24.04.2012 29 июня 2006 года приказом МЧС России № 386 был утвержден административный регламент, определяющий, когда и каким образом МЧС должно информировать СМИ и население о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, в том числе лесных. Согласно этому регламенту, решение об информировании населения о крупном пожаре принимается лишь в случае, если погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара. Более того, согласно этому регламенту должностным лицам "запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения", причем перечень таких сведений не определен, равно как и критерии паники. Получается, что пока от крупного лесного пожара не погибло пять человек или не пострадало десять, информировать о нем население еще не требуется; а когда люди уже погибли или пострадали - информировать население уже нельзя, так как это может вызвать панику. Таким образом, данный регламент позволяет должностным лицам МЧС вообще не информировать население о ситуации с крупными лесными пожарами, или информировать несвоевременно и некачественно.
Ссылка: Приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386
Именно так этот регламент интерпретируется на практике. В частности, в ответе Прокуратуры Ивановской области на письмо Гринпис России об искажении данных о торфяных пожарах в этом регионе говорилось следующее:
"Также сообщаю, что согласно п. 8 Положения о Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, одной из основных функций МЧС России является информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты. Однако согласно п. 4.1. Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являющегося приложением к Приказу МЧС РФ от 29.06.2006 N 386, решение об информировании населения о пожаре через средства массовой информации принимается лишь о крупных пожарах и только в случаях, если пожар имел определенные последствия, в том числе погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более. В связи с тем, что ни одно из указанных выше условий при пожарах в Южском районе в августе-сентябре 2011 года не имело место основания для информирования населения о данных пожарах через средства массовой информации и по иным каналам у ГУ МЧС России по Ивановской области отсутствовали".
Ссылка: По мнению прокуратуры, пока от пожара не погибло 5 человек или не пострадало 10, информировать население о нем не надо
Приказ МЧС РФ от 29 июня 2006 г. № 386 получил неофициальное название "Регламент лжи" - за то, что он фактически позволяет должностным лицам МЧС, в нарушение требований Конституции РФ и ряда федеральных законов, предоставлять гражданам и СМИ недостоверную и неполную информацию о ситуации с пожарами на природных территориях, и не нести за это ровным счетом никакой ответственности.
Гринпис России направил Президенту РФ письмо о необходимости отмены данного административного регламента, по крайней мере в той части, которая касается информирования граждан о пожарах. Ниже приводится текст письма.
№ 12 / 116 от 20.04.2012
Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Приказом МЧС России от 29.06.2006 № 386 утвержден Административный регламент МЧС РФ по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента критериями, решение об информировании населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях при крупных пожарах принимается, если погибло пять человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 МРОТ на день возникновения пожара. Кроме того, Регламент запрещает при организации информирования населения давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения (какие именно сведения могут вызвать панику среди населения, Регламент не уточняет).
Поскольку Регламент позволяет не информировать население о крупных пожарах, пока от них не погибло пять человек либо не пострадало десять, а информация о гибели такого количества людей может вызывать панику, получается, что Регламент позволяет МЧС, его подразделениям и должностным лицам вообще не информировать население о чрезвычайных ситуациях, связанных с крупными лесными пожарами.
Это является прямым нарушением прав граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (а информация о крупных лесных пожарах является важной составной части информации о состоянии окружающей среды). В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти обязаны оперативно и достоверно информировать население через СМИ о прогнозируемых и возникших ЧС (к которым относятся в том числе крупные лесные пожары). В соответствии с Положением об МЧС России, утвержденным Указом Президента России от 11.07.2004 № 868, МЧС России организует информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственной тайне", не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.
Таким образом, Регламент противоречит требованиям действующего законодательства в части установления ограничений на распространение информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах. В связи с этим просим Вас принять меры к признанию этой части Регламента не действующей и не подлежащей применению.
Приложение. Обоснование на трех страницах.
С уважением, Исполнительный директор Цыпленков С.А.
* * * * *
Приложение
Обоснование необходимости признания недействующим и не подлежащим применению
Административного регламента МЧС РФ по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах,
утвержденного приказом МЧС РФ от 29.06.2006 № 386 (зарегистрирован в Минюсте России 17.07.2006 № 8074),
в части установления ограничений на распространение информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах
Приказом МЧС России от 29.06.2006 № 386 (зарегистрирован в Минюсте России 17.07.2006 № 8074) утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Регламент).
Данный Регламент противоречит действующему законодательству Российской Федерации и подлежит признанию частично не действующим по следующим причинам.
В соответствии с п.4.1. Регламента критериями, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются:
при крупных пожарах - погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара.
Кроме того, в соответствии с Регламентом, при организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа.
Таким образом, Регламентом установлено, что если не наступили указанные п. 4.1 последствия, а также в случае угрозы возникновения паники, уполномоченные органы не должны информировать население о пожарах.
В то же время, распространение пожаров (особенно пожаров на природных территориях) зачастую происходит быстрыми темпами (например, верховые лесные пожары, тростниковые пожары, степные пожары при неблагоприятных погодных условиях могут распространяться со скоростью до 40 км/ч, что может приводить в случае несвоевременного информирования населения к непринятию необходимых мер и, как следствие, гибели людей и уничтожению имущества). При этом, до уничтожения материальных ценностей и гибели людей пожары могут не соответствовать критериям п.4.1 Регламента, и, соответственно, информация о них не подлежит распространению.
При этом, следует иметь в виду, что информация о приближении к населенному пункту пожара, повлекшего гибель 5 и более человек, безусловно может вызвать панику.
Таким образом, Регламент вообще запрещает распространение информации об угрозе жизни имуществу людей, связанной с пожарами на природных территориях.
Нераспространение уполномоченными органами сведений о катастрофических лесных пожарах повлекло за собой уничтожение населенных пунктов и гибель людей во многих регионах летом 2010 года.
В частности, из-за этого произошли значительные человеческие жертвы в поселках Моховое и Каданок Луховицкого муниципального района Московской области 29 июля 2010 года.
Жители указанных поселков не были своевременно оповещены об угрозе перехода пожара на населенные пункт, не были приняты меры по эвакуации населения, что и привело к гибели оставшихся в населенных пунктах людей (http://vykza.ru/2011/02/16/lesnye-pozha ... itsya.html).
В то же время, требования п.4.1 Регламента прямо противоречат требованиям федеральных законов.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 6) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон устанавливает обязанность информирования о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях без каких-либо исключений и ответственность за ее сокрытие.
Поскольку любой пожар, а особенно быстро распространяющийся лесной пожар или пожар иного происхождения может быстро привести в ситуации, соответствующей критериями чрезвычайной ситуации, информации о любых пожарах на природных территориях подлежит обязательному распространению.
Таким образом, Регламент противоречит требованиям Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с Положением об МЧС России, утвержденным Указом Президента России от 11.07.2004 N 868 (ред. от 14.05.2010) МЧС России организует:
информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;
Данный Указ устанавливает обязанность органов МЧС России информирования населения о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях без каких-либо исключений.
Таким образом, Регламент противоречит требованиям Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Конституции Российской Федерации сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Как указано выше, пожары угрожают здоровью и жизни людей.
Таким образом, регламент противоречит Конституции Российской Федерации и создает условия для нарушения предусмотренных конституцией прав граждан России.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне"(статья 7) не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Таким образом, Регламент противоречит требованиям Федерального закона "О государственной тайне".
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 237):
1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией,
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В 2011 году имелись факты сокрытия и искажения информации о пожарах, угрожавших населенным пунктам Южского района Ивановской области и жизни и здоровью жителей указанных сел со стороны Главного управления МЧС по Ивановской области. Гринпис России обратился в органы прокуратуры с заявлением о привлечении виновных должностных лиц к Уголовной ответственности.
В ответ на это обращение Прокуратура Ивановской области письмом от 7 ноября 2011 г. № 7-497-2011 сообщила, что указанные должностные лица Главного управления МЧС России по Ивановской области действовали в соответствии с Регламентом, соответственно не подлежат привлечению к ответственности.
Таким образом, Регламент создает условия для безнаказанного совершения деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьей 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденный приказом МЧС России от 29.06.2006 № 386 (зарегистрирован в Минюсте России 17.07.2006 № 8074), в части установления ограничений на распространение информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах должен быть признан недействующим и не подлежащим применению./forestforum.ru/