12.08.2010 - Кошки чувствовали, что грядет беда. Ночи напролет выли собаки, но мы не обратили на это внимания, - рассказывает Валерий Бакланов, житель поселка Ласковский под Рязанью, который потерял в пожаре дом.
Деревня Крюша наполовину сгорела 29 июля. Все продолжалось 20 минут. Вчера бульдозеры разгребали пепелища. Остатки от ванны, остов автомобиля, погнутая железная ограда, кусок трубы, - это все, что осталось у людей из нажитого.
Во вторник в Крюше был премьер-министр Владимир Путин. Он обещал погорельцам, что отстроит им дома, даст новые квартиры или компенсации. Перед приездом Путина, который даже полетал на противопожарном самолете, началось строительство первого дома. В землю вкопали новые бетонные сваи взамен прежних, деревянных, от которых после пожара ничего не осталось. На стройке даже была установлена веб-камера, чтобы вся Россия и весь мир на интернет-странице правительства могли следить за тем, как движутся работы.
Но во второй половине дня в Креуше вновь загорелся лес. Его гасили пожарные из Белоруссии. Картина сюрреалистическая: огонь угрожал вчерашнему пожарищу, которое еще не успели как следует привести в порядок.
Вдруг пожарные бросились к машинам. – Огонь подходит к деревне с другой стороны. Мы должны переместиться! – прокричали они и уехали с сиреной.
Валентина Бакланова из Ласковского, который находится по соседству, никогда не забудет 29 июля. – Леса горели несколько дней. Мы звонили пожарным, но нас игнорировали. У нас каждый год горят леса. Земля здесь сухая, а лес сосновый. Вдруг начался ураган, я языки пламени поднялись метров на двадцать. Муж с другими мужчинами побежал гасить лес лопатами.
- Языки пламени были высотой с многоэтажный дом, в нашу сторону шел серо-черный дым. Чудо, что я добежал из леса обратно домой. Я вылил на дом еще два ведра воды, но это было бесполезно", - говорит муж Валентины Валерий.
Валентина схватила документы, сына, помогла выйти из дома матери и, непонятно почему, в последнюю минуту прихватила мухобойку. "С таким хозяйством я осталась после десятка лет брака", - говорит она, вытирая слезы.
Уже больше десяти дней ее семья живет в социальной гостинице, которую оплачивают власти. Пока они получили 10 тысяч рублей на первоначальные нужды и ждут нового дома, который по обещанию Путина должен быть построен на том же самом месте до 1 ноября.
- Я надеюсь, что власти нас не обманут. Если у нас будет новый дом, приезжайте на новоселье, - смеется безработный Валерий.
- Когда ударила самая сильная волна пожаров, воцарился хаос. Никто не знал, что делать. Но сейчас ситуация в целом взята под контроль, хотя местами огонь все еще горит, - вздыхает представитель рязанских властей Сергей Дудкин.
Из-за хаоса больше всего пострадала деревня Свеженькая, лежащая на границе Рязанской области и республики Мордовия. Когда 25 июля там начался пожар, никто не хотел ее гасить, рассчитывая, что деревней займутся соседи. В итоге сгорели обе части деревни.
29 июля называют в Рязани черным четвергом. В тот день целиком сгорел поселок Передельцы, а несколько других выгорели частично. Погибло восемь человек (по всей России пожары унесли 50 жизней).
- Сейчас угрозы для жизни нет, хотя огонь горит в 20 местах на территории около 4 гектаров, - уверяет вице-губернатор Рязанской области Андрей Шевелев. – У нас есть план эвакуации деревень. На дежурстве находятся автобусы с работниками. Мы способны мгновенно эвакуировать людей.
"Нужен бульдозер", "Нужно сделать кольцо", "Нужны пилы, чтобы сделать просеку", "Необходимо выяснить, каков фронт пожаров со стороны Московской области", - доносится из центра командования польских пожарных, которые с вечера вторника борются с пожарами под Рязанью вместе с россиянами и белорусами.
Поляки отвечают за два участка: "Мазовию" – где горит лес, и "Подляшье", где горят торфяники. В первом ситуация лучше, достаточно следить, чтобы огонь не распространялся. Во втором нужно постоянно поливать торфяник водой.
Самые большие проблемы создает языковой барьер. – Все у вас в порядке? Условия хорошие? Работаете посменно? Время на отдых есть? Сколько человек одновременно принимает участие в акции? – интересуется у польских пожарных генерал Евгений Каргаев из МЧС.
- Это нормально, что в моменты катастроф люди друг другу помогают. Россияне тоже нам помогали, когда у нас было наводнение, - объясняет старший бригадир Дариуш Марчиньский (Dariusz Marczyński), командующий 159 польскими пожарными. По предварительной договоренности они должны остаться на две недели, но они говорят, что останутся и дольше, если это будет нужно.
- Недостатка работы для них, к сожалению, не будет, - вздыхает Дмитрий Гавричков из рязанской противопожарной службы. Вчера по пути через леса вокруг Рязани то и дело можно было наткнуться на дым или небольшие очаги огня. Местные жители молятся, чтобы было безветренно, иначе черный четверг может повториться./inosmi.ru/