23.03.2012 Там будут все виды связи, включая спутниковую систему Iridium, на которую в России пока ни у кого нет лицензии
Два самолета Ан-148, которые до конца года поступят в МЧС России, будут использоваться в качестве нового воздушного штаба министра Сергея Шойгу. Сейчас эти задачи выполняют лайнеры устаревшего типа Як-42 со спецсвязью на борту. Ранее предполагалось, что Ан-148 для ведомства спасателей будут построены исключительно в специализированном медицинском исполнении.
— Одна из функций данного самолета, помимо медико-эвакуационной, — это командный пункт министра МЧС или начальника оперативной группы, — рассказал «Известиям» директор Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС Рафаэль Закиров.
Согласно госконтракту, МЧС получит два Ан-148-100ЕМ, которые могут быть использованы как для перевозки пассажиров, так и для эвакуации пострадавших, рассказали «Известиям» в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
В базовом варианте в самолетах оборудованы пассажирские салоны с отдельным отсеком для первого лица МЧС. При этом конструкцией лайнера обеспечивается возможность его быстрой конвертации в медико-эвакуационный вариант, оснащенный 2–6 съемными модулями с медицинской аппаратурой. Возможны смешанные конфигурации салона — для одновременной перевозки пассажиров и раненых. Это позволит как оперативно доставлять бригады МЧС к месту происшествия, так и эвакуировать пострадавших.
В ОАК отказались комментировать вопросы, связанные со спецназначением самолета.
Известно, однако, что для обеспечения первого лица телефонной связью и доступом в интернет каждый из двух Ан-148 будет оснащен специальными станциями спутниковой связи общей стоимостью до 60 млн рублей. В ближайший понедельник, 26 марта, МЧС подведет итоги открытого конкурса на поставку соответствующего оборудования.
В самолетах должна быть установлена станция международной спутниковой связи Inmarsat, говорится в конкурсной документации. Для работы в интернете должен быть поставлен защищенный ноутбук в комплекте с портативным сканером и принтером. Есть и оригинальные требования. Например, в «салоне главного пассажира» должны быть установлены одна телефонная и одна компьютерная розетки, цветовая гамма которых должна соответствовать цветовому исполнению интерьера салона самолета.
Для обеспечения бесперебойной спутниковой связи во время стоянки самолетов в комплект бортового оборудования следует включить абонентскую станцию Iridium. Любопытно, что этот оператор на сегодня не имеет лицензии Минкомсвязи, а терминалы не сертифицированы в России. Эксплуатация бортовой станции может быть разрешена, только если на территории страны будет построена станция Iridium и тем обеспечен контроль над связью. Пока же Iridium не позволяет государству отслеживать звонки.
В МЧС, между тем, утверждают, что частоты для работы Iridium уже были выделены, а соответствующее оборудование разрешено к ввозу в страну.
— Сейчас создан оператор Iridium Rus, который для выполнения своих обязанностей должен получить лицензию от Минкомсвязи. Для этого ему нужно выполнить требования по СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), чтобы спецслужбы при необходимости могли слушать частоты, — рассказал «Известиям» замначальника Управления информационной безопасности МЧС Александр Золотарев.
По его данным, лицензию Минкомсвязи новый оператор может получить уже в начале июня этого года.
Подобная система связи с полной комплектацией, включая все кабели, монтажные работы, тестирование оборудования, проведение наземных и летных испытаний, сертификационных испытаний, может обойтись примерно в $700 тыс., считает Сергей Перов, представитель компании ЗАО «МВС глобальные телекоммуникации» (представительство Inmarsat в России).
В минувший четверг комиссия во главе с замминистра МЧС Александром Чуприяном находилась на воронежском авиазаводе с целью контроля за ходом работ по строительству заказанных Ан-148. По предварительным данным министерства, получение первого самолета ожидается 1 ноября, второго — до 30 декабря этого года./izvestia.ru/