17.03.2010 Об этом «КВ» сообщил директор Центра страхового права Алексей АЛГАЗИН:
— В январе 2010 года мы открыли новое подразделение — Центр пожарного права. Кроме наших юристов, в него вошли специалисты по пожарной безопасности ряда омских предприятий, а также несколько омских юристов, специализирующихся в данном направлении права. Центр предоставляет консультации предпринимателям по заполнению пожарных деклараций, по обжалованию решений пожарного надзора, вынесенных по результатам проверок, рассказывает о том, как вести себя при проверках, чтобы не допустить нарушения своих прав, а также самим не нарушить закон во время проведения пожарным надзором проверок бизнеса. Данные услуги сейчас очень актуальны, тем более после событий в Перми. Насколько мне известно, наш центр не имеет аналогов в Сибирском регионе.
По словам АЛГАЗИНА, в последнее время возникает много споров в сфере пожарного права. В основном на стадии проверок в отношении предпринимателей и юрлиц, когда госпожнадзор устанавливает какие-то нарушения.
— При желании в любой организации можно найти какое-нибудь правонарушение. Например, огнетушитель или пожарный шланг может висеть не на нужном расстоянии от пола — не 15 см, а 20 см — и это считается уже нарушением. Вопрос в том, насколько эти нарушения влияют на безопасность тех лиц, которые работают в офисных или торговых помещениях, и на посетителей данных помещений. Сейчас очень большие штрафы с юрлиц — 10-20 тысяч рублей, которые в ближайшее время хотят увеличить вообще до 400 тысяч рублей, — рассказал АЛГАЗИН.
Пожарный надзор может добиться и административного приостановления эксплуатации здания или помещения через мировой суд. Примеры тому в Омске — ТК «Лента», Цирк, автоцентр «Бегемот» и много других объектов. Пожарный инспектор может выехать как с плановой (раз в 2-3 года), так и с внеплановой проверкой (может быть проведена в любое время по заявлению гражданина) на объект. Он составляет акт и протокол осмотра объекта.
— Надо признать, что и прокуратура (в плане инициации и поддержания исков, связанных с противопожарной безопасностью), и судьи не являются специалистами в области пожарного дела. Они не знают досконально всех норм, а просто видят ссылки на названия норм в протоколах пожарных и верят им на слово так же, как, например, все мы верим врачам. Например, когда инспектор пишет в протоколе, что здание опасно для жизни и здоровья, то ему верят. Хотя на самом деле согласно федеральному закону, чтобы закрыть здание по данной причине, нужно провести специальную экспертизу — рассчитать пожарный риск. У нас же сейчас большинство зданий, как правило, закрывается всего лишь по субъективной оценке пожарных. Пожарный получается царем и богом в данной ситуации, — поделился своим мнением АЛГАЗИН.
Несколько дел, которыми занимались юристы АЛГАЗИНА, подтолкнули его к идее об открытия Центра пожарного права. Например, когда в ресторане «Ланч» в ЛАО возник пожар, то пожарные, по словам Алексея Игоревича, в рамках уголовного дела провели экспертизу причин возгорания, а в рамках административного дела, когда к ответственности привлекалось юрлицо, не провели. А получилось так, что в данном здании есть арендаторы, арендодатели и третьи лица, которые продали данное помещение — кто в итоге должен нести ответственность? Или другой пример — пожарный инспектор пришел в торговый павильон на Левобережном рынке и сказал, что субъект торговли опасен с пожарной точки зрения, что его нужно закрывать. А таких абсолютно одинаковых павильонов на данном рынке несколько десятков, но закрывать нужно почему-то только один из них. Пожарный инспектор добился через мировой суд приостановления деятельности данного павильона — такие решения вступают в силу моментально.
— Когда мы начали заниматься данным делом, то выявили немало нарушений, допущенных пожарными при составлении протокола осмотра объекта, оказалось, что не было в павильоне настолько серьезных несоответствий пожарным нормам, которые требовали бы закрытия павильона. В итоге мы обжаловали решение мирового суда в облсуде и выиграли это дело, — рассказал АЛГАЗИН.
Основная идея Центра пожарного права по задумке его создателей — правовой ликбез бизнеса в области противопожарного законодательства. Тем более что с 1 мая начинает действовать новый Технический регламент о требованиях к пожарной безопасности, принятие которого привело и к внесению изменений в КоАП РФ. Предприниматели и юрлица должны об этом знать. Например, стало обязательным для бизнеса заполнение пожарной декларации. На данный момент Центр пожарного права активно защищает интересы автоцентра «Бегемот» в Арбитражном суде Омской области. /kvnews.ru/