05.08.2010 В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.
Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.
В пожарной охране МВД имелся Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, сеть территориальных пожарно-технических станций, проводящих научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности, а также учебные заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Некоторые министерства и ведомства (например, министерство путей сообщения, министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели свою ведомственную пожарную охрану. На промышленных предприятиях и стройках, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах организовывались из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины.
Привлекали население к делу профилактики пожаров республиканские, краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользовались по месту работы рядом льгот (например, им предоставлялся дополнительный отпуск).
Для выполнения своей главной задачи – борьбы с огнем – пожарная охрана располагала различными автомобилями, пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников – их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.
Все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при при тушении лесных пожаров в 1972 г. в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.
Большое значение придавалось профилактике пожаров. Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня.
Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые "контролируемые отжиги".
Заранее составлялись метеопрогнозы, по которым можно было предвидеть силу и географию пожаров, завозился инвентарь для тушения, горючее для техники.
В Российской Федерации да 2007 г. за лесные пожары отвечала единая структура – Гослесохрана, в штате которой было примерно 75 тысяч лесников. Профессиональные лесничие регулярно патрулировали территорию и либо оперативно тушили пожар, либо успевали оградить от огня населенный пункт.
С принятием нового Лесного кодекса Гослесохрана была ликвидирована полностью, а ее функции распределены между региональными властями и частными арендаторами. По новому Лесному кодексу за борьбу с огнем должны отвечать региональные структуры, выигравшие аукцион на ведение противопожарных работ с передачей им соответствующих субвенций из федерального бюджета. А МЧС России осуществляет тушение лесных пожаров при угрозе распространения огня на населенные пункты, нефте- и газопроводы, потенциально опасные и другие объекты экономики.
Сейчас законодательством леса разбиты на 4 зоны ответственности: федеральные леса; федеральные леса, полномочия на тушение которых выданы субъектам РФ, и леса, принадлежащие субъектам РФ; леса Министерства обороны; леса на приграничных территориях.
Субъекты РФ, как правило, собственных сил и средств на тушение лесных пожаров не имеют. В отличие от Федерального агентства лесного хозяйства, которое имеет достаточно серьёзные силы и средства, в том числе лесную авиаохрану. Федеральное агентство лесного хозяйства проводит торги и конкурсы, заключает договора с организациями на проведение работ по тушению лесных пожаров. И также в целях обеспечения тушения лесных пожаров вносит в условия договора аренды на лесные участки и угодья соответствующие предложения и требования, возлагая функции по тушению лесных пожаров и на лесопользователей.
Арендаторы по закону обязаны лишь обеспечить тушение пожара, но не тушить его.
По мнению представителей Гринпис, МЧС не обладает опытом по тушению лесных и, особенно, торфяных пожаров. Машины и оборудование, которыми располагают подведомственные МЧС структуры, как считают в природоохранной организации, зачастую просто непригодны для работы на лесных пожарах – например, не могут пройти по лесным дорогам без покрытия или не могут обеспечить забор воды из мелких и частично пересохших водоемов. В итоге среди всех занятых на тушении лесных пожаров 80% – это работники леса. Но во многих регионах нет представителей лесных служб: там, где основные площади лесов переданы в аренду, силы лесничеств и бывших лесхозов невелики – ведь предполагается, что основные лесохозяйственные работы должны выполнять арендаторы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников/rian.ru/