследования определяется направление распространения и развития лесного пожара в ближайшее время (краткосрочный период). При этом учитывается возможное усиление и развитие лесного пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут распространяться фронт и фланги пожара, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для лесных пожаров площадью до 10 га такой прогноз составляется на ближайшие 3 часа, а для более крупных пожаров до 6 часов и более.

54. Данные обследования лесного пожара и прогноз возможного распространения и развития лесного пожара с указанием необходимых дополнительных ресурсов пожаротушения немедленно передаются в специализированную диспетчерскую службу.

55. По их результатам руководитель тушения лесного пожара разрабатывает план выполнения работ по его тушению, в котором определяются:
а) технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;
б) сроки выполнения отдельных мероприятий по тушению;
в) распределение наличных сил и средств по периметру лесного пожара;
г) организация связи с подразделениями;
д) привлечение дополнительных сил и средств тушения;
е) мероприятия по постоянному сбору информации о ситуации на лесном пожаре, ходе проведения работ по тушению.

56. В условиях сильной задымленности контур пожара выявляют с помощью дистанционных методов обследования, в том числе с использованием инфракрасной съемки с борта самолета, вертолета, беспилотного летательного аппарата.

57. Работы по тушению лесного пожара целесообразно планировать таким образом, чтобы локализация лесного пожара была закончена не позднее 10 часов утра следующего дня до момента начала максимального роста дневных температур.

58. В случае, если лесной пожар распространился на большой площади, наземное и авиационное обследование лесного пожара производится ежедневно, а при быстром распространении пожара авиационное обследование проводится 2 раза в день и более.

59. В районах применения авиационных и наземных сил и средств данные разведки летчиков - наблюдателей сбрасываются с борта воздушного судна вымпелом или передаются по радиосвязи (или по каналам мобильной и спутниковой электронной связи) непосредственно руководителю тушения лесного пожара. При возможности посадки вертолета вблизи пожара обследование лесного пожара на вертолете производится с участием руководителя тушения лесного пожара.

60. При осуществлении работ по тушению крупного лесного пожара, в зависимости от размера пожара и его сложности, наличия сил и средств тушения, Руководитель тушения лесного пожара организует систему управления подразделениями, обеспечивающую: устойчивое управление; эффективное использование сил и средств тушения; надлежащий контроль за своевременным выполнением поставленных задач; персональную ответственность на всех уровнях руководства; соблюдение принципа единоначалия и твердой дисциплины.

61. В случае, когда при тушении крупного лесного пожара используется значительное число сил и средств, с целью организации оптимальной структуры управления, руководитель тушения лесного пожара организует непосредственно на пожаре штаб по тушению данного лесного пожара. Состав и количество лиц, задействованных в работе штаба по тушению лесного пожара, определяет руководитель тушения лесного пожара единолично.

62. Руководитель тушения лесного пожара назначает начальника штаба, который становится его заместителем.

63. Основные задачи штаба по тушению лесного пожара:
а) сбор и обобщение информации о состоянии пожара и ходе его тушения;
планирование действий по тушению пожара;
б) обеспечение руководства подразделениями (формированиями), их взаимодействия и координации работ;
в) обеспечение связи между подразделениями (формированиями);
г) решение вопросов обеспечения работ по тушению;
д) взаимодействие с оперативным штабом;
е) учет сил, средств и других ресурсов тушения.

64. Место расположения штаба по тушению лесного пожара определяет руководитель тушения лесного пожара. Территориально штаб по тушению лесного пожара размещается по возможности максимально близко к месту проведения работ по тушению или в местах расположения основных сил тушения в районе пожара.

65. В целях организации взаимодействия все подразделения, лесопожарные формирования, экипажи воздушных судов, участвующие в тушении лесного пожара, руководители различного уровня, обеспечивающие управление силами и средствами на лесном пожаре, обеспечиваются средствами связи.

66. Для организации связи используется телефонная связь, радиосвязь коротковолнового и ультракоротковолнового диапазонов, электронная связь. Обеспечение радиосвязью ультракоротковолнового диапазона является обязательным для всех подразделений, участвующих в тушении лесного пожара.

67. Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В расписании указывается время работы радиостанций, используемые частоты, позывные и другие данные, необходимые для обеспечения связи на пожарах.

68. Связь с подразделениями, лесопожарными формированиями, работающими на тушении лесного пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование, мероприятия по обеспечению работ и тушение лесных пожаров, поддерживается в течение всего периода проведения работ до момента их полного прекращения и возращении работников к местам постоянной дислокации.

69. При тушении крупных лесных пожаров с целью обеспечения руководства и взаимодействия на пожаре, руководитель тушения лесного пожара составляет схему тушения пожара, на которой отображаются основные положения плана выполнения работ по тушению лесного пожара. Руководители подразделений, по возможности, обеспечиваются копиями схем тушения пожара, в пределах порученных им участков (секторов) работ.

70. При тушении крупных лесных пожаров, для которых планируемый период тушения составляет менее 3-х суток, схема тушения составляется единожды на весь планируемый период тушения, при необходимости в нее могут наноситься различные необходимые коррективы. Новая схема тушения составляется при необходимости внесения существенных изменений в планируемые действия при тушении лесного пожара.

71. При тушении крупных лесных пожаров, для которых фактический или планируемый период тушения занимает более 3 суток, схема тушения составляется ежедневно. Схема тушения составляется до 9 часов утра текущего дня, с предоставлением, по возможности, копий схем тушения руководителям подразделений, участвующих в тушении данного лесного пожара. Копия схемы тушения предоставляется в оперативный штаб лесничества и (или) комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по запросу.

72. В ходе тушения лесного пожара в случаях, когда требуется внести значительные коррективы в план выполнения работ по тушению, новые схемы тушения составляются в любой момент времени в течение всего периода тушения лесного пожара.

73. Схема тушения составляется в произвольном масштабе с использованием топографической или лесопожарной карт, в том числе и в электронном виде, при необходимости может быть нанесена на планшет с планом лесонасаждений. Схема тушения составляется с обязательным указанием даты и времени составления, фамилией и подписью лица, составившего схему.

74. Схема тушения состоит из графической и текстовой частей, отображающих план тушения лесного пожара.

75. Графическая часть схемы тушения содержит:
а) топографическую основу, отображающую основные необходимые элементы топографии;
б) контур лесного пожара по состоянию на момент составления схемы тушения, направление распространения кромки пожара или его отдельных элементов, границы лесного пожара и его площадь;
в) привязку к местности (при наличии - с указанием квартальной сети);
критические направления и факторы, влияющие на процессы принятия решений и условия проведения действий по тушению;
г) естественные или искусственные рубежи и опорные линии, наличие естественных преград (рек, ручьев, озер, водоемов, дорог, троп, минерализованных полос);
д) расположение подразделений, лесопожарных формирований, с указанием секторов и участков; при необходимости указываются расстановка людей и технических средств;
е) основные задачи подразделениям, включая указание основного (оптимального) направления тушения лесного пожара.

76. Графическая часть схемы тушения должна быть сориентирована по сторонам света. На графической части обязательно указывается основное направление ветра.

77. Основные используемые цвета графических элементов, которые наносятся на схему тушения:
а) коричневый цвет - дороги, возвышенности, естественные и искусственные преграды;
б) зеленый цвет - квартальная сеть, номера кварталов, границы лесничеств (лесопарков), отдельные насаждения, тип растительности;
в) синий цвет - естественные и искусственные водоемы (реки, ручьи, озера, пруды, болота и т.п.), места забора воды;
г) красный цвет - контур действующего пожара, направление распространения пожара, места размещения (высадки) авиапожарных групп (команд), места размещения наземных подразделений, лесопожарных формирований, места размещения пунктов управления, графическое отображение поставленных задач для них;
д) черный цвет - населенные пункты, направление ветра, имеющиеся (или уже созданные в ходе тушения лесного пожара) опорные линии (минерализованные полосы, разрывы, барьеры), потушенные (недействующие) участки лесного пожара, текст к графическим элементам.

78. Отображение тактической обстановки на схеме тушения осуществляется с использованием унифицированных символов, представленных в приложении 1 к данным Правилам.

79. Текстовая часть схемы тушения содержит:
а) информацию о построении управления силами пожаротушения на пожаре;
б) информацию для обеспечения взаимодействия и связи между подразделениями на пожаре;
в) дополнительную информацию, необходимую для обеспечения эффективности тушения.

80. Руководитель тушения лесного пожара при необходимости отображает на схеме тушения иную дополнительную графическую и (или) текстовую информацию.

81. При получении схем тушения руководители подразделений, обязаны сопоставить схему тушения со своим имеющимся картографическим материалом.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=15633
подробнее


02.10.2013

Пожарные эксперты Центральной России собрались в Орле
Вьетнамцы были поражены радиоуправляемой пожарной техникой на «ВТТВ-2013» в Омске
СПбГЛТУ опроверг данные МЧС о пожароопасности своих корпусов
Добровольные пожарные получат деньги на учебу
Сотрудника донского МЧС, заболевшего на курорте в Испании, отключили от аппаратов искусственного дыхания.

03.10.2013

Во время пожара в управе в Москве сгорели все документы
Подмосковные подростки добровольно помогают пожарным
Две чувашские компании оштрафовали за отсутствие «курилок» и огнетушителей
В Нижнем Новгороде после реконструкции открылось одно из старейших пожарных депо
Шанцев: в ближайшие три года планируется реконструировать или построить еще 10 пожарных частей




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных