26.03.2012 В студии Zelenograd.ru председатель зеленоградского совета московской организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО) Дмитрий Данилов.
— Сегодня хотелось бы поговорить о том, что такое добровольное пожарное общество. Насколько я понимаю, это не новая организация, возрождение старой традиции?
— Это совершенно не новое. Как вы правильно заметили, возрождение имеет место, а вообще мы в этом году будем праздновать 120 лет. Первым было Императорское пожарное общество, его председателем был граф Шереметев. Власть меняется, а ВДПО так и остается, это помощь на тушении пожаров. Это очень старая организация, одна из старейших в стране. Других таких нет.
— Чем занимается конкретно зеленоградский совет ВДПО?
— Первый приоритет, у нас и в уставе он прописан, — это привлечение людей, разговоры с жителями, с детьми.
— Просвещение по поводу профилактики пожаров?
— Это обязательная агитация, профилактика, это входит в наши непосредственные обязанности. Профилактика возникновения пожаров, тушение пожаров, возникновение чрезвычайных ситуаций, как люди себя должны вести, работа с детьми непосредственно — это наш профиль.
— Вы работаете только с детьми?
— Нет, конечно, у нас есть и работа со взрослыми, мы же обучаем пожарно-техническому минимуму. Все руководители каких-либо организаций должны проходить это, потому что они отвечают за жизнь людей, которые находятся у них в подчинении.
— А как все-таки строится эта работа? Если взять работу с детьми — вы приходите в школы, детские сады?
— Да, конечно.
— Это происходит как-то по договоренности с администрацией учебных заведений?
— Конечно, в первую очередь. Сейчас от заведующих детских садов, директоров школ, пошло очень много заявок с просьбами провести такие занятия, это у них входит в программу ОБЖ. Мы совместно с МЧС проводим такие занятия. В планах у нас это обязательно стоит, в месяц мы проводим по три-четыре занятия в обязательном порядке.
— А что вы показываете, что рассказываете?
— У нас есть специальный видеоматериал для дошкольных учреждений, есть слайды, есть маленькие клипы, есть разные фильмы минут на 30, чтобы детям было интересно. Потом, в дополнение, мы рассказываем о том, как не надо себя вести. Ведь ни для кого не секрет, что дети погибают на пожарах в основном не из-за огня, а из-за того, что они спрятались и не вышли вовремя, то есть, испугались. Что-то подожгли, не понимали, что нужно убегать, что жизнь гораздо дороже, чем если тебя отругают. Вот это все профилактика.
— Что демонстрируется детям на этих видеозаписях, слайдах — пожары, какие-то ситуации, в которых ребенок может оказаться?
— Да, проигрываются такие ситуации. Где-то идет мультипликационный сюжет; конечно, мы не показываем пожары, увечья или что-то подобное.
— Как вы оцениваете эффективность таких занятий? Дети вообще серьезно их воспринимают?
— Я совсем недавно на этой должности, пока вливаюсь, но могу сказать, что всем детям интересно. Я спрашиваю: «Кто хочет быть добровольным пожарным?» Все дети говорят: «Мы хотим!», потому что это интересно. Я у детей спрашиваю: «А кто для вас пожарный?», они говорят: «Это герой, это профессионал», понимаете? Хорошее, уважительное отношение и у детей, и у взрослых, без разницы, потому что они действительно спасают людей. Очень серьезная профессия.
— Раньше, помню, была организация ЮДПД. К нам в школе вот так же приходили сотрудники пожарной охраны, рассказывали, мы записывали что-то в тетрадки.
— Совершенно такая же работа происходит, только сейчас лучше техническая оснащенность: слайды, видеофильмы. Это то же самое, просто сейчас по-другому называется — ДЮП.
— «Добровольный юный пожарный» то есть.
— Сейчас у меня есть 15 заявлений от детей, которые хотят вступить. Это значки, это членство.
— А взносы платить надо?
— Нет, детям не надо.
— Если говорить о работе со взрослыми. Зеленоградский совет, как подразделение ВДПО, — сколько в нём участников, чем они занимаются?
— Еще раз подчеркну, что я этим занялся недавно. Пришлось, конечно, перебрать много документов, в данный момент у меня 15 человек из 37. Когда человек не платит взносы, я должен докладывать в центральное объединение, и мы их выводим за штат, они не в обществе.
— Можно ли узнать размер взносов?
— 100 рублей в месяц. Сейчас сделали 60.
— У этих 15 человек есть какие-то обязанности?
— Обязанности не прописаны в уставе. Сейчас в нашем зеленоградском ВДПО сами пожарные, это, в основном, сотрудники МЧС. Конечно, они мне помогают, мы делаем выезды, встречаемся со спасателями, с детьми, они смотрят, как спасатели живут, как они выполняют свою работу. Без них я не смогу это сделать, если у меня с ними не будет связи. Они, допустим, приезжают в школу, там два-три класса. Они одеваются в форму, показывают, как тушат пожар. Сейчас были холода, тяжело. А так показывают, как работает машина, как работает лестница, всем детям это интересно. То есть, у людей есть какая-то обязанность, ответственность перед детьми.
— Получается интересная вещь: это же добровольное общество?
— Да.
— Добровольная помощь пожарным, но в нем состоят те же самые пожарные. То есть, каких-то людей со стороны, не имеющих отношения к МЧС, там нет?
— Я думаю, что сейчас вплотную начну этим заниматься, я уже начал. Есть люди, которые спрашивают: «Дмитрий Михайлович, а зачем мне это надо?»
— Резонный вопрос.
— Раньше были пионерия, комсомол, та же самая партия, человек уже не один. Если я, как председатель, могу помочь в каких-то вопросах, то человек не один, это организация. Если даже какой-то личный вопрос, то я от лица организации могу ему помочь на своем уровне.
— Какой-то физической помощи пожарным не требуется, когда они выполняют свои прямые обязанности?
— Нет, конечно. Это пропаганда. Вы понимаете, когда человек знает азы, он может вывести множество человек из какого-то помещения, он знает, как это делать, он может это на себя взять и спасти людей до приезда пожарных. Если в любой организации есть такие люди, это очень здорово.
— Есть какие-то типичные ошибки, которые делают люди при пожаре?
— Во-первых, это паника. Во-вторых, надо выбегать на лестничный проход, закрывая за собой дверь, чтобы дым не шел. Сгорает меньшее количество людей, чем отравляется и умирает от продуктов горения.
Те, кто знают, что делать, берут на себя эту ответственность, выводят. Для них все просто, но на самом деле они спасают жизни людей. Знания — это большая сила; люди, знающие азы, уже так не поддаются панике при пожаре.
— Насколько я поняла, вы тесно взаимодействуете с зеленоградским управлением МЧС. Как складывается это сотрудничество?
— Я бы хотел воспользоваться случаем и сказать слова благодарности начальнику управления МЧС по Зеленоградскому округу Макееву Александру Викторовичу. Потому что этот человек понимает всю суть вопроса и всесторонне помогает мне. Помощь и взаимодействие очень хорошие, потому что ВДПО без МЧС не имеет смысла. У нас подписан договор о сотрудничестве с МЧС, Шойгу — мой непосредственный начальник.
— Если вдруг случится какое-то ЧП, серьезный пожар, может ли ваше общество оказать физическую помощь пожарным?
— Вы знаете, когда были торфяные пожары, у нас люди собирались и ездили помогать добровольцами, волонтерами.
— Вы имеете в виду лето 2010 года?
— Да. Я и сам поеду, если, не дай бог, что; буду помогать..
— Закон о создании добровольной пожарной охраны был подписан президентом РФ в прошлом году. Возможно, это и связано с пожарами позапрошлого года?
— Конечно.
— Возродили, например, дружинников, помощников полиции — ДНД. У них, насколько я знаю, есть какие-то льготы, бесплатный проезд. Есть ли подобное в ВДПО?
— Нет, ВДПО не имеет такой возможности. Мы сейчас заговорили о 100-м федеральном о добровольном пожарном обществе. Сейчас мы совместно с зеленоградским управлением МЧС создаем клуб ДПК — добровольная пожарная команда. Уже сейчас некоторые организации хотят вступить. Это действительно будет клуб. Я считаю, это будет хорошая наглядная агитация, это будет клуб для всех желающих вступить в добровольную пожарную дружину. Месяца через два мы его запустим, с местом определяемся.
— Где планируется это место?
— Пока идет разговор про школу в 16 микрорайоне. Заодно будем там и детей обучать, может быть, сделаем какой-то пожарный класс, для детей, которым это нужно, ведь многие дети хотят пойти в МЧС.
— То есть, одновременно это и пропаганда профессии?
— Конечно. Сделаем стометровку. Недавно у нас были соревнования, мы возили мальчишек в Теплый Стан, и они у нас проходили полосу препятствий, стометровку. Я в первый раз на этих соревнованиях, интересно. Ребята, мальчишки наши, — молодцы, выступили, все в зачет попали, даже боролись с пожарными колледжами, которые вообще специализируются на этом, и, в принципе, не уступили, выглядели очень здорово. Я им благодарен, благодарен директорам школ, которые их отпускают с занятий, идут нам навстречу, сейчас это проблематично.
Сейчас идет упор на развитие спорта, в нашем случае пожарно-прикладной спорт имеется в виду.
— Ребята будут как-то поощрены?
— Да, планируем. Это зависит от нашей коммерческой деятельности, как у нас это будет проходить.
— Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Чем вы занимались, почему решили все-таки сейчас связать свою жизнь с МЧС?
—Я спортсмен, хоккеист. Все мы когда-то заканчиваем, когда-то уходим; время проходит, становишься ненужным там. Я получил предложение, поговорил с людьми, которые пригласили меня на эту должность, доверили её мне. Я с детства с уважением относился к пожарным, это единственный род войск (или как это можно назвать), с которым у меня только хорошие ассоциации.
Также есть работа с детьми. Я и тренером поработал в свое время, с детьми хороший контакт. Потому я и согласился, наверное. Тем более, я зеленоградец.
— Вы упомянули о том, что занимаетесь какой-то просвещенческой работой и с руководителями предприятий, организаций.
— Конечно.
— Какова ее эффективность? Обычно руководитель всегда знает, что у него на предприятии, в организации, не так по пожарной части.
— По пожарной части — это одно. Наша задача — предотвращение самих этих ситуаций. А это уже работа МЧС и инспекторов — выявлять какие-то нарушения, из-за чего может быть пожар или другая чрезвычайная ситуация. У тех, кто к нам обращается, мы по мере возможности все приводим в надлежащий вид.
— То есть, к вам можно обращаться с такими проблемами?
— Можно обращаться, нужно обращаться. Я буду рад любому сотрудничеству. К нам обращаются и индивидуальные предприниматели. Не имеет значения — торговая палатка это или завод, везде все одинаково. Сейчас первая цель министра МЧС и президента — чтобы пожарная безопасность была везде.
— Вопрос скорее к МЧС, чем к вас, но все же интересно —где у нас в округе хуже всего с пожарной безопасностью, в жилых домах или организациях?
— Все достаточно на уровне. Конечно, я сам не специалист, но у меня есть специалисты, которым я полностью доверяю, у нас есть и своя лаборатория. Я считаю, что по Зеленограду хороший уровень пожарной безопасности и всего остального. Служба ЧС у нас работает хорошо.
— Особых проблем нет?
— Да, все нормально.
Зеленоградский отдел ВДПО: улица Новокрюковская, дом 2, строение 1, пожарная часть № 70, телефон (499)717-0044
Юлия Кравченко / Zelenograd.ru/